gototopgototop

УДК 004.9:33

Методы оценки эффективности ИС предприятия

Безруков Сергей Юрьевич – студент Тихоокеанского государственного университета.

Иващенко Татьяна Ильинична – кандидат экономических наук, доцент Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: Эффективность деятельности любой организации находится в большой зависимости от того, какое информационное обеспечение применяется. На сегодняшний день вопрос выбора программного обеспечения для предприятий до сих пор не имеет качественной проработки. В связи с этим встает вопрос оценки эффективности внедрения информационной системы на предприятия. В работе рассматриваются четыре группы методов оценки: затратные методы; методы оценки прямого результата; методы, основанные на оценивании идеальности процесса; квалиметрические методы.

Ключевые слова: Информационная система, информационные технологии, эффективность информационной системы, методы оценки эффективности, оценка, затратные методы, квалиметрические методы.

В последнее время наблюдается активное применение информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека. Большое распространение данные технологии получили на предприятиях.

На данный момент ситуация такова, что каждое предприятие вынуждено бороться с конкуренцией за существование на рынке, при этом эта борьба не должна оказывать влияния на деятельность компании. В связи с этим становится очевидным, что возможность ошибиться в управлении отсутствует и предприятию необходимо постоянно осуществлять контроль над разными аспектами финансово-хозяйственной деятельности.

Эффективность деятельности любой организации находится в большой зависимости от того, какое информационное обеспечение применяется. Качественная отлаженная работа информационной системы позволяет предприятиям более оперативно вести свою деятельность, при этом затрачивая минимальное количество времени и трудовых ресурсов организации.

Под информационной системой понимается комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, лингвистических средств и информационных ресурсов, который обеспечивает их сбор, хранение, актуализацию, распространение и обработку в целях поддержки какого-либо вида деятельности.

На сегодняшний день вопрос выбора программного обеспечения для предприятий до сих пор не имеет качественной проработки.

Основной причиной отсутствия универсального метода оценивания эффективности ИС предприятия является то, что каждому предприятию свойственна своя форма и структура, выполнение своего круга задач. В связи с этим встает актуальная задача рассмотрения возможных методов для оценивания эффективности ИС предприятия.

Прежде, чем перейти к рассмотрению методов оценки эффективности, стоит понять, что такое эффективность. Эффективность это отношение эффекта к затратам. Рассмотрим понятия «затраты» и «эффект».

Под затратами будем понимать затраты, которые связаны с приобретением, монтажом, настройкой, поддержкой, а также затраты по простою при техническом обслуживании и при устранении поломок.

Под эффектом будем понимать тот результат, который достигается в процессе внедрения программного обеспечения. В связи с тем, что программное обеспечение зачастую очень специфично, то определить эффект от его внедрения бывает чаще всего непросто. В связи с этим встает задача выбора метода, на основе которого будет произведена оценка эффективности ИС.

На данный момент компаниями используются методы, которые относят к одной из этих групп:

  • затратные методы;
  • методы оценки прямого результата;
  • методы, основанные на оценивании идеальности процесса;
  • квалиметрические методы.

Рассмотрим каждую из приведенных групп в отдельности более подробно.

Группу затратных методов представляют три метода.

  1. Котловой метод. Смысл данного метода заключается в нахождении соотношения вложений в программное обеспечение к масштабам организации.
  2. Метод функциональной точки. Данный метод позволяет приблизительно оценить стоимость создания и внедрения ИС в зависимости от того, какие требования выдвигает пользователь [1]. Каждое требование пользователя анализируется по сложности и по важности для конечного пользователя. Выдвинутые пользователем требования рассматриваются в качестве вектора (функциональной точки). На основании гипотезы «компактности» предполагают, что чем ближе друг к другу располагаются функциональные точки, тем более близкими по значимости и эффективности являются рассматриваемые проекты.
  3. Метод ТСО – совокупная стоимость владения. Основу данного метода составляет предположение о количественной оценке на внедрение и сопровождение ПО. Благодаря применению данного метода становится возможным понять структуру расходов, которые затрачивает предприятие на ИС. Вследствие чего компании предоставляются перспективы по снижению данных расходов, выявляются имеющиеся проблемные места, а также появляется возможность обеспечить обратную связь управления затратами.

Следующая группа методов – методы оценки прямого результата. Данную группу представляют четыре метода.

  1. Потребительский индекс – в основе метода лежит выставление оценки в виде индексов, которые отражают положительные изменения, произошедшие в работе организации.
  2. AIE – направленность данного метода схожа с потребительским индексом выставлением оценки. Суть метода заключается в оценивании системы по таким показателям удобство работы пользователей с информационной системой, степень удовлетворенности клиентов и т.п. Стоит отметить, что данные оценки будут носить субъективный характер и не отражать реальное положение дел в полной мере [2].
  3. EVS – метод предполагает оценивание того, какой положительный эффект приносит использование данного программного обеспечения для компании. В качестве показателей для оценки используют: рост доходов, увеличение производительности труда, снижение рисков для компании и сокращение времени, затрачиваемого на создание продукции.
  4. EVA – метод позволяет оценить, какую фактическую прибыль приносит использование данного программного обеспечения для компании. Данная оценка позволит увидеть, что применение информационной системы на предприятии может приносить прибыль и доходы, а не быть источником затрат.

Третья группа методов – Методы, основанные на идеальности процесса. В основе данной группы методов лежит сравнение результатов имеющегося программного обеспечения с существующими идеальными примерами. Таким образом, оценку эффективности составляет то, насколько близко компания приблизилась в своей деятельности к данным примерам [3].

В данной группе рассмотрим три метода.

  1. Среднеотраслевые результаты. Суть метода состоит в сравнении показателей предприятия со средними показателями в текущей отрасли.
  2. Гартнер-измерение. Данный метод позволяет определить, насколько информационная система удовлетворяет запросам пользователей. В данном случае ориентируются не только на то, какие показатели имеет система внутри, а также на мнение клиентов системы и данные о ее внедрении. При этом происходит сравнение различных показателей внедрения, это может быть время, затраченное на установку или настройку информационной системы; время, за которое система откликается на текущие запросы пользователи и т.п. На основе проведенного анализа происходит оценка данного внедрения информационной системы, после чего данное внедрение сравнивается с внедрениями, проведенными ранее. После чего формируются рекомендации, на основе которых можно улучшить те или иные показатели информационной системы.
  3. ROI – метод предполагает выбор для предприятия варианта такого проекта, который бы в большей степени, чем другие, был оптимальным в плане возврата инвестиций в программное обеспечение.

Последняя группа методов – квалиметрические методы. В данной группе рассмотрим два метода.

  1. TEI – метод, в котором расчет эффективности производится на основании следующих факторов:
  • преимущества (происходит сравнение текущей информационной системы с будущей, выявляются преимущества и недостатки будущей системы);
  • гибкость (возможность новой информационной системы адаптироваться к новым условиям);
  • риск (оценивается вероятность понести финансовые потери в случае использования информационной системы на предприятии).
  1. BSC – метод предполагает проведение оценки эффективности ИС, воспользовавшись комплексной функцией, которая состоит из набора показателей, которые учитывают все моменты деятельности компании. Для каждой компании количество и набор данных показателей рассматривается индивидуально в зависимости от направленности деятельности предприятия и его задач [4].

Стоит отметить, что выбирая метод оценки эффективности ИС предприятия, следует учитывать следующее:

  • метод должен позволять производить оценку таким образом, чтобы процесс глубокого исследования процессов компании был минимальным;
  • метод должен быть максимально универсальным, что позволит при изменениях на предприятии не менять методику оценки в будущем;
  • метод должен оценивать не только то, какой положительный эффект приносит компании информационная система, но и то какие затраты были у предприятия на ее создание и внедрение.

Рассмотренные в работе методы на сегодняшний день активно применяются многими компаниями. Каждый из представленных методов имеет как свои достоинства, так и недостатки. Сложно сказать, какой из методов лучше, а какой хуже. Если бы имелась такая возможность, предприятия бы уже давно использовали только этот метод. Выбор метода оценки эффективности ИС остается всегда за конкретной компанией и зависит от ее структуры, деятельности, приоритетов.

Список литературы

  1. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем в России: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 156 с.
  2. Орловская Л.А., Романова Н.А., Домрачева Т.С. [и др.] Эффективность информационных систем и проблемы выбора ИТ-решения на предприятии // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(27).
  3. Павлова Ю.А., Саяхова Д.М., Галин Р.С. Тенденции развития корпоративных информационно-управленческих систем // Сборник Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 12-15.
  4. Анисифоров А.Б., Анисифорова Л.О. Методики оценки эффективности информационных систем и информационных технологий в бизнесе: Учебное пособие. – СПбГПУ, 2014. – 97 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail