Методика внеаудиторной работы как средство формирования толерантности у студентов гуманитарных факультетов

Ма Дюань – аспирант Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына.

Аннотация: В данной статье идет речь о внеаудиторной работе, которая может включать в себя ряд компонентов, реализуемых в различных формах и своей целью имеют формирование общепрофессиональных, универсальных, общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Студенты должны владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, понимать современные концепции и картины мира, систему мировоззрений, место и роль человека в природе и социуме, ориентироваться в ценностях жизни, культуре; критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;участвовать в организации позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса, принимать управленческие решения. Описаны пути реализации обучения, в частности, методы и приемы, которые способствуют воспитанию толерантности.

Ключевые слова: Методика, внеаудиторная работа, студент, толерантность, формирование компетенций, интерактивные методы, обучение, дебаты, классификация игр.

Подготовка специалиста в условиях вуза происходит во время учебного процесса и регламентируется учебными программами. Но этот процесс не означает только лишь овладение знаниями в определенной области наук, но и овладение рядом компетенций – универсальных и социо-культурных, что достигается и путем дополнительных форм организации учебного процесса, в том числе и внеаудиторной работы. Тем более значимо это для студентов гуманитарного профиля.

Программы дисциплин высшей школы предусматривают наряду с учебной и внеаудиторную работу. Внеаудиторная работа может включать в себя ряд компонентов, которые реализуются в различных формах и своей целью имеет формирование общепрофессиональных, универсальных, общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Студент должен владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире, понимать современные концепции и картины мира, систему мировоззрений, место и роль человека в природе и социуме, ориентироваться в ценностях жизни, культуре; критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; участвовать в организации позитивных и конструктивных межличностных отношений всех субъектов педагогического процесса, принимать управленческие решения. Формирование толерантности, таким образом, входит в общие задачи обучения студентов гуманитарных факультетов.

Над этой проблемой работало множество ученых с обозначением определенных принципов и условий для этого (Акимова М.К., Галстян О.А. Глуханюк Н.С., Петрова М.Г., Слободчиков И.М. Ильинская С.Г.). Ряд исследований акцентируют свое внимание на «просветительской» позиции [1;5], основная мысль которой заключается в том, что главный упор при формировании толерантности в образовательном процессе должен быть сделан на передачу знаний и понятий о толерантности и ее необходимости.

Другая часть работ [2,3,4:149,7] понимает ограниченность такой «просветительской» позиции в формировании толерантности, то есть, одни лекции не раскрывают проблемы формирования толерантности, т.к. нельзя «научить» толерантности, заставить использовать «правильные» слова, ограничиваться лишь «знаниевой составляющей» [2;4;149,7]. Возникает необходимость совершенно других условий формирования толерантности.

Б.З. Вульфов среди множества различных средств и принципов формирования толерантности останавливается на принципе получения «опыта толерантного взаимодействия», который, по его мнению, является одним из самых адекватных в данном контексте. Он считает, что основа толерантности и его развитие в динамике опирается на опыт личности. Так, формирование толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта, то есть целенаправленное систематическое создание условий, требующих взаимодействия с «другими» -иными по взглядам и поведению людьми. Провозглашается мысль о том, что: «толерантной может быть только личность, у которой есть позитивный опыт толерантного взаимодействия» [3]. Для этого, нужно создавать такие условия, позволяющие, с одной стороны, личности проявить себя, а с другой стороны – увидеть интересное в ком-то другом, и получить удовлетворение от сотрудничества с разными людьми, радуясь совместному опыту толерантного взаимодействия.

На сегодняшний день большинством ученых одним из самых эффективных средств формирования толерантности обозначается интерактивная методика обучения.

Прежде чем говорить об интерактивных методах, необходимо понять сущность термина «метод». «Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что обозначает путь, способ продвижения к истине, ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно–воспитательных целей. Под методами обучения понимаю совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования» [11.448 с.].

Можно встретить и такое определение: «Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения».

Интерактивные методы обучения представляют собой часть всех методов обучения. В качестве слова, определяющего главную особенность данных методов обучения, используется прилагательное «интерактивный» (от англ. «inter»-взаимный и «action» - действие), что означает «основывающийся на взаимодействии».

Активные методы обучения, являясь основным элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует практически в любой образовательной системе обучения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в контексте обучения под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия объектов друг на друга, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Бадмаев Б. Ц. пишет по этому поводу: «Интерактивным называется такое обучение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [5; 173] Интерактивные методы способствуют организации обучения в социальном взаимодействии, позволяющей осваивать новое, получившееся в ходе этого процесса или явившееся его результатом.

Следует отметить, что интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, но не замещенное им. Наряду с традиционными методами, они ведут к конечной цели в рамках, основного содержания образовательного процесса, лишь видоизменяя формы.

Часто интерактивные методы понимают, как «обучение через общение», через опыт. Интерактивные методы – «обучение через общение» - основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке, атмосфере способствующей честности и открытости коммуникации, на поощрении и руководстве, на согласии и доверии участников процесса.

Педагог – фасилитатор, он направляет, а участники сами могут найти решение [6.]. Также интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения, развивающая в людях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем [7].

Интерактивные методы обучения можно условно объединить в три основных блока

Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения Дискуссионные Игровые Тренин –групповая дискуссия –полемика - «мозговой штурм» - «эвристическая (сократовская) беседа -«круглый стол» -метод кейсов - деловая игра - сюжетно-ролевая игра -организационно-коммуникативная - организационно-деятельностная игра -социально-психологический - социально-ролевой – сенситивный – и др.

Предложенная классификация построена на принципах, лежащих на основе социально-психологических феноменов. Прежде всего, принцип целенаправленного использования механизмов и эффектов явления, представляется нам как групповая «дискуссия». «Дискуссия – это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же, в ходе разговора» [5;173 с.].

Дискуссионные методы предполагают полемику между участниками вокруг поставленной темы. Это способствует обмену мнениями сторон, участвующих в дискуссии. Личность преподавателя выступает не как доминирующая, а как равноправная.

Метод кейсов возможно реализовать в двух основных модификациях: как с ориентацией на задачу (например, разбор казусов из производственной практики), так и на межличностные отношения (например, конструктивный разбор конфликтов). Одним из эффективных, и наиболее популярных дискуссионных методов является «мозговой штурм» - используемый для группового решения проблемы.

Мозговой штурм позволяет генерирование идей и способствует поиску решений поставленных задач. Сначала ставится проблема, которая требует своего решения. Он является стимулом для участников проявлять максимально творческий подход к проблеме.

В организации вне аудиторной работы, более широкого масштаба факультетского или университетского уровня могут быть применены дебаты и диспуты, направленные на умение отрабатывать навыки споров и разрешения конфликтов.

Разумно разделить инновационные методы обучения на операционные и ролевые, потому что эти игры подразделяются по психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) с методами анализа проблемных ситуаций. Тем самым в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах, операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т. е. Обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. [8].

В операционных (деловых, управленческих) играх более развит аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимализирован по сравнению с реальностью межличностный аспект.

Одной из разновидностей операционных игр является – «деловая игра». В настоящее время, известно более 200 наименований деловых игр различных типов – учебных, исследовательских, коррекционных и т.д. Деловые игры представляют собой согласованный групповой мыслительный поиск, с вовлечением в коммуникацию всех участников игры. Суть деловой игры представляет собой смоделированную ситуацию с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры.

Еще больший интерес в воспитании толерантной личности представляют ролевые игры, предполагающие использовать жизненный опыт. Они предполагают приближенные к реальной жизни условия и ситуации, необходимые для изменения своих установок. Так создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

Одним из распространенных форм обучения является тренинг. «Тренинг – метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности» [9; 576]. «Тренинг– это процесс познания нового путем доступных для человека методов» [10]. В широком смысле слова тренинг предполагает практическую отработку изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Вышеперечисленные интерактивные методы во внеаудиторной работе, на наш взгляд, способствуют формированию толерантности в учебных, естественных условиях, развивают коммуникативные навыки студентов гуманитарных факультетов, что в свою очередь приводит к совершенствованию личности. Современное образование все больше обращается к формированию личности со свойственными ей качествами морально-этического плана, и в этом смысле воспитание толерантности студентов, которые в будущем призваны обеспечивать заполнение ниши духовности в обществе, становится тем более нужной и важной задачей, стоящей перед любым обществом. Тем более остро стоит этот вопрос в условиях нашего государства, поскольку, несмотря на традиционно уважительное отношение коренного народа к представителям других национальностей или нетрадиционных меньшинств, молодежь все же находится под сильным влиянием западной культуры, ворвавшейся вместе стремительно развивающимися информационными технологиями. И только образование способно учить и воспитывать адекватную, толерантную личность.

Список литературы

  1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. 4-е изд. - М. : Академия, 2013. - 192 с.;
  2. Почебут Л.Г. Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. С. 5-15.;
  3. Глуханюк Н.С., Петрова М.Г., Слободчиков И.М. Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11. С. 149-163.;
  4. Диагностика толерантности [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:www.etnopsy. ru/txt.html [Дата обращения 10.02.2017].
  5. Почебут Л.Г. Психология этнической толерантности // Психологические аспекты межкультурной адаптации / под общ. ред. В.В. Калиты. Владивосток: Дальнаука. 2015. С. 7-25. 7
  6. Гребенец Е. С. Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников во внеучебной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. С. Гребенец. — Москва, 2013. — 173 с.
  7. Кривцова Е. В. Исследование уровня толерантности личности у разных возрастных групп // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам. Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 ч. Ч. 1. Тамбов, 2014. 164 с
  8. Мосунова Т. Г. Толерантность и личностная самоидентификация молодежи // Научный диалог. 2013. №2 (14).
  9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. IV. М., 2010.
  10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
  11. Культура. Образование. Толерантность [Текст] : [монография] / В.Л. Бенин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы.-Уфа : Изд-во БГПУ, 2011.-191 с.; 20 см.; ISBN 978-5- 87978-677-4
  12. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.