Методы и приемы обучения языку и их применение на практике

Чжао Юаньцзэ – преподаватель Ганнаньского педагогического университета (КНР).

Аннотация: В статье сделана попытка характеристики специфики методов обучения языку, раскрыты основные их функции, вооружить студентов необходимыми знаниями; проанализированы умения и навыки использовать эффективные методы и приемы, учитывая конкретные условия изучения языкового материала.

Ключевые слова: Методы обучения, приемы обучения, проблемно ситуативные задачи, система упражнений по языку, средства обучения, учебная технология, интерактивное обучение.

Ученики на уроках языка должны научиться владеть языком как средством общения, уметь выражать свое мнение. Для того, чтобы ученик был активным участником происходящего на уроке, учителю нужно использовать эффективные методы и приемы, способствующие организации взаимосвязи между учителем и учеником.

В дидактике и методике по-разному определяются методы обучения. Так, В. Онищук считает, что методы обучения составляют систему взаимосвязанных видов деятельности учителя и учащихся и приемы преподавания и учения, а каждый прием систему действий и операций учителя и учащихся, определяются рациональной последовательностью и целеустремленностью.

Л. Федоренко отмечает, что методы обучения языку - это способы работы учителя и зависимые от них способы работы учащихся с подобранным для изучения языковым материалом.

По мнению И. Олейника, методы обучения - это объединено в одно целое деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение языковых знаний, умений и навыков, на организацию познавательной деятельности учащихся.

По определению Е. Ительсона методы обучения - это система методических приемов, построение которых определяется целями обучения, общедидактическими принципами, характером учебного материала и особенностями источников учебной информации.

М. Пентилюк отмечает, что методы обучения - это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализуются все функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая, побудительная, контрольно-коррекционная и др.

Методы обучения языку - это система целенаправленных действий учителя, который организует познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивает усвоение знаний по предмету, помогает выработать соответствующие умения, приобрести нужные языковые навыки.

В практике методы реализуют образовательную, развивающую и воспитательную функции обучения. Важно подбирать такие методы и приемы, чтобы изучение курса языка было интересным.

Каждый метод состоит из отдельных приемов, которые выступают как его составляющие и представляют собой отдельный познавательный акт. Характерным признаком приема является частность и способность включаться в различные методы. В изучении языка используются следующие приемы: различные виды грамматического разбора, сравнения, группировки языковых явлений, замена, распространение, перестановка языковых единиц, моделирование структуры предложения, словосочетания и др.

Метод может обогащаться и делаться более разнообразным за счет тех или иных приемов, входящих в его состав.

Содержание и специфика методов обучения русскому языку обусловлены особенностями учебного предмета, соотношением в нем знаний теоретико-познавательного характера и круга практических культурно-речевых умений и навыков, учетом закономерностей принципов изучения материала, логической структурой предмета.

Наиболее приемлемой для обучения русскому языку представляется классификация методов по способу взаимодействия учителя и учащихся на уроке, обоснована А. М. Беляевым. Способы такого взаимодействия могут быть разными:

  1. Учитель преподает языковой материал - ученики слушают (рассказ, объяснение).
  2. Ученики и учитель обмениваются мнениями по вопросам, которые изучались на уроках языка, благодаря чему доходят до нужных выводов, обобщений, формулируют определения, правила.
  3. Учитель организует наблюдение учащихся над фактами, изучаются явления русского языка с последующим коллективным обсуждением его результатов.
  4. Ученики под руководством учителя самостоятельно добывают знания русского языка по учебнику.
  5. Ученики путем выполнения практических заданий и упражнений приобретают необходимые знания.

Исходя из этого, выделяют соответствующие методы обучения языку.

Устное изложение учителем материала (рассказ, объяснение).

Цель этого метода - подать ученикам учебную информацию и обеспечить ее восприятие, осмысление, запоминание. Именно благодаря рассказу, объяснению есть возможность последовательно излагать материал, выделять главное, самое существенное в изучаемых теме, сосредотачиваясь на этом внимание учащихся.

Беседа учителя с учениками.

В теории и практике обучение русскому языку используются такие виды беседы: эвристическая, репродуктивная, обобщающая, аналитико-синтетическая, подготовительная, повторяющиеся, контрольно-коррекционная.

Метод беседы на каждом этапе обучения имеет различное назначение:

1) готовит учащихся к восприятию нового материала;

2) способствует усвоению нового;

3) помогает применять полученные знания в процессе выполнения практических заданий, упражнений.

Наблюдения учащихся над языком.

Этот метод целесообразно применять тогда, когда факты и явления, изучаемые на занятиях русского языка, являются сложными или специфическими, требуют того, чтобы в них сначала разобраться путем анализа примеров, прежде чем прибегать к соответствующему теоретического положения, грамматического определения или правила.

Работа с учебником.

Цель этого метода - приучать учащихся самостоятельно или с помощью учителя приобретать знания, умения и навыки и совершенствовать их.

Одним из эффективных путей практического изучения русского языка и развития речи учащихся является метод упражнений.

Распространенной сегодня является классификация упражнений, разработанная В. А. Онищуком в соответствии с учебной целью, степени самостоятельности и творчества учащихся: подготовительные, вступительные, тренировочные, завершающие.

Проблемное обучение предполагает использование проблемных ситуаций, задач и вопросов, направленных на развитие познавательной активности учащихся освоения языка и развития речи.

Отдельное место среди дидактических методов занимает программируемое обучение, что:

❖ позволяет четко определить последовательность учебных задач, которые должны решить ученики для овладения содержанием темы;

❖ приучает к самостоятельности в выполнении заданий;

❖ помогает ученикам контролировать и корректировать каждый шаг своей деятельности;

❖ обеспечивает обратную связь в учебном процессе.

Важный элемент программированного обучения - алгоритм. Это четкая, логическая последовательность умственных действий, операций, неизбежно приводит к правильным результатам.

Для повышения эффективности каждого из методов обучения существует система вспомогательных средств: дидактический материал, наглядность, ТСО.

Удачно подобранный дидактический материал способствует успешному развитию языковых и речевых умений, навыков, повышает интеллектуальный и эмоциональный уровень ученика, вызывает интерес к предмету.

Наглядность на занятиях по русскому языку помогает раскрыть определенную грамматическую, орфографическую, пунктуационную закономерность, подать своеобразную модель понятия, правила. Наиболее распространенными видами наглядности на уроках русского языка являются таблицы, схемы, опорные конспекты.

Технические средства обучения (магнитофон, проигрыватель, графопроектор, радиоприемник, телевидение) на занятиях по языку выступают источником новой информации, материалом для наблюдений и выводов, способствуют выработке познавательных интересов, сознательному усвоению знаний, развитию речи.

Изменяет содержание обучения и роль учителя в учебно-воспитательном процессе внедрения компьютеризированного обучения, которое предполагает активное восприятие информации, до сих пор была возможна только в индивидуальном обучении или групповых формах учебной деятельности.

Мультимедийное обучение - это система компьютеризированного обучения, где используются средства мультимедиа. Мультимедиа, по определению А. Довгалло, Т. Коваль и др., - это техническое средство, позволяющее объединить в компьютерной среде текст, звук, графику, мультипликацию и видео изображения, что позволяет обеспечить комплексное воздействие упражнений на ученика, разнообразной информации в виде печатного текста, живого языка, статической и динамической наглядности при поддержке взаимодействия ученика с компьютером.

Удаленное (дистантное) обучение - это новая форма обучения, в которой ученик физически удален от преподавателя, но может активно общаться с ним с помощью компьютера через систему телекоммуникационных сетей.

Интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса способствуют интерактивные методы, которые облегчают процесс усвоения программируемого материала; активизируют учебную деятельность учащихся; формируют навыки анализа учебной информации, творческого подхода к усвоению учебного материала; помогают формулировать собственное мнение, правильно ее выражать, добавлять свою точку зрения, аргументировать и дискутировать.

Практический блок

I уровень

  1. Выпишите 5-6 проблемно-ситуативных задач по языку.
  2. Составьте алгоритм к изучению темы ''Безударные [э], [ы], [о] в корне слова».
  3. Сделайте опорные конспекты к усвоению таких тем: «Приложения», «Местоимение».
  4. Пользуясь учебником, разработайте вопросы для тематической аттестации по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
  5. Составьте рассказ к изучению темы «Склонение числительных в русском языке».

II уровень

  1. Разработайте 2-3 проблемные ситуации на материале лексики русского языка.

Например, учитель предлагает ученикам выполнить еще одно упражнение и слышит реплику: «Мы уже и так устали». Можно сделать небольшую паузу и спросить: «А знаете ли вы, что в слове «устали» спряталась история наших предков?». В глазах учеников возникает интерес. Тогда продолжаем: «Еще до принятия христианства наши прадеды поклонялись многим богам, среди них была и богиня сна, отдыха Морина. Она и морила людей сном, усталостью; оттуда, из глубокой древности, и пришли к нам слова: моритися, заморитися».

  1. Составьте ориентировочную систему упражнений для изучения темы «Глагол и его формы в русском языке».
  2. Проведите эксперимент для сравнения эффективности использования готовой наглядности и той, которая намечается на доске во время объяснения.

III уровень

  1. Составьте три задачи, выполнение которых требовало бы использование глаголов в настоящем, условном и повелительном способах? Например:

а) расскажите о культпоход в театр, употребляя глаголы в настоящем способе;

б) напишите произведение, используя глаголы сослагательного наклонения;

в) разработайте инструкцию «Как составлять букет цветов» употребляя глаголы повелительного наклонения.

  1. Проведите педагогический эксперимент для определения эффективности методов формирования орфографических навыков учащихся в процессе изучения темы «Не и ни с разными частями речи». Отчёт о проделанной работе и результаты исследования.
  2. Разработайте фрагменты урока изучения лексикологии, используя интерактивные методы и средства обучения. Подготовьтесь к проведению урока в аудитории с последующим обсуждения его.
  3. В письменной форме сделайте вывод, насколько выбор метода зависит от уровня мастерства учителя? Подтвердите такую зависимость конкретными фактами из наблюдений, а также ссылкой на авторитетные источники.

Учтите, что некоторые ученые определяют 3 уровня методического мастерства учителей: репродуктивный (характерный для добросовестных педагогов, не выходят за рамки традиционной системы обучения); эвристический (прослеживается в тех учителей, которые выработали свою методику обучения, самостоятельно ее анализируют, ищут новые формы, способы, методы обучения); креативный (педагоги с таким уровнем творчески работают над решением новой проблемы, стоящей в результате эмпирически найденной учителем закономерности обучения).

Тесты для контроля и самоконтроля

  1. Методы обучения – это:

а) пути научного познания;

б) вспомогательные средства обучения;

в) ваш вариант.

  1. Дидактический прием представляет собой:

а) комплекс методов обучения;

б) принцип;

в) составной элемент метода.

  1. Метод обучения реализует:

а) познавательную, развивающую, воспитательную функции обучения;

б) способ взаимодействия учителя и учащихся;

в) ваш вариант.

  1. Наиболее приемлемой для обучения языку является классификация методов:

а) по источнику получения знаний;

б) по способу взаимодействия учителя и учащихся на уроке;

в) по уровню познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

  1. А. Беляев выделяет такие методы обучения русскому языку в школе, как:

а) устное изложение материала учителем;

б) беседа;

в) иллюстративный, частично-поисковый;

г) ваш вариант.

  1. К специфическим приемам изучения языка, обусловленным содержанием предмета, относятся:

а) различные виды языкового разбора;

б) дидактический материал;

г) ваш вариант.

  1. Вспомогательные средства обучения русскому языку:

а) дидактический материал;

б) таблицы;

в) технические средства;

г) ваш вариант.

  1. Рассказ относится к группе методов:

а) самостоятельной работы учащихся;

б) устного изложения материала учителем;

в) проверки и оценки знаний, умений и навыков.

  1. На уровень познавательной активности учащихся влияют методы:

а) частично-поисковый, исследовательский;

б) репродуктивный, лекционно-пояснительный;

в) ваш вариант.

  1. Развитием чего обусловлено такой методический прием, как языковой разбор?

а) развитием речи учащихся;

б) развитием языкознания;

в) развитием познавательного интереса учащихся.

  1. В основе какого метода лежит прием алгоритмизации обучения?

а) беседы;

б) метода упражнений;

в) ваш вариант.

  1. Частично-поисковый метод в обучении языку предусматривает:

а) видение проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать предположения, планировать проверку гипотезы;

б) тематический рассказ учителя;

в) написание учениками переводов, произведений с целью развития связной речи.

  1. Какой путь познания языковых фактов, явлений, понятий в большей степени активизирует учащихся, а от учителя требует творческой методики?

а) дедуктивный;

б) индуктивный.

  1. Программированное обучение наиболее эффективно:

а) для развития связной речи и изучения стилистики;

б) для изучения орфографии и грамматики;

в) для освоения лексики и фразеологии.

Таким образом, видим, что изучение русского языка может быть интересным, доступным, ненавязчивым. Знание и применение в практике преподавателя разных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать учеников.

Список литературы

  1. Алексюк А. Н. Общие методы обучения в школе. - М .: Сов. школа, 1981.
  2. Беляев А. Н. Проблема методов в обучении языку // Язык и литература в школе. - 1980. - № 10. - С. 57-67.
  3. Беляев А. Н. Упражнения в обучении языку // Язык и литература в школе. - 2004. - № 6. - С. 2-5.
  4. Беляев А. Н. Наблюдения над языком как метод обучения // Язык и литература в школе. - 2004. - № 3. - С. 2-6.
  5. Беляев А. Н. Доказательная рассказ и эвристическая беседа в обучении языку // Язык и литература в школе. - 2003. - № 8. - С. 2-6.
  6. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. - М .: А.С.К., 2004. - 192 с.