УДК 82:371.3

Пути обучения школьников жанрам поэзии через произведение Ж. Мамытова “Буурул таңдын жомогу” (Рассветная сказка)

Жолдошева Роза Токтогуловна – преподаватель Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Аннотация: В статье определяются подходы к обучению и составляются планы в зависимости от уровня образования учащихся среднего класса, психологического состояния класса, активности детей, возможности отстаивать свои позиции при анализе ситуации, в которой они могут взаимодействовать друг с другом. Во время урока учитель объясняет, что поставленная цель направлена на формирование компетенций учащихся, что важно связать жанр с личной жизнью ученика. О том, что искусство создания художественного образа, связанное с жанром произведения, может быть доведено до учащихся.

Ключевые слова: Урок литературы, анализ произведения, жанр произведения, художественный образ, ученик, лирическое произведение.

Поскольку учащиеся среднего класса до этого анализировали несколько произведений и выполняли работы по оценке их идейно-эстетической природы, формальное определение литературного произведения им не составляет большого труда. Учитывая, что дети, глядя на внешнюю структуру произведения, стараются различать направленность произведения: лирическая, эпическая или драматическая при литературно-теоретическом анализе произведения, относящегося к одному из этих жанров. Отметим, чтоу учениковимеется достаточно информации по жанрам, так как в процессе обучения очень часто учителями дается на заучивание анализа жанров и определение жанровой стилистики.Так как сама работа по оценке литературного произведения, рассматривающая внешнюю структуру произведения, зачастую не имеет большого успеха, учителями предпочтение отдается вынесению на обсуждение авторской концепции, акцентирующей внимание на идейно-эстетической ценностисамого произведения.[1, 22]Рассмотрение проблемы, поднимаемой автором в произведении, с нравственными критериями, формирующими человечество, хотя и является одной из задач каждого урока литературы, его место в уроке определяет сам учитель.При этом, исходя из уровня знаний учащихся, психологического состояния в классе, активности детей, возможности отстаивать свои позиции при анализе ситуации, в которой они могут взаимодействовать друг с другом, определяются подходы к обучению и составляется план.

Зачастую при составлении плана занятий учителя ориентируются на единые ранее разработанные методы,опираясь на готовое мышление, не принимают во внимание особенности учащихся в классе относительно выполнения аналитических работ художественного произведения. Это приводит к частым случаям неполного выполнения заданияученикомпри представлении авторской мысли, его восприятия,культуры речи при анализе, умения проигрывания, участия в обсуждении.В большинстве случаев учитель литературы не считает необходимым тратить время на выполнение таких задач урока,не выявляет расположения авторской идеи в содержании произведения, внутреннюю специфику каждого жанра в отражении мысли, различия, относящиеся к каждому жанру при составлении текста, не затрагивает присущих ему признаков.Возможно поэтому, даже если учащиеся во время анализа произведения говорят о том, что такое жанр произведения, они не могут своими словами доказать, почему он входит в этот жанр.Они оценивают жанр произведения только в зависимости от его внешнего строения, и часто не говорят об основных жанровых признаках, отличающих его от других, тем самым большинство учащихся пропускают основные черты, определяющие его форму.Это препятствует обучению детей вопросам, относящихся к тому, что актуальность проблемы в произведении может быть связана и с ее жанром.Знание учащихся особенностей лирического и эпического жанров в освещении действительности жизни, происходящей в общественно-социальной сфере, создает благоприятную для познания литературного произведения ситуацию.Например,когда произведение лирическое, оно не требует сюжетной линии, а если жанр эпический, учащимся нужно найти и объяснить суть авторской идеи посредством анализаразвития событий и речи героев.При анализе детского художественного произведения ученикам легко понять, какая проблема поднята в произведении, и обратить внимание на основную идею.

В целом, лирические произведения также имеют ряд отличий по размещению идейного содержания. Поэтому, прежде чем приступить к анализу произведения, учитель совместно с учащимися должен уточнить жанр произведения, подлежащий анализу на уроке.Если учитель литературы на всех занятиях обращался к жанру произведения, то ему не нужно выделять отдельное время, но чтобы дети не забывали о нем, необходимо всегда при изучении нового произведения кратко остановиться на этой проблеме и с объяснением различий жанра ранее пройденного произведения всегда отмечать, в чем уникальность и особенность нового произведения.Потому что аналитические работы, преследующие одну цель при организации и проведении урока, не дают результатов без оценки жанра произведения.Поскольку работы по анализу лирического произведения резко отличаются от работ по оценке эпического произведения, достижение правильного анализа- понимание отношения человека (героя) к действительности при определении соотношения произведения с жизнью, авторского мастерства в передаче различных ментальных движений в мире, его влияния на окружающих, его свойств,его усилий в отражении мысли, художественно-эстетической ценности при чтении – будет на своем уровне.[2,178] А если раньше такие работы не выполнялись, то на одном уроке это невозможно реализовать, как бы ни хотелось. В этих условиях решение задачи происходит путем сопоставления уже пройденного, но сохраненного в памяти детей произведений с жанром нового произведения, для того, чтобы показать разницу, что дает возможность на занятиях различать жанр произведения и тем самым облегчить восприятие жанровой стилистики.

Если цель, поставленная учителем на уроке, направлена на формирование компетенций учащихся, то важное место занимает увязка жанра с личной жизнью ученика.Так как каждый ученик ищет пути решения проблемы, приводя ряд примеров в самостоятельном понимании ее взаимосвязи с жизнью, однимииз отличительных признаков являются характерные для стихотворной структуры признаки – рифмовка, стихосложение, виды художественных средств, применяемых автором в отношении воображения, сопоставления и образности, которыедают ученикуответы.Некоторые ученики не могут точно представить результат заданияи ограничиваются поиском толькоопределения жанра.Такой ответ является правильным, но выполнение работы не дает желаемого результата. Практика показывает, что на уроке ученик произнося готовое определение получает результат, который считается неэффективным, т. е. при таком ответе учащийся вскоре забудет информацию.Поэтому ожидаемый результат, который планирует учитель на уроке исходит из цели, что ученик должен знать жанр литературных произведения и при необходимости отличить его от других жанров.Исходя из этого должна подбираться практика. Адаптация жанра для учащихся средних классов дело не из легких. Хотя определение различий между лирикой и эпическим жанрами внешне кажется делом легким, ученику трудно понять, к какому жанру относятся герои произведения.К примеру, если взять одно и то же произведение, где встречаются элементы нескольких жанров, то ученики класса должныдоказать к какому жанру оно относится: к лирике, эпике, или же к сказке.Для того, чтобы ученики сохраняли в памяти теоретические знания и получали соответствующие навыки, учитель, в первую очередь,должендавать возможность доказать почему они так думают. Особенно важно делать выводы относительно достоверности изложенной мысли, здесь важно на каких примерах она доказана, на что ссылаются, какие жанровые средства применяются и какие результаты получены.

Ученикам не так-то просто доказать свою точку зрения. Так, если на предыдущих занятиях использовался определенный метод, то такой образец сформировавшегося урока по определению жанра произведения всегда позволяет учителю выявить спорные точки зрения в классе, и помогает для концентрации внимания при определении жанра.Если поисковая работа по определению жанра произведения начинается с этого урока, то учитель литературы, остановившись на нескольких ранее пройденных произведениях, дает возможность ученикам вспомнить их и провести сравнительный жанровый анализ произведения “Буурул таңдын жомогу”.

Если учитель будет самостоятельно выбирать и использовать произведения, которые он предлагает ученикам для сравнения, то это может привести не только к затруднениям присопоставлении, но и может повлиять на неуспешность при выявлении различий и схожестей признаков. По этой причине, целесообразно выбирать учителю произведения для сравнения с учетом адаптированности текста учениками. Делая акцент на их хорошо знакомые произведенияможно добиться большего понимания и усвоения и обеспечить правильную реализацию поставленной на уроке цели. Такой подход углубляет понимание учеником [3, 34] в ходе урока основной идеи произведения, позволяющее читателю мастерски использовать различные приемы поэтического выражения и находить, где правильно отображаются детали повествования.

В этом произведении Ж. Мамытова полностью сохраняются черты лирики, эпической поэзии и даже сказки, относящиеся к фольклору. Ознакомившись с произведением, ученики замечают, что это первая отличительная жанровая форма. Есть несколько причин, во-первых в начале самого произведения дается название “сказка”; во-вторыхмногие из героев знакомы учащимся на основе ранее прочитанных ими сказок. Эти детали дают возможность ученику безошибочно определить жанр произведения.

Помимо таких внешних сходств, некоторые ученики обращают внимание на художественную “окраску” произведения, подчеркивая характеристикигероев произведения и полагая, что такой критерий относится к понятию “сказка”при определении жанра. Кстати, дети не всегда считают свои ответы правильными.По этой причине при анализе, либо во время участия в обсуждении группам учеников, учитель должен записывать хорошие ответы, найденные детьми, на доске, либо на ватмане. Интересный момент на занятии заключается в том, что аналитические работы желательно проводить в форме рейтинга, измеряя значение ответов до десяти баллов. При таком подходе ученики каждой группы могут эмоционально реагировать на важность ответа в баллах и тонко понимать, какое содержание ценнеепо значению. А так как совокупность баллов, набранных в каждом ответе, сама по себе указывает на то, представители какой группы выражают правильное мнение, то такой подход наглядно показывает, на что следует обратить внимание ученику.Учитель при этом требует, чтобы идея произведения, представленная в нем, придавала смысл соединению идейного результата с жизнью, то есть, поскольку результат знаний оценивается исходя из возможности приобретения компетенций, важно определить отношение учащихся к выполняемой работе в условиях жизни, к возможностям оценки получаемого от них результата к произведению, которое ученик самостоятельно читает, и поставить на первое место, какие навыки формирует ситуация, в ходе которой обучающийся испытывает заинтересованность.Учащимся при этом будет доступно понимание – что автор хотел бы высказать в произведении, какова проблематика, насколько она соответствует действительности, далека или близка к человеческой жизни, что дает идею – все это вместе приводит к достижению цели занятия. Потому что идея,которую хотел бы высказать автор, через обсуждение понимается учащимися иэффективно анализируется. Если в дополнение к этому учитель литературы дает ученикам краткое представление о том, что хотел сказать автор, помогает ученикам закрепить мысль и укрепить свое мнение.

Данная методика, изложенная не в виде определения на уроке жанра, а практической мыслительной работы - дает представление о том, что такое мышление благоприятно и способствует достижению учащимися развития мысли в понимании жанра произведения, правильно ориентирует организацию и ход занятия.Такие методы обучения, используемые учителем, ясно показывают возможность изменений в зависимости отправильности применяемых на уроке методов обучения и мастерства определения и понимания жанровой формы произведения учениками. Его способность привязывать к жанру произведения, взятого на анализ, и доводить до учащихся мастерство создания художественного образа. В этих условиях, если учитель литературы не в полной мере контролирует ход мероприятий, проводимых учащимися в классе, высказанные в виде обсуждения мысли могут перейти на другой тезис, поэтому правильно, что от организации аналитической работы по определению жанра до завершения урока ученики должны находится под влиянием учителя.

Список литературы

  1. Акматов К. Окуучулардын адеп-ахлактык түшүнүктөрүн калыптандыруунун педагогикалык шарттары. (Адеп жана кыргыз адабияты сабактарынын мисалында) пед. илим. канд: дисс: автореф. 1300 01. / К. Акматов. - Бишкек, 2011. -22б.
  2. Шериев Ж.,МуратовА. Адабият теориясы. – Бишкек, 2004. -178 б.
  3. У. Абдыкаимова. Адептүүлүккө, маданияттуулукка тарбиялоодогу иш тажрыйбаларым // “Эл агартуу” № 5-6. 1994.