Государственно-правовое воздействие на экономику

Савченко Юлиана Юрьевна – аспирант Московского гуманитарного университета.

Аннотация: Важным фактором обеспечения эффективного развития экономической сферы является становление правового государства. Важную роль приобретает гражданско-правовой функционал экономического содержания, заключающийся в обеспечении жизнеспособности экономической системы. При этом вмешательство государства в регулирование экономических отношений должно быть минимальным при условии отсутствия необходимости в более глубоком включении государственного аппарата в управление экономическими процессами. Государственное вмешательство в регулирование экономических отношений должно ограничиваться способствованием становления экономической культуры граждан и участников данных отношений с целью формирования понимания о механизмах функционирования рыночной экономики.

Ключевые слова: Государство, правовое государство, государственное управление, государственное регулирование, экономическое воздействие, экономическая культура.

Государство играет важную роль субъектного содержания, которая заключается в реализации управленческой функции. Государственное управление является источником обеспечения жизнеспособности и функционирования социально-экономической сферы общественных отношений. Государство выражает интересы населения, проживающего на его территории. Оно формирует свод правил, регулирующих взаимодействие экономического характера, а также контролирует следование правилам при участии в экономических правовых отношениях.

По мнению А.Н. Арзамаскина, в условиях рыночной экономической системы государственные структуры обладают монополистским правом на реализацию деятельности принудительного характера [13]. Реализация права предполагает системно сформированную совокупность санкционирующих мер в ситуации возникшего нарушения естественного правового состояния экономических отношений. Варианты возможных санкций зафиксированы в федеральном законодательстве. В то же время государство как участник экономических отношений обладает тем же правовым объёмом прав, что и любой другой субъект, осуществляющий хозяйственную деятельность. С точки зрения Е.М. Шматковой, это уравнивает государственные структуры с частными предприятиями. В условиях рынка государство выступает как производитель социально-востребованной продукции и источник оказания некоторых услуг [22].

Экономика понимается как системно-структурное единство отношений, основой которых выступает совокупность материальных благ, а также процесса их потребления, распределения, обмена и потребления. Началом экономического цикла считается производство товаров и услуг, а итогом циклом – потребление произведённой продукции или оказание услуги. Современные экономические отношения стали основой для возникновения новых общественных институтов, осуществляющих стабилизацию данных отношений. Однако основными стабилизаторами и факторами регулирования экономических отношений выступают право и государство.

Стабильность экономических отношений обуславливается нормативно-правовой базой соответствующего юридического содержания. Природа современных нормативов достаточно вариативна, но наиболее эффективной в вопросе регулирования с учётом специфики рыночной экономики являются правовые нормативы [20].

Отношения на каждом этапе экономического цикла регулируется в контексте такой экономико-юридической категории, как право собственности. В области экономических отношений основным объектом права собственности становится трудовая деятельность человека и её результаты. Каждый товар, входящий состав экономического оборота, или его финансовый эквивалент приобретают значение в призме собственной стоимости, выражающейся в тех трудовых усилиях и времени, которое вложил в производства товара человек. Рассматривание товаров в контексте их объектной природы в рамках права собственности придаёт им вторичность. Обмен деятельностью трудового характера и товарами, созданными в процессе её осуществления, основывается на частном праве. Участники обмена имеют равные права и обязанности. Государственное вмешательство в регулирование данного обмена может носить положительный и отрицательный характер. Неоспоримым плюсом государственного вмешательства является обеспечение защищённости прав каждого участника, однако в качестве минуса рассматривается нарушение принципа свободы при условии чрезмерной государственной активности и в данном вопросе.

Современная экономическая система отношений нуждается в праве, однако важно правильно определять необходимость правового регулирования. Вопросы относительно этапов экономического цикла невозможно решить посредством применения прямого правового регулирования. В противном случае, речь будет идти о плановой экономической системе. В условиях же рыночной экономики каждый предприниматель и производитель должен отвечать на вопросы распределения и производства на основе законодательно закреплённого принципа экономической свободы и независимости. Ценообразование на рынке происходит при установлении соотношения спроса на продукцию с условиями её предложения. Экономическая свобода субъекта рыночных отношений является необходимостью для обеспечения оперативного реагирования на изменение условий рынка. Право как фактор регулирования отражает естественное состояние рыночных отношений. Соответствие праву как оптимальному устройству механизмов регулирования экономических отношений и является основой регулирования.

Понятие воздействия больше применимо к регулированию со стороны государства. Государственные структуры являются внешним фактором регулирования экономических отношений, что отражается в следующих моментах:

  1. Государство ответственно за обеспечение сохранности и неприкосновенности внутреннего пространства, где возникают экономические отношения, от внешних угроз;
  2. Государство должно формировать основу для поддержания национально-общественной целостности в условиях активной социальной стратификации, причём для каждой страты социума характерны свои, отличные от других интересы. Установление компромисса между стратами и обеспечение неделимости социальной структуры общества также играют важную роль в жизнеспособности экономической системы.
  3. Функционал государственных формирований, органов и прочих структур включает в себя обязательства по произведению некоторых видов экономической деятельности. В частности, речь идёт о поддержании устойчивости финансового оборота, обладает собственным федеральным бюджетом, инвестировании важных для национальной экономики областей общественного развития.
  4. В историческом аспекте, включающем увеличение сложности структуры экономических связей и процессов, наблюдается тенденция повышения уровня государственного вмешательства в регулирование внутренней экономики государства. Вмешательство государства предполагает ликвидацию дефектов экономического характера, ведущих к нежелательным последствиям. Подобное вмешательство уже не характеризуется правовым регулированием посредством положений публичного права. Направленность государственного вмешательства разнообразна: устранение монополистических образований рынка, установление наблюдения за качеством выпускаемой продукции относительно показателей её безопасности для населения и соответствие требованиям экологического содержания в вопросе организации производственного процесса.

Запредельно высокий уровень государственного вмешательства в регулирование экономических отношений сопровождается деструктивным эффектом и препятствует эффективному функционированию экономической системы. Для подобного вмешательства характерно установление плановой экономики, в условия которой государство становится главным владельцем собственности в национальном экономическом пространстве. Управление всеми хозяйственными процессами превращается в прерогативу государственных структур. Негативными последствиями выступают следующие:

  1. Перестаёт работать механизм ценообразования при совокупном взаимовлиянии уровней и условий спроса и предложения на определённые товары и услуги. При государственном вмешательстве в ценовую политику цена на продукцию устанавливается вне зависимости от общественного заказа и потребительского спроса. Организация производственного процесса по разработанному плану развития.
  2. В условиях плановой экономики предприятия не несут экономической ответственности и лишаются стимула к развитию. Убыточным предприятиям предоставляется дополнительное финансовое обеспечение, а доходные предприятия лишаются дополнительно полученных доходов в пользу государственного бюджета.
  3. Чрезмерное использование административных механизмов контроля и регулирования экономики. Следствием данного процесса становятся нарушение принципа экономической свободы участников производственных отношений в экономике, развитие её теневого сектора и установление высокого уровня коррумпированности руководящего аппарата.

Основополагающий государственный функционал в условиях плановый экономики имеет определённые сильные стороны. Важнейшей из них представляется оперативное реагирование, выраженное в мобилизации ресурсных национальных резервов в целях развития жизненно важного на данный момент сектора производства, что обеспечит решение актуальной проблемы и устранение внешних угроз. Обратной стороной таких плюсов является ухудшение качества жизни населения, нарушение экологической целостности среды, нарушение прав и свобод личности и демократических принципов государственного устройства.

Из вышеизложенного следует, что важным фактором обеспечения эффективного развития экономической сферы является становление правового государства.

Важную роль приобретает гражданско-правовой функционал экономического содержания, заключающийся в обеспечении жизнеспособности экономической системы. Термины «гражданское право» и тем более «экономическая функция гражданского права» в их сегодняшнем понимании возникли гораздо позднее и, очевидно, с разницей в несколько веков. Прав поэтому В. Ф. Яковлев, который утверждает, что формулировка имущественных отношений, составляющих основу предмета гражданского права как товарно-денежных, приводит к сужению действительного предмета отрасли, поскольку оставляет за пределами последнего отношения собственности в их статике [10]. Без преувеличения можно говорить о том, что современное российское гражданское право является правовым фундаментом отечественной экономики.

Для существования полноценной экономической системы нужны общеизвестные, справедливые и единые для всех правила ведения дел в жизни общества. Однако качество экономики, степень ее развития, темпы экономического роста существенно замедлятся. Правовой риск предпринимательской деятельности возрастет настолько, что интерес к занятиям многими видами деятельности существенно снизится, либо пропадет вовсе. Наличие же адекватной для своего времени системы гражданского права, напротив, способно оказать существенное стимулирующее влияние на возникновение, поддержание и развитие предпринимательства.

Вмешательство государства в регулирование экономических отношений должно быть минимальным при условии отсутствия необходимости в более глубоком включении государственного аппарата в управление экономическими процессами. Мало предоставить экономические права и свободы гражданам РФ. Важной задачей является формирование у них соответствующей культуры, называемой экономической.

В рамках процессов экономики современности экономическая культура становится мощным институтом изменения общества, обеспечивающим его высокую мобильность и вместе с тем практические возможности для перехода к рыночной экономике. Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина рассматривают экономическую культуру как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития [16].

Характерными особенностями экономической культуры являются наличие ценностей, норм, потребностей, предпочтений, входящих в состав экономической культуры и возникающих из нужд экономики и хозяйственной деятельности человека.

Сегодня в России сложилась трагическая ситуация с экономической культурой: унаследованная от СССР административно-командная культура уже не работает, а новая, рыночная культура еще не сформировалась. Эта ситуация порождает множество негативных последствий, в частности, дефицит экономической культуры.

Под дефицитом рыночной экономической культуры имеются в виду определенные особенности массового экономического сознания и поведения людей, состоящие в отсутствии у них:

  1. понимания устройства и механизмов рыночной экономики;
  2. опыта участия в функционировании тех или иных рыночных структур;
  3. умения выполнять те или иные экономические роли в новых рыночных структурах.

Другими словами, дефицит рыночной экономической культуры затрагивает все уровни человеческой личности: ее знания, установки, практический опыт, навыки и умения.

Ярко иллюстрирует данное явление выявленная в период 90-х годов особая черта работников - формальная исполнительность в выполнении производственных обязанностей. С одной стороны, работники были критически настроены к качеству управления предприятиями со стороны вышестоящих ведомств, районных и областных органов управления. Отвечая на вопрос: «Получали ли Вы распоряжения, с которыми не были согласны?», 80-90% специалистов давали положительные ответы. С другой стороны, будучи не согласными с распоряжениями, 40 - 60% опрошенных отмечали, что выполняют их [19].

Таким образом, государственное вмешательство в регулирование экономических отношений должно ограничиваться способствованием становления экономической культуры граждан и участников данных отношений с целью формирования понимания о механизмах функционирования рыночной экономики.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)/ "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"/ "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 44,
  3. Федеральный закон от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"/ "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7070,
  4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"/ "Российская газета", N 299, 31.12.2014
  5. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) статья 284.4/ "Парламентская газета", N 151-152, 10.08.2000.
  6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями)/ "Российской газете" от 9 мая 2018 г. N 97с
  7. "Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24 - 25 октября 2014 г.): Избранные материалы" (отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова) ("Статут", 2015)
  8. Гаджиев Г.А. Право и экономика (методология): Учебник для магистрантов / Г.А. Гаджиев. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
  9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета, 2018
  10. Рыднина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. [и др.]. История экономических учений: учебник. М., 2005.
  11. Яковлев В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и юридической практике: Учеб. пособие. Свердловск: Свердловский юрид. ин-т, 1979. С. 41.
  12. Кутер Р., Улен Т. Право и экономика. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2018, 800 с.
  13. Арзамаскин А.Н. К вопросу о государственно-правовом регулировании экономики в современной России // Правовое государство: Теория и практика. 2014. №4 (38). C. 67-70
  14. Асадов А.М. Административно-правовое воздействие на экономические отношения // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. №2 (27). С.3-14
  15. Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. №1 (217). С. 23-30
  16. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. - Новосибирск: Наука, 1991. - 448 с.
  17. Зембатов М.Р. Экономико-правовой анализ предпосылок создания системы оценки регулирующего воздействия // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №6. C. 120-123
  18. Ратькова А.Б. Корректирующее воздействие государства на экономику: достоинства и недостатки // Вестник КГУ. 2012. №4. С. 197-199
  19. Рывкина Р.В. Экономическая культура в России: трудности и этапы становления // Мир России. Социология. Этнология. 1994. Т. 3, N1. С. 55-65.
  20. Степичева О.А., Енгалычев Р.М. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России. Тамбов, 2007.
  21. Федотов Д.А. Определение оптимальных границ государственного регулирования экономики // Вестник ИрГТУ. 2010. №4 (44). С. 241-245
  22. Шматкова Е.М. Государственно-правовое воздействие на экономику в РФ // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. С. 260-264
  23. Маньковский И.А. Метод гражданско-правового регулирования: ретроспективный анализ и современное состояние // Право. 2014. N 2. С. 51.