Чжао Юаньцзэ – преподаватель Ганнаньского педагогического университета (КНР).
Аннотация: В статье сделана попытка характеристики специфики методов обучения языку, раскрыты основные их функции, вооружить студентов необходимыми знаниями; проанализированы умения и навыки использовать эффективные методы и приемы, учитывая конкретные условия изучения языкового материала.
Ключевые слова: Методы обучения, приемы обучения, проблемно ситуативные задачи, система упражнений по языку, средства обучения, учебная технология, интерактивное обучение.
Ученики на уроках языка должны научиться владеть языком как средством общения, уметь выражать свое мнение. Для того, чтобы ученик был активным участником происходящего на уроке, учителю нужно использовать эффективные методы и приемы, способствующие организации взаимосвязи между учителем и учеником.
В дидактике и методике по-разному определяются методы обучения. Так, В. Онищук считает, что методы обучения составляют систему взаимосвязанных видов деятельности учителя и учащихся и приемы преподавания и учения, а каждый прием систему действий и операций учителя и учащихся, определяются рациональной последовательностью и целеустремленностью.
Л. Федоренко отмечает, что методы обучения языку - это способы работы учителя и зависимые от них способы работы учащихся с подобранным для изучения языковым материалом.
По мнению И. Олейника, методы обучения - это объединено в одно целое деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение языковых знаний, умений и навыков, на организацию познавательной деятельности учащихся.
По определению Е. Ительсона методы обучения - это система методических приемов, построение которых определяется целями обучения, общедидактическими принципами, характером учебного материала и особенностями источников учебной информации.
М. Пентилюк отмечает, что методы обучения - это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализуются все функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая, побудительная, контрольно-коррекционная и др.
Методы обучения языку - это система целенаправленных действий учителя, который организует познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивает усвоение знаний по предмету, помогает выработать соответствующие умения, приобрести нужные языковые навыки.
В практике методы реализуют образовательную, развивающую и воспитательную функции обучения. Важно подбирать такие методы и приемы, чтобы изучение курса языка было интересным.
Каждый метод состоит из отдельных приемов, которые выступают как его составляющие и представляют собой отдельный познавательный акт. Характерным признаком приема является частность и способность включаться в различные методы. В изучении языка используются следующие приемы: различные виды грамматического разбора, сравнения, группировки языковых явлений, замена, распространение, перестановка языковых единиц, моделирование структуры предложения, словосочетания и др.
Метод может обогащаться и делаться более разнообразным за счет тех или иных приемов, входящих в его состав.
Содержание и специфика методов обучения русскому языку обусловлены особенностями учебного предмета, соотношением в нем знаний теоретико-познавательного характера и круга практических культурно-речевых умений и навыков, учетом закономерностей принципов изучения материала, логической структурой предмета.
Наиболее приемлемой для обучения русскому языку представляется классификация методов по способу взаимодействия учителя и учащихся на уроке, обоснована А. М. Беляевым. Способы такого взаимодействия могут быть разными:
Исходя из этого, выделяют соответствующие методы обучения языку.
Устное изложение учителем материала (рассказ, объяснение).
Цель этого метода - подать ученикам учебную информацию и обеспечить ее восприятие, осмысление, запоминание. Именно благодаря рассказу, объяснению есть возможность последовательно излагать материал, выделять главное, самое существенное в изучаемых теме, сосредотачиваясь на этом внимание учащихся.
Беседа учителя с учениками.
В теории и практике обучение русскому языку используются такие виды беседы: эвристическая, репродуктивная, обобщающая, аналитико-синтетическая, подготовительная, повторяющиеся, контрольно-коррекционная.
Метод беседы на каждом этапе обучения имеет различное назначение:
1) готовит учащихся к восприятию нового материала;
2) способствует усвоению нового;
3) помогает применять полученные знания в процессе выполнения практических заданий, упражнений.
Наблюдения учащихся над языком.
Этот метод целесообразно применять тогда, когда факты и явления, изучаемые на занятиях русского языка, являются сложными или специфическими, требуют того, чтобы в них сначала разобраться путем анализа примеров, прежде чем прибегать к соответствующему теоретического положения, грамматического определения или правила.
Работа с учебником.
Цель этого метода - приучать учащихся самостоятельно или с помощью учителя приобретать знания, умения и навыки и совершенствовать их.
Одним из эффективных путей практического изучения русского языка и развития речи учащихся является метод упражнений.
Распространенной сегодня является классификация упражнений, разработанная В. А. Онищуком в соответствии с учебной целью, степени самостоятельности и творчества учащихся: подготовительные, вступительные, тренировочные, завершающие.
Проблемное обучение предполагает использование проблемных ситуаций, задач и вопросов, направленных на развитие познавательной активности учащихся освоения языка и развития речи.
Отдельное место среди дидактических методов занимает программируемое обучение, что:
❖ позволяет четко определить последовательность учебных задач, которые должны решить ученики для овладения содержанием темы;
❖ приучает к самостоятельности в выполнении заданий;
❖ помогает ученикам контролировать и корректировать каждый шаг своей деятельности;
❖ обеспечивает обратную связь в учебном процессе.
Важный элемент программированного обучения - алгоритм. Это четкая, логическая последовательность умственных действий, операций, неизбежно приводит к правильным результатам.
Для повышения эффективности каждого из методов обучения существует система вспомогательных средств: дидактический материал, наглядность, ТСО.
Удачно подобранный дидактический материал способствует успешному развитию языковых и речевых умений, навыков, повышает интеллектуальный и эмоциональный уровень ученика, вызывает интерес к предмету.
Наглядность на занятиях по русскому языку помогает раскрыть определенную грамматическую, орфографическую, пунктуационную закономерность, подать своеобразную модель понятия, правила. Наиболее распространенными видами наглядности на уроках русского языка являются таблицы, схемы, опорные конспекты.
Технические средства обучения (магнитофон, проигрыватель, графопроектор, радиоприемник, телевидение) на занятиях по языку выступают источником новой информации, материалом для наблюдений и выводов, способствуют выработке познавательных интересов, сознательному усвоению знаний, развитию речи.
Изменяет содержание обучения и роль учителя в учебно-воспитательном процессе внедрения компьютеризированного обучения, которое предполагает активное восприятие информации, до сих пор была возможна только в индивидуальном обучении или групповых формах учебной деятельности.
Мультимедийное обучение - это система компьютеризированного обучения, где используются средства мультимедиа. Мультимедиа, по определению А. Довгалло, Т. Коваль и др., - это техническое средство, позволяющее объединить в компьютерной среде текст, звук, графику, мультипликацию и видео изображения, что позволяет обеспечить комплексное воздействие упражнений на ученика, разнообразной информации в виде печатного текста, живого языка, статической и динамической наглядности при поддержке взаимодействия ученика с компьютером.
Удаленное (дистантное) обучение - это новая форма обучения, в которой ученик физически удален от преподавателя, но может активно общаться с ним с помощью компьютера через систему телекоммуникационных сетей.
Интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса способствуют интерактивные методы, которые облегчают процесс усвоения программируемого материала; активизируют учебную деятельность учащихся; формируют навыки анализа учебной информации, творческого подхода к усвоению учебного материала; помогают формулировать собственное мнение, правильно ее выражать, добавлять свою точку зрения, аргументировать и дискутировать.
Практический блок
I уровень
II уровень
Например, учитель предлагает ученикам выполнить еще одно упражнение и слышит реплику: «Мы уже и так устали». Можно сделать небольшую паузу и спросить: «А знаете ли вы, что в слове «устали» спряталась история наших предков?». В глазах учеников возникает интерес. Тогда продолжаем: «Еще до принятия христианства наши прадеды поклонялись многим богам, среди них была и богиня сна, отдыха Морина. Она и морила людей сном, усталостью; оттуда, из глубокой древности, и пришли к нам слова: моритися, заморитися».
III уровень
а) расскажите о культпоход в театр, употребляя глаголы в настоящем способе;
б) напишите произведение, используя глаголы сослагательного наклонения;
в) разработайте инструкцию «Как составлять букет цветов» употребляя глаголы повелительного наклонения.
Учтите, что некоторые ученые определяют 3 уровня методического мастерства учителей: репродуктивный (характерный для добросовестных педагогов, не выходят за рамки традиционной системы обучения); эвристический (прослеживается в тех учителей, которые выработали свою методику обучения, самостоятельно ее анализируют, ищут новые формы, способы, методы обучения); креативный (педагоги с таким уровнем творчески работают над решением новой проблемы, стоящей в результате эмпирически найденной учителем закономерности обучения).
Тесты для контроля и самоконтроля
а) пути научного познания;
б) вспомогательные средства обучения;
в) ваш вариант.
а) комплекс методов обучения;
б) принцип;
в) составной элемент метода.
а) познавательную, развивающую, воспитательную функции обучения;
б) способ взаимодействия учителя и учащихся;
в) ваш вариант.
а) по источнику получения знаний;
б) по способу взаимодействия учителя и учащихся на уроке;
в) по уровню познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
а) устное изложение материала учителем;
б) беседа;
в) иллюстративный, частично-поисковый;
г) ваш вариант.
а) различные виды языкового разбора;
б) дидактический материал;
г) ваш вариант.
а) дидактический материал;
б) таблицы;
в) технические средства;
г) ваш вариант.
а) самостоятельной работы учащихся;
б) устного изложения материала учителем;
в) проверки и оценки знаний, умений и навыков.
а) частично-поисковый, исследовательский;
б) репродуктивный, лекционно-пояснительный;
в) ваш вариант.
а) развитием речи учащихся;
б) развитием языкознания;
в) развитием познавательного интереса учащихся.
а) беседы;
б) метода упражнений;
в) ваш вариант.
а) видение проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать предположения, планировать проверку гипотезы;
б) тематический рассказ учителя;
в) написание учениками переводов, произведений с целью развития связной речи.
а) дедуктивный;
б) индуктивный.
а) для развития связной речи и изучения стилистики;
б) для изучения орфографии и грамматики;
в) для освоения лексики и фразеологии.
Таким образом, видим, что изучение русского языка может быть интересным, доступным, ненавязчивым. Знание и применение в практике преподавателя разных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать учеников.
Список литературы