Система ударений во французском языке

Раднаева Анита Валерьевна – студент Бурятского государственного университета.

Аннотация: Ударение играет важную роль при изучении любого языка. В современной системе французского языка ударение падает на последний слог слова. При более подробном рассмотрении вопроса лингвисты различают основное и добавочное ударения. В данной статье представлены базовые принципы системы ударений во французском языке, виды ударений и первостепенные понятия.

Ключевые слова: французский язык, ударение, фонология, фонетика, ритмическая группа.

«В лингвистике принято выделять языки с фиксированным ударением и со свободным ударением» [2, c. 1]. Французский язык относится к языкам с относительной фиксированностью. Это означает, что помимо основного ударения, существует добавочное. Первое падает на последний слог лексического слова, второе же на первый слог.

Рассматривая ритмические структуры, выделяются два уровня: фонологический и фонетический. Основное ударение относится к разделу фонологии и принадлежит абстрактному уровню исследований. [2, c. 1]. Добавочные ударения реализуются в речи и требуют исследования фонетического исследования конкретных реализаций.

Что касается других классификаций, А.Н. Рапанович считает, что существуют словесное и фразовое ударения. Словесное ударение во французском языке связанное, то есть в изолированных словах оно стоит всегда на последнем слоге. Фразовое делится на два типа: ритмическое и выделительное [5, с. 61].

Ритмическое, в свою очередь, всегда присутствует в любой фразе и создает ее ритм. Ритм – чередование ударных и безударных слогов, постановка ударения через определенные промежутки времени. 

При анализе слов внутри ритмических групп, выделяются несколько признаков расстановки ударения. В простой ритмической группе ударение падает на последнее слово. Если ритмическая группа удлиняется, то ударение передвигается: бывший ударным последний слог теряет ударение и оказывается завершающим в ритмической группе. Если ритмическая группа состоит больше, чем из трех слогов, то появляются второстепенные ритмические ударения. Обычно они падают на нечетные слоги, начиная от конца ритмической группы. Если ритмическая группа состоит из трех слогов, второстепенное ударение исчезает, так как оно оказывается рядом с основным ударением предшествующей группы. Два ритмических ударения подряд не допускаются. [5, с. 63].

Во французском языке существует еще одно второстепенное ударение начала слова. В зависимости от количества слогов в слове, ударение может ослабляться согласно правилу дезакцентуации, а может усиливаться, при этом совпадая с второстепенным ударением нечетных слогов. В четырехсложных словах оказывается два второстепенных ударения подряд: ударение начала слова и второстепенное ритмическое ударение.

Важно выделить следующим тип ударения – выделительное. Данное ударение встречается нечасто и возникает лишь при необходимости выделения отдельных слов. Обычно существует параллельно с ритмическим ударением.

Одним из типов выделительного ударения является дидактическое ударение. Контрастируя с эмфатическим, дидактическое ударение тесно связано с мышлением человека и также служит для выделения конкретных слов. Говорящий, используя это ударение, хочет сфокусировать внимание партнера на определенном слове. Этот тип ударения падает обычно на первый гласный слова. Гласный изменяется по долготе, высоте и напряженности [3, с. 69].

В речевом потоке ударение несет не каждое слово внутри смысловой группы, а смысловая группа в целом. Из этого следует, что количество ударений во фразе определяется не количеством слов, а количеством ритмических групп.

Ритмическую группу во французском языке составляют:

  1. Знаменательное слово с относящимися к нему служебными словами;
  2. Определяемое слово со всеми определяющими словами, стоящими перед ним;
  3. Определяемое слово с определяющим его односложным словом, стоящим после него.
  4. Определение в постпозиции по отношению к определяемому слову объединяется с этим последним в одну ритмическую группу, если определение односложное, и образует особую ритмическую группу, если определение многосложное [5, с.102].

Состав ритмической группы и количество ударений в ходе речи зависят от смысловых оттенков. Немаловажную роль играют стиль и темп речи. Например, стиль произношения будет гораздо тщательнее, если речь говорящего медленна. Таким образом, ударений будет больше и каждая ритмическая группа будет состоять из коротких слогов. [1, c. 165]. В быстрой речи несколько ритмических групп чаще всего соединяются в одну. Длина ритмических групп может быть разной: от одного слога до восьми, десяти, а иногда и более слогов.

Обратимся к еще одному виду ударения – синтагматическому. Это ударение возникает при объединении ритмических групп в синтагмы. При этом ударение последней из ритмических групп данной синтагмы усиливается. Ритмические ударения, стоящих перед этим групп, ослабляются. Чем быстрее речь и длиннее синтагмы, тем больше ослаблены ритмические ударения внутри их. В разговорной речи они совсем исчезают, и синтагма становится ритмической группой.

Если фраза содержит несколько синтагматических ударений, то они тоже неравноценны по силе. В зависимости от смыслового оттенка, одно из ударений может быть сильнее, чем другое. Такое усиление синтагматического ударения, подчеркивающее смысловой, логический центр данной фразы, является ее логическим ударением [5, с. 65].
Существуют и другие виды ударения во французском языке. Одно из них – ударение фокализации, которое приходится на первый слог лексического слова, начинающегося с согласной. Если слово начинается с гласной, то \ ударение так же приходится на первый слог. В других контекстах оно может падать на второй слог. Ударение фокализации акцентируется на элементе фразы.
Эмфатическое ударение характерно для экспрессивного стиля речи, служит для того, чтобы подчеркнуть слово и эмоции говорящего [3, с. 68]. Выделяемые слова в большинстве случаев сами имеют экспрессивное значение, семантическую выразительность. Данное ударение всегда консонантно, то есть падает на согласный.
Существует случай просодического ударения, выявленного создателями французской экспериментальной фонетики. Антрополог стиха Анри Мешонник считал, что данное ударение базируется на ритме фразы. Анри стремился связать воедино консонантно вокалические цепи повторов и ритмику, что привело к созданиям новых смыслов во фразах [2, c. 5].

Экспериментальные работы последних лет также доказали, что во французском языке существует фонетическое, по характеру соответствующее русскому логическому ударению. Логическое ударение выражает во фразе предикативные отношения.

Говоря о системе ударений французского языка, можно выделить не только основное и добавочное ударения. Кроме них ученые признают фразовое, выделительное, эмфатическое, дидактическое, логическое, словесное, фонетическое ударения. Основная проблема заключается в продолжающемся исследовании употребления данных ударений. Делая вывод, с точностью можно утверждать, что любое слово во французском языке может быть и ударным, и безударным, в зависимости от того, как строится ритмическая группа, включающая это слово.

Список литературы

  1. Гордина М. В. Фонетика французского языка, Ленинград: «Издательство ЛГУ», 1973. – 202 с.
  2. Белавина Е.М. Типы ударений во французском языке. Полемика литературоведов и лингвистов. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-udareniy-vo-frantsuzskom-yazyke-polemika-literaturovedov-i-lingvistov/viewer.
  3. Мешонник А. Рифма и жизнь, М.: ОГИ, 2014. – 399 с.
  4. Гордина М.В., Белякова Г.А. Практическая фонетика французского языка. Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003. – 336 с.
  5. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка. Курс нормативной фонетики и дикции, М.: Высшая школа, 1973. – 291 с.