УДК 004.9
Безруков Сергей Юрьевич – студент Тихоокеанского государственного университета.
Серебрякова Татьяна Александровна – кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.
Аннотация: В настоящей статье рассмотрены методы приобретения знаний. Отмечено, что развитие информационного общества побуждает человека получать всё больше знаний, интенсифицируя этот процесс, для чего могут быть применены различные методы их приобретения. В статье идет упор на такие методы приобретения знаний, как брейнсторминг и TED-talk, являющиеся одними из самых востребованных.
Ключевые слова: Глобализация, информатизация, мозговой штурм, брейнсторминг, TED-talk, приобретение знаний.
В настоящее время в мире прослеживаются такие две тенденции, как глобализация и информатизация, отчего меняется характер функционирования не только хозяйственных сфер человеческой деятельности, но также и то, как человеком воспринимается любая информация. В среднем, каждый человек сейчас, знаком с Интернетом и живущий в информационной среде развитого общества, «потребляет» в день примерно 34 Гб аудиовизуальной информации, что в 55 раз больше, чем человек живший в XIX веке [4]. Более того, когда интернет-сообществ и телевидения в таком глобальном понимании еще не существовало, человек получал информацию преимущественно из книг и газет, но сейчас перед людьми открылись значительно более продвинутые способы получения информации, форсирующие человека принимать как можно больше знаний зачастую без их фильтрации. На данный момент в обществе XXI века наблюдается информационный бум, люди должны пользоваться как можно более распространенным спектром методов получения знаний, чтобы привести фактор их изучения в стройную систему, а также подстроиться под активное их получение.
Аспект использования методов приобретения знаний исследуется как российскими, так и зарубежными учеными. В литературе сейчас активно исследуются метод мозгового штурма, что изучают, например, Пустовойт Н.В. или Рекова Л.П. Hosam Al-Samarraie, метод референции – Тлегенова К.А., Gerelt Tserenjigmid, ориентированный подход Фаттахова Р.В., Li Mun и др. Мы в своей работе будем опираться на рассмотрение метода мозгового штурма, как наиболее общего и подходящего ко всем сферам научных знаний, так как его применяют и в инженерии, и педагогике, и философии, и бизнесе, и других сферах [1]. В целом, под мозговым штурмом, или брейнстормингом, понимается метод группового творчества, с помощью определенных действий предпринимаются усилия, для поиска решения конкретной проблемы путем сбора списка идей, спонтанно представленных его участниками. Другими словами, мозговой штурм – это ситуация, когда группа людей встречается, чтобы генерировать новые идеи и решения проблем в определенной области интересов, путем устранения запретов. Люди могут мыслить более свободно, и предлагать как можно больше спонтанных новых идей. Все идеи записываются не подвергаясь критике и после мозгового штурма оцениваются. Данный термин был популяризирован Алексом Фэйкни Осборном в книге «Applied Imagination» 1953 года. Мозговой штурм, как метод приобретения знаний, подразделяется на несколько наиболее часто использующихся вариаций, применяемые в зависимости от конъюнктуры ситуации [2]:
Самыми ключевыми правилами использования данного метода приобретения знаний выражены следующими [2]:
Метод брейнсторминга стал особо популярным в настоящее время имея множество преимуществ перед остальными видами, к ним относятся активная генерация идей, отсутствие рутинности в решении предлагаемых задач, эмоциональность, неординарность, поощрение творческого мышления и др. Вместе с тем, несмотря на спектр достоинств, методу мозгового штурма, как методу приобретения знаний, присущи и такие недостатки, как отсутствие тщательной разработки каждой идеи, желание присвоить авторство идеи, уход от темы, поставленной в задаче и превалирование командной работы над индивидуальной, данные условия не всегда нравится участникам.
Однако с изменением информационной составляющей и методик приобретения знаний, хотелось бы уделить внимание и такому новому методу их приобретения, как TED-talk. TED-talk является форматом донесения до аудитории информации в виде лекции-монолога, где обычно рассматриваются самые злободневные темы и проблемы не только науки, но также и обучения. В качестве спикеров приглашают множество знаменитых людей – блогеров, обладателей Нобелевской премии, Пулитцеровской премии, влиятельных персон в сфере бизнеса, науки и социальных инициатив – цель TED-talk не только донести информацию, но также и вдохновить на дальнейшее развитие этой темы, показывая её важность. Весь формат должен быть уложен не более, чем 18 минут разговорного времени, а речь спикера может быть подкреплена мультимедийной презентацией по теме его работы [5]. В числе последних тем, рассмотренных в данном формате, находятся такие, как «Истории, побуждающие нас делать лучше», «Теология разнообразия», «Любовь, как второй язык мира», «Культура веры в себя», «Энергия Интернета: как блокчейн изменяет Интернет», «Искусство человечности» и др. [6]
TED-talk значительно улучшает параметр восприятия человеком произносящего речь, так как она зачастую выражена эмоциональностью, а также вдохновленностью – эти черты данного метода приобретения знаний Adolfo G. Ramitez-Aristizabal отметил в своей работе. Информация воспринимаемая человеком в виде «живго» звучания намного лучше синтезированно-заученной речи, несущее в себе простое сообщение контента [3]. В качестве преимуществ этого метода можно отметить эмоциональность, возможность привлечь большее внимание к излагаемой проблеме, разнообразие тематик для разговора, но также имеются и недостатки, например распространенность TED-talk преимущественно в англоязычном сегменте и зачастую отсутствие дискурса.
Таким образом можно сказать, знания в XXI веке как и раньше играют ключевую роль в развитии человечества, являясь одной из единиц прогресса. В научной среде можно встретить множество методов приобретения знаний, однако метод мозгового штурма сейчас является одним из наиболее используемых ввиду своих достоинств, описанных в работе. Но учитывая парадигму расширения знаний посредством Интернета, сравнительно недавно появился такой формат, как TED-talk, который уже является емким сосредоточением знания, которое может получить человек, именно поэтому личным предложением является его использование, как метода, который позволит не только получить знание, но и получить мотивацию на дальнейшее их приобретение.
Список литературы