Восстановление и развитие экономики Китая под воздействием крупной эпидемии

Лю ЯоФей – докторант, доцент Нанкинского лесного университета; декан бизнес-школы Нанкинского педагогического университета; Тайчжоуский колледж.

Аннотация: Поразившая мир пандемия COVID-19 стала нелегким испытанием для многих стран и затронула все стороны их жизни, включая экономику. Китай, ставший за годы реформ и глобализации одним из лидеров мировой экономики и первым испытавший на себе удар пандемии, прикладывает огромные усилия для преодоления ее негативных последствий и поиска путей для выполнения намеченных планов по достижению тактических и стратегических целей развития страны. В статье предложен анализ сложившейся экономической ситуации в Китае, стране, в которой впервые был обнаружен Covid-19. Описаны направления осуществляемых в Китае реформ и мер для выхода из сложившейся экономической ситуации.

Ключевые слова: COVID-19, эпидемия, пандемия, экономика Китая, противоэпидемическая борьба, экономический рост, ВОЗ, международное сотрудничество.

Современный Китай представляет собой одну из стран с самой развитой и динамично развивающейся экономикой. Политика реформ и стремление к открытости привели страну к значительным достижениям во всех отраслях экономики государства.

Китайская экономика занимает лидирующие позиции и среди развивающихся стран, а так же среди развитых.

Разразившаяся в 2020 г. пандемия коронавируса оказала сильное влияние на все сферы жизни Китая. За годы реформ и в период расцвета глобализации Китайская Народная Республика превратилась в один из главных локомотивов мировой экономики и прочно завоевала звание «фабрики мира». Поэтому борьба с пандемией стала важнейшим фактором, который нашел свое отражение как во внешней, так и во внутренней политике Китая, стремящегося сохранить завоеванные позиции и реализовать стратегические цели развития страны.

Став за годы реформ одной из ведущих экономик мира и вступив в жесткое противостояние с США в борьбе за лидерство по многим направлениям, Китай в условиях пандемии столкнулся с необходимостью вести «войну на два фронта» – бороться с коронавирусом у себя дома и одновременно противостоять агрессивному наступлению американской администрации, обвинившей Китай и его руководство в непринятии необходимых мер контроля за ситуацией у себя в стране, что, по утверждению Вашингтона, привело к распространению вируса во всем мире.

Достаточно сильно пострадали сферы туризма, общественного питания и трудозатратные производства, вследствие чего испытали непродолжительные колебания тенденции развития китайской экономики.

Эпидемия коронавируса не пошатнула основы экономического развития Китая. Согласно древней китайской мудрости, кризис всегда сопровождают новые возможности. Перед лицом нынешних проблем национальная экономика Китая устояла и показала способности к самовосстановлению и слаженность, появились новые точки роста. Это стало ярким свидетельством того, что вектор развития китайской экономики в долгосрочной перспективе не изменился.

Сегодня противоэпидемическая борьба на мировой арене по-прежнему не окончена, и никто не может остаться в стороне.

Важнейшими инструментами реализации стратегии развития экономики и обеспечения стабильного экономического роста Китая являются:

  • аграрная реформа, обеспечивающая сельскому хозяйству дополнительные возможности по производству своей продукции и дальнейшей реализации ее;
  • стимулирование мелкого и среднего бизнеса, в первую очередь функционирующего в сфере торговли и сфере услуг;
  • привлечение иностранного капитала и развитие экспортного производства, посредством создания специальных экспортных зон с продвинутой производственной инфраструктурой и налоговыми льготами;
  • государственный контроль в следующих секторах: финансовый, промышленность, транспортный сектор, система социального обеспечения [1, с. 63].

Данная тенденция и в последствии могла сохраниться, если бы не проявившийся по информации в СМИ, 17 ноября в провинции Хубэй17 короновирус, который, по мнению Всемирной Организации Здравоохранения в дальнейшем распространился до масштабов «пандемии».

В этот период, конечно, ни один специалист не мог предположить каких масштабов достигнет короновирусная инфекция и сколько государств пострадает от нее. Многие эксперты, для оценки сложившейся ситуации могли основываться примером эпидемии атипичной пневмонии в 2002 году, которая также пошла из Китая, и которая была выявлена в 29 странах и забрала около 800 жизней.

Экономика поднебесной тогда пострадала совсем несущественно и смогла быстро вернуть прежние позиции на рынке. Именно похожего сценария и ожидали с современным вирусом COVID-19. Но, к сожалению, ожидания экспертов не оправдались, и инфекция набрала небывалых масштабов и распространилась по всему миру [2, с. 36].

Распространение COVID-19 в Китае оказало существенное воздействие на китайскую экономику, а следовательно последовали и колебания на мировом экономическом пространстве. В первую очередь на вирус отреагировали фондовые биржи наиболее крупных китайских городов, а именно Гонконга и Шанхая. В связи с нарастающей паникой в начале 2020 года, было принято решение о временном закрытии фондовых бирж.

Ситуация с эпидемией короновируса уже существенно отразилась на экономике Китая, потери в первом квартале 2020 года оцениваются почти в 1 триллион юаней (143,1 миллиарда долларов) или около 1% от ВВП страны.

В условиях распространения вируса COVID-19 в Китае многие заводы приостановили деятельность. В Китае приготовились к тому, что по итогам года экспорт упадет на 10 процентов.

Однако китайская экономика оправилась от эпидемии и восстанавливается ускоренными темпами.

Благодаря эффективному руководству председателя КНР Си Цзиньпина, Китай вел тотальную войну с пандемией коронавируса и добился большой стратегической победы. В результате Китай стал первой крупной экономикой, которая смогла возобновить ее рост после вспышки эпидемии.

Компетентные органы последовательно реализуют план по обеспечению стабильности «шести фронтов таких, как: занятость, финансы, внешнюю торговлю, инвестиции и др. Также они реализуют план по безопасности «шести направлений». К ним относятся: занятость и доходы, продовольственная и энергетическая безопасность, стабильность и т. д.

Под сильным руководством Центрального комитета партии, на прочной основе более чем 40-летней политики реформ и открытости и совместными усилиями народа страны, китайское правительство координировало профилактику эпидемий и социально-экономическое развитие, обнародовало 90 проектов политических мер в восьми областях, направленных на восстановление производства и труда и укрепление макроэкономического контроля [4, с. 36].

Под предпосылкой достижения нормализации профилактики и контроля руководство Китая придерживается стабильного прогресса, новой концепции развития, придерживается внутреннего предложения как основной линии структурной реформы и открытости, как движущей силы для высококачественной политики развития.

Экономике КНР был нанесен решающий удар в трех битвах, вследствие чего была усилена работа Центрального комитета партии по обеспечению стабильности в шести областях, а именно: обеспечение занятости и основных средств к существованию населения, обеспечение участников рынка, продовольственной и энергетической безопасности, обеспечение стабильности производственной цепочки поставок и нормального функционирования низовых организаций.

Также решительно была реализована стратегия расширения внутреннего потребления, выдан 1 трлн юаней специальных государственных займов для предотвращения эпидемии и борьбы с ней, проведено содействие либерализации «уличной экономики», поддержана общая ситуация экономического развития и социальной стабильности, всесторонне создается общество со средним уровнем дохода.

Все эти разумные и рациональные меры привели к незамедлительным результатам, благодаря чему китайская экономика вернулась на путь стабильности и растет вопреки тенденции.

С учетом проблем, возникших во время эпидемии, был предложен план реформ по совершенствованию рыночной экономики.

Необходимо «упростить административные процедуры и дать больше полномочий органам власти на более низком уровне», чтобы стимулировать трансформацию второго эшелона фондового рынка. В вопросах управления иностранными инвестициями были внесены изменения с точки зрения промышленности и условий доступа.

Основные стратегии регионального развития реализуются на постоянной основе. Быстрыми темпами создаются агропромышленные парки и промышленные кластеры сельскохозяйственных предприятий. Динамика переоснащения устаревших жилых массивов в городах и селах растет, а качество строительства новых домов улучшается [5, с. 6].

На следующем этапе Китай будет продолжать полагаться на реформы, стимулирующие жизнеспособность участников рынка, укрепляющие новые точки развития, устраняющие системные препятствия и пробуждающие импульс внутреннего развития. Для этого руководству КНР необходимо:

  • углубить реформу «упрощения административных процедур и децентрализации власти»;
  • способствовать реформированию распределения факторов производства на рынке;
  • повысить эффективность государственного капитала и реформировать предприятия;
  • оптимизировать среду для частного экономического развития;
  • способствовать модернизации производства и развитию развивающихся отраслей, всесторонне внедрить Интернет;
  • ускорить создание 5G;
  • сформировать новые преимущества цифровой экономики;
  • увеличить поддержку научно-технических инноваций;
  • содействовать предпринимательству и инновациям [6, с. 125].

Будучи второй по величине экономикой в мире, китайская экономика постепенно стабилизировалась и стала основным двигателем глобального экономического роста, придавая уверенность и жизненную силу глобальному экономическому восстановлению.

Активность китайского потребительского рынка позволит эффективно развивать экспорт других стран. Обладая крупнейшим в мире потребительским рынком и самой быстрорастущей группой населения со средним уровнем дохода, Китай является мощным двигателем своего экономического развития.

По мнению некоторых экспертов, потребительский рынок Китая, скорее всего, достигнет 45 трлн юаней, что обгонит США как крупнейший рынок в мире. В настоящее время большое количество временно приостановленных проектов сотрудничества «Один пояс, один путь» постепенно восстанавливают производство и работу, чтобы помочь принимающим странам восстановить экономику.

Основные направления и объекты китайской внешнеполитической активности остались без изменений, однако при этом политика Китая на международной арене все в большей степени приобретает глобальный характер. В течение 2020 г. основные внешнеполитические усилия Пекина были сконцентрированы на США, ЕС, странах АТР и России.

Китай готов сохранять тесную координацию и взаимодействие с АСЕАН по международным, региональным и глобальным вопросам, отстаивать многосторонние подходы, охранять мир и стабильность в регионе и защищать международную законность и справедливость [3, с. 90].

Таким образом, в условиях пандемии Китай смог в полной мере проявить себя как глобальная ответственная держава, которая дополнила и подкрепила идею строительства «сообщества судьбы человечества» идеей о формировании «сообщества здравоохранения человечества» на основе укрепления международного сотрудничества в этой области. После завершения пандемии можно ожидать дальнейшего усиления позиций КНР и ее влияния в мире.

Поразившая мир пандемия COVID-19 стала нелегким испытанием для многих стран и затронула все стороны их жизни, включая экономику. Китай, ставший за годы реформ и глобализации одним из лидеров мировой экономики и первым испытавший на себе удар пандемии, прикладывает огромные усилия для преодоления ее негативных последствий и поиска путей для выполнения намеченных планов по достижению тактических и стратегических целей развития страны. Это нашло свое отражение во внешней и внутренней политике руководства страны, активно и целенаправленно использующей фактор коронавируса для сохранения завоеванных позиций, продвижения вперед и укрепления влияния Китая в мире. КНР удалось избежать глубоких негативных последствий для национальной экономики путем введения фискальных и монетарных мер поддержки, а сама пандемия подняла вопрос о необходимости пересмотра сформировавшейся в докоронавирусную эпоху модели экономического роста, снизив ее зависимость от внешних рынков и масштабных инвестиций в основные фонды.

В условиях пандемии Китай смог в полной мере проявить себя как глобальная ответственная держава, которая дополнила и подкрепила идею строительства «сообщества судьбы человечества» идеей о формировании «сообщества здравоохранения человечества» на основе укрепления международного сотрудничества в этой области. После завершения пандемии можно ожидать дальнейшего усиления позиций КНР и ее влияния в мире.

Список литературы

  1. Гамза Л., Заклязьминская Е. Пандемия COVID-19 как фактор внешней и внутренней политики Китая // Пути к миру и безопасности. 2020. № 2 (59). С. 63-80.
  2. Красноруженко М.С. Эпидемия коронавируса. Последствия и угрозы для экономики Китая. Промышленность и рынки // Финансовые рынки и банки. 2020. № 2. С. 36-40.
  3. Линь П. Внешнеторговая деятельность Китая в условиях пандемии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 3 (35). С. 90-96.
  4. Сазонов С.Л., Ван Ц. Планы китайского руководства по преодолению последствий эпидемии коронавируса и отраслевого спада // Автомобильная промышленность. 2020. № 8. С. 36-39.
  5. Чан Х. Влияние эпидемии в Китае на экономику // Столыпинский вестник. 2020. № 2. С. 6-7.
  6. Челухина Н.Ф., Асяева Э.А. Китайская экономика после короновируса // В сборнике: Глобальные тенденции и национальные особенности в области управления, экономики, торговли и бизнеса. Нижний Новгород, 2020. С. 125-130.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail