УДК 821.512.156

Содержание актуальных проблем современности в стихах Кул Ходжа Ахмеда Яссави

Жумаева Г.З. – кандидат филологических наук, доцент Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В статье делается акцент на особенности творчества Кул Ходжа Ахмеда Яссави, которое имеет весомое место в древней всеобще тюркской литературе. Также рассмотрены особенности влияния средневекового течения суфизма на последующую литературу и культуру. В стихах поэта анализируются актуальные на сегодняшний день мысли, содержащиеся в религиозно-мистических взглядах, философские и дидактические размышления в них.

Ключевые слова: Ислам, суфизм, судный день, святой, дервиш, философия, дидактика, мистика, добро.

Известно, что в средние века (10-12-вв) жил один из основателей течения суфизма исламской философии в тюркском мире Кул Ходжа Ахмед, по имени «святой акын» (акын – народный поэт, певец импровизатор). Но данные связанные с жизнью и творчеством акына встречаются в некоторых его стихах.

Например: «Имя моё Ахмед, мой народ Тюркстан». [1.148]. Если в этих стихах открыто рассказывается что он родом из тюркских народов, то из строк «Сред вод реки Жазы, сверкают черные самоцветы» становится известно, что речь идет о реке Жазы рядом с Узгеном. По этому поводу тюрколог Ч.Омуралиев сказал: «По нашему мнению это означает город на Йасыкенд или на Жазы. Вероятней всего с течением времени название города было изменено с Йасыкенд, на Узгенд, а впоследствии на Узген. Возможно Кул Ходжа Ахмед Яссави родился именно в этом городе на берегу реки Жазы, а позже жил в городе Тюркистан» [2.73]. Приведем в качестве примера одну легенду, которая стала основой для понимания сути творчества акына. Это ты передашь ему – сказал он. Когда духовный наставник Мансур положил спрятанную под языком хурму на свою ладонь, то увидел, что ее кожура была съедена, осталась только косточка. Когда из рук побледневшего духовного наставника Мансура обеспокоенного тем, что он не смог сохранить доверенную ему пророком хурму, ее косточка начала падать. Тот парень сумел поймать косточку не уронив ее в гряз и сказал: - Нет, мой духовный наставник, не отчаивайтесь! То, что доверил мне мой пророк, не сладкая кожура хурмы, а вот это косточка, положил ее в рот и побежал». Этот подросток и был тот «святой акын» Кул Ходжа Ахмед Яссави, о котором мы собираемся Вам рассказать.

Такая миссия акына, развивалась в русле суфийской философии, в тюркском мире образы людей, скитающихся суфиев, ищущих истину были известны под прозвищами монахов, суфий, дервишов, бродячих мудрецов. В восприятии философских и дидактических мыслей в стихах акына возникает необходимость понимание сути течения суфизма. По мнению Абу Райхана Беруни термин «Суфий» отличаясь от греков, суфии с помощью монашества выработали учение о признании нематериального мира, о познании Единственного Бога, а не об избавлении от грехов [3.87]. И.Я.Стеблева справедливо отмечает что суфии, познавая философию ислама, прокладывая самостоятельную стезю в сторону Создателя загадывая следующим поколениям нескончаемые загадки о тайнах человеческого духа. Он также отмечает что философия суфизма оказывает огромное влияние на литературу и культуру на арабском, фарси, тюркском языках: «… в начальных ступеньках своей жизни эта литература (разумеется поэзия) отличалась простотой, широко знакомой формой среди народа и использованием народных мелодий. Это объясняется тем, что первые акыны шедшие по пути суфизма обращались в первую очередь к простому народу. А также в «Сборнике стихов» акын рассматривает основной целью в жизни доведения до народа простым языком наставлений и примеров, а также изливая дидактические и философские мысли. Это мысль углубленно дана в «Песне-состязания рая и ада», данная песня-состязания заканчивается словами:

«… Ад скажет: я превосхожу – у меня есть подлейшие люди,

Есть снадобья и яды, могущие уничтожить этих подлецов.

Рай скажет: я превосхожу тебя – у меня есть ученные божьи рабы,

У не читавших намаз на шее висят лягушки и раки.

Выше Кул Ходжа Ахмед Яссави затронув положение рая и ада, делая акцент на призыв к честности людей, в последующих строках сообщает о древности возникновения жанра песни-состязания в литературе. Вместо пустого поучения людей имеется реальное влияние возникшее в результате спора добра и зла в жанре песни-состязаний, люди с огромной эмоцией воспринимали высказанные дидактические и философские мысли в ней. Так как один акын говоря безбоязненно положительные и отрицательные явления в обществе заслужил народную поддержку а другой акын оказавшись на поводу мыслей отдаленных от истины, вынужден быть побежденным. Такое же обстоятельство в итоге «Песни-состязания рая и ада» завершенное словами – «Ад тогда промолчал», показывает слабость ада перед честностью, чистотой, верностью, и подтверждает о поражении от рая. Нельзя сказать, что стихи акына имеют однобокую тематику. Они богаты дидактическими мыслями разной тематики, отражающие положительные и отрицательные явлениями в человеческой жизни. Например, какие-бы разные экономические формации не прошли люди на сегодняшний день образцы национальных традиций ставшие законом жизни древних предков, должны стать уроками как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Описывая отрицательные явления своего времени, такие как люди думающие что останутся в этом мире вечно, накапливая богатство, не зная меру, когда родственники перестают уважать друг друга, забывают авторитет родителей, когда люди продолжают мысль об оставлении мусульманами взаимного согласия, акын подробно останавливается на теме конца света:Ученные тяжело вздыхая страдали

Провидец предсказавший правду был обвинен и убит.

Страшное чудовищное время пришло, друзья.

Конец света пришел не уйдет он назад[1.45]

Конечно, тема замана (мир, эпоха, эра) в стихах акына одна из вечных тем, активно развивающихся в литературе тюркских народов, не потерявшие свою актуальность с момента появления человека. Дидактические значения темы замана оказали огромное влияние на творчество тюркских акынов последующих поколений. Например: можно говорить о творчестве начиная с Асан Кайгы, Суфий Аллаяр, Юнус Эмре, Бедил, Мухаммад Такыр Эшен, Сулайман Бакыргани, Махтым Ходжа и Дуулат Бабатай и др. А взявший исследовать тему замана в кыргызской литературе Ш.Уметалиев словами: «Первозданные источники религиозные легенды, мифы, о «Всемирном потопе», идущие с древности, и потом упирающиеся в начальное явление религии «Библии», «Корану», останавливается на древности темы замана [5.13]. Однако, такой взгляд необходимо рассматривать как один из вариантов мыслей, высказанных в отношении возникновения темы замана. Стихи на тему замана акынов проживших в разных эпохах, интерпретируются в соответствии с идеологией, исторически, политико-социальной, экономическим условиями, является одной из вечных тем литературы. К стихам данной тематики можно отнести «Акыр заман» Калыгул Бай уулу, «Зар заман» Молдо Кылыча, «Хал заман» Алдаш Молдо, «Замана» Молдо Багыша, «Тар заман» Арстанбека Буйлаш уулу и др. Дидактическое оценивание отрицательных явлений ослабленные силы традиций поддерживающих в норме поведения людей, бытовую жизнь, разрушения нравственности, появления жестокости в местах, где верховенствует богатство и власть, можно назвать актуальными темами, обуславливающими появление стихов в творчестве акынов на тему замана. Стихи Кул Ходжа Ахмеда Яссави на тему замана, появляясь от философских мыслей: «Зачем я пришел в этот мир? Что я сделал? Зачем иду?» – высказывают мысли вокруг этих вопросов, с целью понимания и разъяснения ценностей человека, избегая грязных искушений этого мира, делается упор на необходимость становления на путь «верности». Поэтому стихи акына богаты философскими и дидактическими мыслями как бы построены из значений пословиц. Например: «Испорченный человек не знает себе цену», «Будучи человеком не бахвалься, будь скромен», «Тот кто станет на лживый путь, в конце концов сломается» и так далее. Акын Кул Ходжа Ахмед Яссави признавая вопрос религии, какое бы не было общество, как часть духовного богатства в жизни человека, предупреждая, что каким бы не был человеком последний путь в его жизни направлен в тот мир останавливается на отрицательных явлениях в человеческом характере. Значить основа философских и дидактических мыслей Кул Ходжа Ахмед Яссави заключается в этом и превращается в актуальный вопрос в воспитании последующих поколений, и нельзя исключить о наличии огромного влияния в формировании их мироздания. Затронута лишь часть разносторонних взглядов о «святом акыне» Кул Ходжа Ахмед Яссави.

Список литературы

  1. 1. Кыргыз адабияты. (Кыргызская литература) Хрестоматия. Сборник наставлений. – Бишкек, 1997.
  2. Омуралиев Ч. Ходжа Ахмед Ясави. //Ала-Тоо. 1990. №10.
  3. Алиева Ш., Алиева Г., Алиева Н. Философиянын тарыхы. (История философии) – Бишкек, 2002.
  4. Стеблева И.Я. Тюрк тилиндеги байыркы адабият. (Древняя литература на тюркском языке) //Ала-Тоо. 1990. №7.
  5. Умоталиев Ш. Заман жана «Замана». //Кырг. Маданияты. (Культура Кыргызстана) 1998, 15-сент.

social