УДК 37.013.43

Взгляды И. Бекбоева на этнокультурные основы при обучении и воспитании

Кыдыралиева Айтикан Раимжановна – старший преподаватель кафедры Педагогики, психологии и социально-гуманитарных образований Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики.

Аннотация: В статье автор анализирует взгляды профессора, доктора педагогических наук Исака Бекбоева на методологические принципы этнокультуры, используемые в современной педагогике.

Ключевые слова: Этническая культура, педагогика, воспитание, образвание, учеба.

В 1996 году в Кыргызском институте образования случилось событие, обратившее внимание большинства педагогического сообщества. Это было открытие отдела этнопедагогики по приказу директора Института И. Бекбоева по инициативе С. Иптарова в целях интеграции в образовательную работу опыта исследования воспитания через педагогические взгляды народов Кыргызстана. В свое время это событие педагогическое сообщество оценило как показатель достижений И. Бекбоева. Поскольку была необходимость показа влияния образцов исторического опыта политики воспитания в период обретения независимости, развития этого направления для научных партнеров.

Это все было обращением в образовательной работе к опыту народиой педагогики и формирование одной из традиций в педагогической науке и истории ее практики.

Наконец, необходимость использования ценностей народной педагогики со стороны классиков педагогики разнообразно было изучено и использовано. Например, чешский педагог Ян Амос Коменский (1952-1670) педагог-гуманист, писатель, основатель научной педагогики в своих книгах «Великая дидактика» (1633-1638), «Открытая дверь в языки» (1631), «Школа матерей» (1632) и др. книгах высоко оценил традиции воспитания чешских детей с помощью 34 устных произведений, завещая изучать народный язык. Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своем романе «Эмиль, или о воспитании» (1762) отдавал особое внимание воспитанию детей среди населения силой народного слова. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) пытался притянуть гуманистичность и демократичность народной литературы для воспитания детей. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) в своих учебных книгах «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864) высказывал свои мысли о том, что для развития современных учеников можно использовать помощь народных песен, загадок, пословиц-поговорок, скороговорок, сказок. Как видный кыргызский педагог И. Бекбоев стоит в ряду тех, кто продолжает с помощью вышесказанных традиций делать реальный вклад в это дело. Однако, как отмечал С. Рысбаев, его позиция « …. не как списанная из книг по педагогике, красивая фраза, лозунг, а основывается на том, что Исак агай имеет гуманистическую человеческую природу, взявшую корни из народных нравов, личностных качеств и свойств, основанную на принципе человечности” [1].

В его статьях на другие темы или же сочинениях защищается идея о началах современного воспитания с национальных и общечеловеческих требований. Взять к примеру то, как он в 1990-ом году с 30 ноября до 5 декабря на проходившей Международной научной конференции в итальянском городе Пескара по теме «Школе 1992-го года: обучение и воспитание через педагогику без границ” высказал свои оригинальные мысли о том, что при обучении математике можно обогатить учащихся школ через обращение к образам национальной культуры при использовании системы национальных объемов и единиц. К тому же И. Бекбоев самый первый педагог, написавший книгу на кыргызском языке по математике. Оценка ее только в качестве учебной книги на кыргызском языке не дает возможности в ее полном признании. Поскольку язык – это не только проводник этнокультурного материала, этническая константа, главная форма воплощения этнокультурного опыта и его жизни, средство обучения этнопедагогической культуре своего народа. По определению В. Гумбольдта, язык – внутрипоэтическая энергия, универсальная сокровищница нации, «... язык через тонкие нити своих корней связан с народным духом, это – национальное чувствование самого себя, качества характера в грамматических категориях». Значит, впервые в истории заставивший зазвучать математику на кыргызском языке И. Бекбоев сделал большую выслугу в том, чтобы кыргызский национальный дух вселить в души молодого поколения. Особый вклад этой книги ученого педагога в развитие народной культуры отмечал народный учитель А. Заркунов: «Написание Исак Бекбоо уулу как хорошо известного среди кыргызского народа ученого вместе со своими верными учениками для учащихся 1-10х классов книгу по математике на кыргызском языке, посвященную для учащихся, получающих знания на кыргызском языке, повсеместно напечатанную книгу для обучения широких масс учащихся группой ученых математиков и педагогов этому очень сложному предмету стало триумфом сделанной работы во имя кыргызского народа. Это большое мужество Исактая как видного и известного сына кыргызского народа, огромная смелость неустающего титана, это проявление перед народом несказанной человечности, выполнение своей миссии перед наукой, своим жизненным делом” [5].

В книге С. Байгазиева о И. Бекбоеве под названием “Исак Бекбоев и «Тогуз коргоол» или же образовательная концепция ученого” написано: “И. Бекбоев воспитан был в духе передовых мировых идей, однако как видно из вышесказанного, он ученый с самостоятельным автономным мышлением. Он всегда задумывается о диалектике общего и индивидуального, умеет освещать общую научную методологию как «прожектор» местной среды с учетом специфических проблем, он стремится соединить общие ценности с национальными особенностями. Именно поэтому в книгу И. Бекбоева «Математика» внесена кыргызская игра «Девять катышков», имеющая математические свойства, нетрудно заметить, откуда берется в учебной книге украшающий ее национальный колорит. Написавший учебники по математике с 1 класса по 11-й класс на государственном языке И. Бекбоев является сильно развитой личностью с пониманием национального и ученым патриотом” [4].

“Девять катышков было традицией мышления людей, направленная на показ силы народных верований, формой игры в математическом образованим народа, традицией народной педагогики. Венгерский ученый Жорж Алмааши в книге под названием «Путешествие в сердце Азии» вспоминает о широко распространенной среди народа интеллектуальной игре «Тогуз коргоол» (Девять катышков). [2. с. 55-57]. Согласно правил, в игру с девятью катышками играют двое игроков. Если игрок набирает из 162 катышков, имеющихся на доске, 82 катышка, он считается выигравшим, если оба набирают по 81 катышка, то будет ничья. Игра идет через математичеекие праведные дела на основе счета. Поэтому со стороны И. Бекбоева было полной закономерностью введение игры “Девять катышков” в учебник по математике.

И. Бекбоев входит в ряд ученых, которые не просто вводят средства народной педагогики в ряд учебных средств и пособий, а как ученый, пытающийся высказать свое мнение об узловых понятиях науки. Народная педагогика как наука знаний и исследования опыта, по сравнению с другими науками этнопедагогика сравнительно молодая. Как выяснил А. Алимбеков, термин «Этнопедагогика» в научный лексикон был введен в 60-70 годы через труды Г. Н. Волкова. Говоря точнее, его труды под названиями «Этнопедагогика Чувашского народа» (1966), «Этнопедагогика» (1974) впервые определяются собственные природа, предмет, исследовательские вопросы этой науки, формирование ее как самостоятельной науки, построены условия для ее развития [3, с. 69].

Вместе с тем среди ученых (Ханбиков Я. И., Гашимов А. Ш., Измайлов А. Э., Алимбеков А.) имеются вариативные взгляды на содержание этого термина. На это надо смотреть как на закономерное явление в развитии науки. В их ряду имеются открытые определения понятий со стороны И. Бекбоева “народная педагогика”, “этнопедагогика” и др. 

В статье И. Бекбоева в журнале “Известия Кыргызской академии образования” в № 3 за 2010 год под названием “Этнопедагогические основы воспитания молодежи” излагаются сообщения о научных основах его широких знаний в этом направлении и их практического использования [6].

Автор статьи останавливается на узловых понятиях и дает следующие определения: “Народная педагогика – это разработанная народом и основанная на произведениях устного народного творчества, традициях, обычаях, ритуалах и церемониях, играх и забавах, сохранившихся в этнографических, исторических и археологических материалах педагогических идей и сборнике исторического воспитательного опыта” [5]. Как отметил ученый, народная педагогика – это начало национальной грамотности и культуры, его закваска.

Положения народной педагогики вышли из жизненной необходимости, до появления научной педагогики она объединяла головы народа, развивая, выращивая, воспитывая и обучая, сохраняя лицо, дух и душу этой национальности, обеспечивая вес национальности перед другими народами. “Этнопедагогика является наукой, которая объединяет образцы народной педагогики в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, исследуя пуи обозначения содержания обучения и воспитания” [5].

По мнению И. Бекбоева, “Народную педагогику можно считать началом научной педагогики, поскольку научная педагогика для своего роста и развития использует находки народной педагогики” [5]. Эта мысль ученого созвучна с мыслью основателя общей теории этнопедагогики Г. Н. Волкова. Об этом Г. Н. Волков писал: “Связанные с воспитанием понятия - начальные наросты педагогического знания – появились уже в те времена, когда о самостоятельной жизни науки не было даже речи. Если мы представим время истории появления и развития воспитания как книгу в тысячу страниц, начальные понятия о школе встретились бы нам только на 995 или же 996 страницах» [6]. Значит, как и основа национальности, его культура воспитания также историческая категория.

И. Бекбоев придерживается следующего мнения об общих и различных сторонах “народной” и “научной” педагогики: “... сама научная педагогика как и научная педагогика имеет свои корни, их нельзя рассматривать как единство. Во-первых, научная педагогика отличается по своим теоретическим положениям, порядку и характеру повторений. География использования находок научной педагогики очень широка, т. е. их можно широко использовать везде. Например, педагогические находки А. С. Макаренко, В. А, Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др. результативно используются и в других странах. А положения народной педагогики в своем большинстве могут дать свои хорошие плоды у конкретного народа, конкретном регионе, конкретной национальности” [4].

При подборе настоящего смысла народной педагогики И. Бекбоев полностью присоединяется к мнениям о том, что это общечеловеческая, гуманистическая, демократическая педагогика. По его мнению, большое значение прогрессивных идей народной педагогики в следующем: “... они показывают необходимость воспитания молодого поколения как умственно и физически развитых, знающих, понимающих науку и искусство, глубоко вобравших в себя общечеловеческую мораль и нравствениость, эстетические идеалы, твердо стоящие на ногах личности” [4].

Как он заметил, в текстах фольклорных произведений можно найти мысли и идеи о разъяснении, обучении, повторении и показе необходимых образцов и методов воспитания, в том числе даче советов, агитации и убеждении, прощении, принуждении, обвинении, устрашении, протесте, клятве, ругани, битье и наказании, которые можно испольовать к подобающему месту и др. Использование возобновляемости их на сегодняшний день требует от учителя знания устных произведений своего народа, обычаев и традиций, обрядов и ритуалов, церемониалов и их успешного использования. Социальный опыт прошлых поколений отражает их взгляды, верования, нормы поведения сответствует как раз этому всему в обобщенном виде.

Развитие национальных прогрессивных педагогических традиций и их обогащение к новому содержанию дает возможность связать последние достижения педагогических и психологических наук и формировать независимых свободных людей нового поколения. По мнению И. Бекбоева, при использовании идей и традиций воспитания в народной педагогике как главный недостаток в практике использования учебно-воспитательного процесса выступает слабая разработанность научно-методических основ при связывании с последними достижениями педагогической и психологической наук.

Как неустанно отмечает ученый, результативность учебно–воспитательной работы считается как фактор развития учителей и воспитателей, насколько они способны помнить национальные особенности, на каком уровне могут они использовать национальное духовное богатство в связи с достижениями общечеловеческой культуры в теории и практике учебно-воспитательной работы в современной школе.

Особенно важно то, как соответствующие материалы в народных произведениях отобрать и использовать в предметах, проводимых по расписанию, например: чтение, литература, история, география. По его мнению, “Этнопедагогические материалы используются в трех направлениях работы: на уроках, внеклассной работе и массовых видах работы. Конечно, при отборе необходимых материалов учитель должен выбрать какие-то требования для руководства. Поэтому встает современная обязанность: цели достижения результатов учебно-воспитательной работы состоят в разработке того, как использовать богатые материалы народной педагогики при отборе и измерении требований к ним”[3]. 

Содержание учебных книг по математике на кыргызском языке, опубликованных И. Бекбоевым, считается образцом обращения и развития на этнопедагогической основе при проведении занятий в процессе обращения к жизненному и производственному живому опыту и фактам для тех учителей и ученых, кто работает с другими предметами в учебно-воспитательной работе.

Список литературы

  1. Кыргыз эл мугалими- Исак Бекбоев. Библиография. –Сост. С.Рысбаев. –Б.: 2020.-80 б
  2. Асанова А.А. Возрождение интеллектуальной игры киргизов «Тогуз коргол» // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2018, №3 – с. 55-57.
  3. Алимбеков А. Кыргызская этнопедагогика/ А. Алимбеков - Бишкек: 1996, - 69 с.
  4. Байгазиев С. Улуттук педагогиканын улуу устаты - Исак Бекбоев. (педагогический портрет)/ С. Байгазиев. - Бишкек: 2010. - 60 б.
  5. Бекбоев И.Б. - Учитель учителей (Сост. Абдиев А., Рысбаев ). Б.: “Гүлчынар”, 2008. - 160 б.
  6. Бекбоев И. Этнопедагогические основы воспитания молодежи / И. Бекбоев // Известия Кыргызской академии образования.-Бишкек, 2010. -№ 3. –с 33-39
  7. Волков Г.Н. Этнопедагогика/ Г.Н. Волков. - Чебоксары, 1974.-68 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: