Основные компоненты профессиональной правовой культуры

Абдрасулов Ермек Баяхметович – доктор юридических наук, профессор кафедры Теории и истории государства и права Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва.

Толеуханова Гульназ Амиргазыевна – магистрант Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан.

Аннотация: Предметом исследования выступают категории профессиональная правовая культура, правосознание, профессиональный служебный долг, а также воззрения ученых об их функциональном предназначении.

В статье анализируются компоненты профессиональной правовой культуры с позиции методологии теории права, которая предусматривает, что наука необходима для обслуживания потребностей практики. В этой связи делается акцент на таком компоненте, как профессиональное усмотрение, являющееся результатом профессиональной деятельности и оказывающее влияние на уровень профессиональной правовой культуры. В качестве неотъемлемого компонента профессиональной правовой культуры в статье рассматриваются и морально-нравственные нормы, составляющие основу профессиональной этики.

Ключевые слова: Правовая культура, правосознание, профессиональный долг, профессиональное усмотрение, морально-этические нормы, правовые установки.

Первый Президент Республики Казахстан – Лидер нации, отмечая роль культуры в современном обществе, подчеркивал, что движущей силой независимого, сплоченного государства является народ, его культура, общие ценности, цели и задачи [1].

Именно по уровню культуры общества, можно судить об успешности и эффективности реализуемых государственных программ, которые в свою очередь создаются и разрабатываются для народа, во благо народа, с помощью народа.

Культура общества довольно многогранное явление, которое включает в себя сознание, язык, религию, искусство, образование, духовное историческое наследие, традиции, обычаи, то есть все богатство, весь потенциал, которым мы можем гордиться.

Третья модернизация страны помимо развития политики и экономики затронула и модернизацию всех вышеуказанных областей, на основе которых формируется культура общества.

Развитие правовой культуры общества, как одной из разновидностей общей культуры, приобрело свою актуальность ввиду стремления к реализации основных идей верховенства права, когда все идеи, взгляды, ценности и установки, являясь правовыми, соответствуют правовой действительности, то есть всем достижениям в области права на данном этапе развития государства.

В данном контексте в определении понятия правовой культуры общества в качестве ключевых элементов следует указывать эффективную правовую деятельность, которая, в свою очередь зависит от субъектов права как носителей, творцов и реализаторов правовой активности.

Рассмотрение субъектов права как носителей правовой культуры, позволяет выделить два вида правовой культуры общества: общую и профессиональную. Зарубежные авторы выделяют иную классификацию правовой культуры: внутреннюю – как отношение к праву субъектов, деятельность которых непосредственно связана с правом - судей и юристов, и внешнюю – как отношение к праву широких слоев населения [2].

Некоторые исследователи выделяют «специальную (профессиональную) и обыденную (массовую) правовую культуру» [3, с. 329].

Несмотря на разнообразие наименований, суть классификации одна – авторы выделяют правовую культуру субъектов права, деятельность которых непосредственно связана с созданием или реализацией (применением, исполнением) правовых норм.

Роль профессиональной правовой культуры трудно переоценить, ибо благодаря именно ей создаются основные идеи, правовые ценности и установки, которые находят свое отражение в общественном правосознании, именно результаты профессиональной правовой деятельности создают прочный фундамент для правовой культуры всего общества.

В целях определения особенностей профессиональной правовой культуры, как основной фундаментальной направляющей в деле повышения уровня правовой культуры общества в целом, необходимо проследить особенности ее формирования и развития, а также определить ее неотъемлемые компоненты, виды и факторы, оказывающие непосредственное влияние на ее развитие.

Свои истоки профессиональная правовая культура берет с момента становления и развития индивида, когда начинают формироваться зачатки обыденной правовой культуры. Еще с раннего детства индивид впитывает в себя окружающую информацию, на основе которой зарождаются первоначальные ценности и установки. Его основная среда, в которой он растет и развивается, является основным производителем этих ценностей. Главенствующая роль в данном случае принадлежит институту семьи и организациям образования.

В институте семьи как в самостоятельной ячейке общества, своеобразном мини-обществе, имеются свои ценности и установки, в том числе и правовые. На формирование данных ценностей непосредственное влияние оказывает сфера профессиональной деятельности родителей. К примеру, в семье, где профессия родителей связана с юриспруденцией, в правосознании ребенка будут откладываться правовые ценности и установки, и в большинстве случаев он в будущем продолжает профессиональную деятельность родителей. В семье военнослужащих преобладают патриотические ценности и установки, носители которых в будущем служат во имя Родины. В семье, где родители являются медицинскими работниками преобладают ценности милосердия, представители которых никогда не оставят в беспомощном состоянии человека.

Организации образования, такие как дошкольные образовательные учреждения, организации среднего, высшего и послевузовского образования также выполняют одну из важнейших функций – не только интеллектуальное, но и правовое развитие индивида, закрепление в его правосознании «правильных» ценностей. Здесь есть один важный момент: эффективность образования зависит не только от того, что индивид знает, а от того, насколько он осознает ценность полученных знаний и может их применять при выборе того или иного варианта поведения.

Таким образом, основы профессиональной правовой культуры в виде фундаментальных правовых ценностей и установок закладываются в правосознании индивида с раннего детства и продолжают формироваться во время получения соответствующего образования. Проверенные ценности и установки закрепляют правильное отношение индивида к праву, помогают выбирать правильный вариант поведения, что, несомненно, способствует формированию позитивного отношения к праву.

Результаты полученного воспитания и образования, активная позиция по отношению к основным событиям в государственно-правовой жизни общества, помогают индивиду легче перейти на следующий этап своего развития, связанный с выбранной профессиональной деятельностью. Именно в ходе осуществления профессиональной деятельности субъекты права начинают осуществлять полноценную реализацию имеющихся знаний и навыков. Именно в ходе профессиональной деятельности находят свое реальное отражение имеющиеся в правосознании ценности и установки, сформированные через осознание субъектом своего профессионального служебного долга.

Феномен ценности служебного долга известен с момента развития древних государств. В этой связи античные философы, подчеркивая высшую ценность законов полиса, в своих трудах отмечали, что «жители полиса добровольно давали клятву верно служить государству и добросовестно выполняли свои обязанности: принимали участие в управление полисом, служили в армии и воевали, участвовали в судебных делах» [4, с. 82]

Гегель также указывал, что служение государству требует жертвования «самостоятельным и случайным удовлетворением субъективных целей и именно этим дает право находить такое удовлетворение в сообразном долгу выполнения служебных обязанностей, и только в нем» [5, с. 334].

Осознание субъектами своего профессионального служебного долга еще одна ценность, которая возникает в правосознании с момента выбора определенного вида профессиональной деятельности. Следование требованиям служебного долга во многом определяет правильный вариант поведения.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что профессиональный служебный долг – как высшая ценность профессионального правосознания, способствует поддержанию и сохранению профессиональной правовой культуры.

Профессиональное усмотрение как результат профессиональной деятельности также оказывает влияние на уровень профессиональной правовой культуры.

Необходимость профессионального усмотрения возникает, когда субъекту предоставляется возможность выбрать определенный алгоритм действий, определенный вариант поведения, выбрать то, чем он будет руководствоваться, для того, чтобы принять наиболее правильное на его взгляд решение. К примеру, для субъектов правоприменительной деятельности профессиональное усмотрение выражено в необходимости применения той или иной правовой нормы, в целях обеспечения и защиты, прав, свобод и законных интересов граждан. Для медицинских работников профессиональное усмотрение может быть связано с постановкой диагноза, либо с проведением того или иного оперативного вмешательства, в целях сохранения жизни и здоровья пациента. Для военнослужащих профессиональное усмотрение может быть связано с отдачей или исполнением того или иного приказа, в целях поддержания мира и безопасности.

Приведенные примеры позволяют определить особую значимость профессионального усмотрения, которое является важным компонентом профессиональной правовой культуры.

Еще одним неотъемлемым компонентом являются морально-нравственные нормы, составляющие основу профессиональной этики.

Некоторые авторы под профессиональной этикой понимают особенности проявления морали в той или иной сфере человеческой деятельности [6, с. 17].

Другие исследователи отмечают, что нормы морали, составляющие основу профессиональной этики, являются уточнением общих моральных принципов и норм, с учетом особенностей профессиональной деятельности людей [7, с. 182].

Действительно, благодаря институту профессиональной этики, существующие в обществе морально-нравственные нормы, приобретая отточенную, ограненную, усовершенствованную форму, находят свое истинное закрепление и полноценную реализацию, конкретизируясь согласно специфике профессиональной деятельности.

Более того, ученые подчеркивают, что нормы профессиональной этики, взаимодействуя с этическими нормами других профессий, проникают в повседневную жизнь общества и начинают взаимодействовать с морально-нравственными нормами, существующими в данном обществе [8, с. 2].

Взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение профессиональных этических норм с общественными морально-нравственными нормами, свидетельствует о тесной взаимосвязи и постоянном взаимовлиянии профессиональной правовой культуры с общей правовой культурой общества. Так, основные идеи о морально-нравственных ценностях профессиональная правовая культура черпает из общества, а затем шлифует их, выводя окончательный продукт высококачественной огранки. А правовая культура общества развивается в «нужном», «правильном» направлении, благодаря определяющей, направляющей и ведущей роли профессиональной правовой культуры.

На сегодняшний день этические нормы, с учетом общепризнанных международных морально-нравственных ценностей, и ценностей сохранившихся в результате многовековых традиций древнего казахского общества, нашли свое отражение в этических кодексах, составляющих на сегодняшний день морально-нравственную основу профессиональной правовой культуры представителей большинства современных профессий.

Следующий аспект нашей работы касается профессионального правосознания – важнейшего компонента профессиональной правовой культуры, поскольку именно через него проходят все ценности, связанные с рассмотренными нами профессиональным служебным долгом, профессиональным усмотрением и профессиональной этикой.

Профессиональное правосознание содержит в себе истинные представления о праве, правовых явлениях, ибо оно непосредственно связано с профессиональной деятельностью каждого индивида.

В научно-правовой доктрине профессиональное правосознание рассматривают в узком и широком смысле [9, С. 64-68].

Говоря о нормативно-правовом регулировании, существующем в каждой профессиональной деятельности, выделяют профессиональное правосознание в широком смысле. Это профессиональное правосознание юристов, медицинских работников, военнослужащих, представителей сферы науки и образования и др. А в узком смысле под профессиональным правосознанием следует понимать только представителей профессий, деятельность которых непосредственно связана с разработкой, созданием, применением, реализацией и обеспечением правовых норм.

Профессиональное правосознание, рассмотренное в широком смысле, позволяет транслировать истинные правовые установки и убеждения в правовую реальность, создавая тем самым основу для правомерного поведения.

Профессиональное правосознание в узком смысле отражает в правовую реальность не только правовые ценности, установки и убеждения, но и результаты правовой деятельности представителей профессий, непосредственно «связанных с правом». Эффект получаемый от результатов правовой деятельности гораздо больше, так как именно она впоследствии формирует фундамент правовой действительности, которая должна быть максимально приближена к идеям верховенства права, к которому стремиться современное государство.

Рассмотрев профессиональное правосознание, как неотъемлемый компонент профессиональной правовой культуры, можно еще раз подчеркнуть ее особое значение и влияние на правовую культуру общества в целом.

Таким образом, профессиональный служебный долг, профессиональное усмотрение, профессиональная этика, профессиональное правосознание являются важнейшими компонентами профессиональной правовой культуры и подчеркивают ее особенное значение в развитии правовой культуры всего общества.

Список литературы

  1. Выступление Первого Президента - Елбасы Н.А.Назарбаева на XXVII сессии Ассамблеи народа Казахстана // Электронный ресурс // режим доступа http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_other_events/vystuplenie-pervogo-prezidenta-elbasy-nanazarbaeva-na-xxvii-sessii-assamblei-naroda-kazahstana
  2. Ralf Michaels, Legal Culture, in Oxford Handbook of European Private Law(Basedow, Hopt, Zimmermann eds., Oxford University Press, forthcoming) // Электронный ресурс // режим доступа https://scholarship.law.duke.edu/faculty_scholarship/2390/
  3. А.В. Петров, Т.Ю. Котрикова. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (1), с. 326-331, С. 329
  4. Егоров А.В. Знание и культура совести в жизни Сократа. С. 82 СибАК. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. № 6(61). – Новосибирск 2016 г. https://sibac.info/files/2016_06_15_philology/lxi.pdf С. 82
  5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц; Авт.вступ.ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. – М.: Мысль, 1990. – 524 с., 1 л. портр. – (Филос. наследие) С.334
  6. И.Ю. Носков. Профессиональная этика юриста: Учебник для СПО / И.Ю. Носков. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 277 с. – (Серия: Профессиональное образование). С. 17
  7. И.В. Смолькова. Профессиональная этика – нравственная основа профессиональной тайны. Вестник Удмуртского университета. Серия: экономика и право. 2013. Вып. 2, с. 181-184. С. 182
  8. К.Б. Сафонов. Этика профессии и корпоративный этос. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия, социология, право. 2011. № 8 (103). Выпуск 16. с. 1-6, С. 2
  9. О.В. Красножон. Профессиональное правосознание как форма общественного сознания. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (68) 2015. с. 64-68. С.

Интересная статья? Поделись ей с другими: