УДК 821.512.156

Чынгыз Айтматов – мудрец и этнопедагог

Конгайтиева Сууракан Амановна – кандидат педагогических наук, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына.

Аннотация: В данной научной статье автор дает оценку места, которое занимает Чынгыз Айтматов в фольклоре и педагогике. Как известно, сквозь все произведения Ч. Айтматова красной нитью проходили самые сложные проблемы в нравственно-воспитательной среде общества. В статье рассматриваются произведения писателя, посвященные истории, культуре и традициям кыргызского народа. Также анализируются труды и отзывы отечественных исследователей, которые ранее изучали место и роль произведений Ч.Т. Айтматова на мировой литературной арене.

Ключевые слова: Фольклор, миф, этнопедагогика, человечество, литература, кыргызский язык, общечеловеческие ценности, цивилизация.

В настоящее время в системе образования в республиканских школах играют большую роль вопросы этнопедагогики. В этом русле общественная деятельность великого писателя Ч. Айтматова и его место в мировой литературе все еще порождают новые дискуссии. Мы считаем, что каждый гражданин Кыргызстана должен знать Ч. Айматова, начиная с детского сада.

В связи с этим необходимо сделать акцент на мыслях Ч. Айтматова о самом себе, о том каким великим и редким человеком был он на протяжении всей жизни. В настоящее время с этим именем тесно связаны все сферы исторического развития кыргызской национальной духовной жизни. Имя Ч. Айматова будет известным еще несколько тысяч лет. Исходя из истории и убеждений, считается, что это гордое имя было ярким явлением в фольклоре ХХ века. Это не только слова соотечественника или вымышленное сверхчеловеческое хвастовство, а реально доказанный факт. Произведения Ч. Айматова переведены почти на двести мировых языков, книги напечатаны в сотнях тысячах экземплярах, и до сих пор распространяются и тиражируются [1].

Ни одно из произведений не оставит равнодушным читателя. Переживая судьбу героев, читатели также выносят что-то важное для себя, что заставляет задуматься, дает надежду и стимул к дальнейшему движению к своей мечте [2].

Особенность творчества Ч. Айтматова состоит в том, что он глубоко вникает в фольклорные, эпические и традиционные течения, основывая на этом свои произведения. Феноменальность Айтматова заключается, в первую очередь, в его мировоззрении, в его трепетном отношении к народным традициям, к фольклору. Ч. Айтматов часто искал вдохновение в эпосе «Манас», культурах народов Востока и западного искусства. Большинство из зарубежных литераторов показывают отношение Айтматова к мифам как к глубокому творчеству. Писатель не ограничивается только определенной версией мифа, а вникает в глубины механизмов опыта всей человеческой цивилизации, связывая и сравнивая его с настоящим Смыслом, мифологическое сказочное начало в его произведениях считается обновлением. Главная суть его произведений – это то, что они написаны на основе истории, традиций. Поэтому он считается народным педагогом.

А. Муратов известный учёный-этнопедагог в своих исследованиях, полагался на произведение писателя «Саманчынын жолу», увидев в нем как нужно правильно вести семейную жизнь, какие нормы морали должны соблюдаться [3].

Если в других произведениях Айтматова говорится о правилах семейной воспитании, то в повести «Саманчынын жолу» писатель выражает заботу о своем народе, в этом произведении он описывает храброго героя, который пытается уберечь свой народ от внутренних и внешних врагов. Также в этой повести выражены этнопедагогические ценности, как уже было сказано ранее, писатель в своих работах охватывал множество жанров и использовал разных героев, чтобы пробуждать в людях патриотическое начало. Как Суванкул с тремя сыновьями (Касым, Майсалбек, Жайнак) сражались с фашистами, пытаясь защитить свой народ. А что касается так называемой «этнопедагогики лошади и человека в Айтматове», в первой части «отношение к лошади в породных воспитательных обычаях, как средство испытания», писатель использовал эту идею в своей повести «Ранние журавли» как Султанмурат Чабдара, Анатай Октора, Эркинбетан Акбайпака, Эргеш Алтынтуяка, Кубаткул Жибекжала готовятся к весенней вспашке.

Во второй части этой же главы под названием «культ кыргызской лошади и воспитательные положения в отношениях Танабая и Гульсарат», рассказывается о жизни тюркских кочевых народов в горных регионах, о том, как кыргызы особенно хорошо относились к лошадям, называя их –«лошадь-крылья человека». Кормя их и воспитывая, они передают какие-то этнопедагогические мысли, это идея образовалась, исходя из отношений Таныбайа с его лошадью Гулсара, которые жили безразлучно, несмотря ни на что. Это ещё раз доказывает то, что Кыргызский народ издавна имеет педагогический подход к лошадям, что и утверждает учёный А.Муратов.

«Белый пароход» – это подлинная национальная педагогика, так говорится в 4 главе об учениях Момуна и его войне с цивилизацией, здесь рассказывается о том, что главный герой - народный воспитатель. Старик Момун был последователем национальных этнопедагогических всемирных течений цивилизации. Он описывает течение, в котором оказался не по своей воле, и он доказывает свою правоту непокладным трудом. Момун – воспитатель детей, общенациональный хранитель народных традиций и обычаев, и он передаст это все следующим поколениям. Он одинаково с автором описывает Орозкула, который не признает учение народной культуры и живёт своими представлениями. Момун – скромный народный герой (персонаж), его характер, поведение, вера - полностью взяты из жизни и этики Кыргызского народа.

Чынгыз Айтматов для того, чтобы донести свои философские мысли, использовал не только Кыргызские народные сказки, что может послужить примером и заставить нашего будущего президента задуматься о своем народе [4].

Но наш великий, известный писатель не был пленником «Социального реализма». Он создал новый век литературы, создал новый метод в литературе, не смотря на все преграды во времена существования СССР. В это время он написал известную повесть «Джамиля», произведение «Лицом к лицу», в которых он выражает свои претензии к власти. Если бы все люди на этой планете желали друг другу добра, любили друг друга, и все были бы за одно, то, может, и войны бы не было. Давайте обратим внимание на вышеуказанные слова. Великий писатель не только обратился к кыргызскому народу, он обратился ко всему миру. В любом случае, если все люди на этой планете будут любить своих детей, на самом деле не будет войны. Потому что, если начнется война, наше будущее поколение окажется под угрозой смерти. В Великой Отечественной Войне погибло около 20 млн. человек, это нам доказывает история. Известный писатель напоминает нам о том, что «любовь» спасет мир: «Я являюсь лишь летящей птицей среди стаи. Я журавль. Темной ночью направляюсь к звездам, думаю о своем. Обращаясь к Богу, говоря о людях я плачу ... О люди, относитесь осторожно к земле, и это облегчит вам путь! От неугасающих огней, от бесконечных войн и от неисправимых дел, и пусть спасут вас люди» (Ч. Айтматов).

Встреча «Всемирная солидарность писателей» была проведена на Иссык-Кульском форуме, где рассматривалась вышесказанное проблема. Мы считаем «Человеческая жизнь – это самое ценное богатство». Созданная нами цивилизация – тоже богатство. Наша цивилизация включает в себя культуру, науку, технологии и многое другое, это все абсолютное богатство. Мы должны сохранить те вещи, которые люди создавали и развивали до наших дней. Выше сказанное предложение должно использоваться на Иссык-Кульском форуме [6].

В исследованиях Абдыкерима Муратова Ч. Айтматов основывался на образах, разговорной речи, последствиях поступков, научного воспитания, педагогических манер мышления. До этих исследований произведения Ч. Айтматова были изучены многими учёными такими как: Б. Ашымбаев, К. Асаналиев, А. Садыков, А. Акматалиев, Т. Аскаров, Л. Укубаева, К. Ибраимов и т.д. По их мнению, произведения Ч. Айтматова имеют глубочайший смысл, затрагивающий все сферы жизни кыргызского народа, воспитывают в человеке моральные и духовные качества. Если его произведения изучить со всех сторон, то можно бесконечно восхищаться мудростью писателя.

Четко выраженные представления об обычаях народного воспитания – отдельный объект исследования, отмечает в своей книге Абдыкерим Муратов. Главной причиной того, что он не обратил внимания на это явление – это межнациональное поведение в советской тоталитарной системе. В то время можно было только тайно и углубленно изучать национальные ценности.

Кыргызские педагоги также принялись изучать этнопедагогическое воспитание. Ч. Айтматов берёт за основу в своих произведениях народные педагогические произведения, включающие систему моральных ценностей, что, несомненно, помогло ему стать национальным писателем.

Список литературы

  1. Акматалиев А.А. Айтматов: Аалам жана адам.Тил жана искусство маселелери” Манастан Чыңгыз Айтматовго карай: проблемалар жана көз караштар” [Текст] / А.А. Акматалиев. - Эл аралык илимий-практикалык конференциянын материалдары. - Б.: -2016, - 127-б.
  2. “Кыргыз адабияты” газетасы. - №23 (34). -2009, 10-б.
  3. Муратов А.Ж. Чыңгыз Айтматов - жазуучу-этнопедагог [Текст] / А.Ж. Муратов. - Б.: 2006, 201-б.
  4. Үкүбаева Л. Чыңыз Айтматов жана кыргыз адабияты Текст] / Л. Үкүбаева. - “Турар”. -Б.: - 2012, 68-б.
  5. Эдилбек уулу С. Некоторые актуальные вопросы в сфере безопасности, экономики, и энергетики в рамках ШОС [Текст] / С. Эдилбек уулу // Вестник МУК. - Бишкек. - № 1 (38). 2019, – С. 81-84. (http://iuk.kg/documents/arhiv/vestnik-1-38-2019.pdf) (дата обращения: 01.02.2020).
  6. Эркин Тоо газетасы, 13-июнь 2008-ж.7-бет