"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 377:372.8

Профессиональная подготовка учителей технологии

Сулайманова Жылдыз Назарбековна – кандидат педагогических наук, и.о.профессора Кыргызского государственного университета им. И.Арабаева.

Аннотация: В статье рассматриваются понятия личности и профессиональные требования, предъявляемые к будущим учителям технологии. Современный выпускник вуза по направлению «Технологическое образование» должен владеть компетенциями, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности. Следует отметить, что выпускники вузов, обладающие способностью к ориентированию в потоке информации и умению использовать полученную информацию в профессиональной деятельности, пользуются большим спросом работодателей. Особенно это касается выпускников высших учебных заведений с педагогическим направлением профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Учитель, личность учителя, технология, технологическое образование, технологическая подготовка, качество образования, саморазвитие учителя, профессиональная подготовка, межпредметные связи.

Главной проблемой подготовки учителя является то, что при поступлении или через некоторое время не все студенты нацелены стать педагогами. На современном этапе одна из социальных задач – сохранить молодого человека для общества, дать ему возможность определиться. Воспитание заинтересованности в познании основ профессии – важнейшее условие творческой активности будущих молодых специалистов. Если будет решена проблема заинтересованности, то будет решена основная проблема современного высшего образования.

Стратегию современного образования составляют субъективное развитие и саморазвитие учителя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы творчества в широком смысле.

И основной задачей подготовки будущих учителей технологии на современном этапе является то, чтобы научить студента правильно воспринимать и обрабатывать информацию от внешней среды, адаптировать имеющиеся технологии к новым условиям или создавать новые алгоритмы образования, готовить субъект образования к восприятию изучаемого предмета, преобразовывать внешнюю среду для реализации общеобразовательной технологии.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии имеет определённую специфику. Эта специфика предопределена тем, что в пределах одного направления «Технологическое образование» осуществляется подготовка и технологов, работающих с принципиально различными технологиями. Особенности профилирующей технологии предъявляют определённые требования как к нормативной, так и процессуальной стороне организации учебного процесса. Технико-технологические, дидактические и методические возможности таких факультетов педагогических вузов позволяют готовить специалистов не только для работы в образовательных учреждениях. Подготовка компетентного и профессионального мобильного выпускника является приоритетной задачей кафедры «Технологии и искусства костюма, текстиля».

Реформа средней общеобразовательной, высшей и профессиональной школы в нашей стране требует, чтобы в высшей школе растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых оно будут жить и работать. Такое требование можно осуществить на основе технологической подготовки. Успешность вооружения студентов теоретическими знаниями и умениями и применение этих знаний на практике зависит от степени освоения ими основ наук, подготовленности к практической работе, ее политехнической и технологической подготовки. Для этого требуется совершенствовать пути и средства преподавания технологии в высшей школе, укреплять учебно-материальную базу, внедрять новые учебно-наглядные пособия и т.д.

С точки зрения дидактики, общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Поэтому закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины. Вместе с тем преподавание каждого предмета имеет свою специфику, определяемую целью его изучения, содержанием и особенностями усвоения. Аппарат дидактики объединяет единство в походах и принципах преподавания отдельных предметов. Содержание образования по технологическому обучению представляет собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывается основами наук, способствующими развитию и формированию личности. Система знаний и умений, которой вооружаются будущие учителя, в целом, носит общеобразовательный, общетехнический и политехнический и технологический характер.

Развитие высшей школы и дидактики показывает, что новые цели обучения возникают под влиянием крупных изменений производительных сил и производственных отношений, совершенствования техники и технологии современного производства, изменения характера труда. Эти изменения отражаются на объёме знаний (уровень общего и профессионального образования), на характере знаний и творческого мышления, они расширяют кругозор, влияют на конструкторско-технологическую деятельность, способствуют технологической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства и, соответственно, ориентируют их на выбор профессии учителя технологии.

Технологическое обучение призвано формировать личность обучающегося, в том числе расширять его мировоззрение, готовить его к трудовой деятельности, к управлению современной сложной техникой. Дидактика должна строить такую систему принципов обучения, которая управляла бы целями и задачами, общим направлением обучения; совершенствовать оправдавшие себя ранее выработанные принципы; развивать те принципы, которые не утратили своего значения в новых условиях работы педагогических вузов.

Педагогическая деятельность является одной из основных в учебно-воспитательном процессе высшего учреждения образования. Обязательными компонентами её структуры являются субъект (преподаватель) и объект (студент). Результаты теоретических исследований и опыт практической деятельности научно-педагогических работников свидетельствует о том, что эффективность профессиональной подготовки студентов значительно повышается, когда преподаватель способен превратить студента в субъект педагогической деятельности, что является возможным при условии отношения к нему как к наивысшей ценности.

Идея всестороннего развития личности в её понимании не является простым логическим завершением старой идеи всестороннего развития, провозглашенной философской и педагогической мыслью прошлого. Она вытекает из сущности нового строя, из революционного преобразования старого мира, из прогрессивного учения о человеке и его всестороннем развитии. Еще К.Маркс указал на то, что «под воспитанием мы понимаем три вещи. Во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» [2].

«Взаимосвязь общеобразовательных предметов с трудовым обучением должна быть органической: студенты, опираясь на научные понятия, осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; труд же студентов служит средством закрепления теоретических знаний», указывает С.Я.Батышев [1].

Профессиональная подготовка будущих учителей технологии ставит своей задачей воспитание всесторонне развитой личности. Основное требование – это теоретическое обучение и практическое овладение конкретной профессией в процессе технологической подготовки.

Технологическая подготовка учителей требует изучение наряду с естественно-научными, техническими дисциплинами, предметами организационно-экономических, ибо полное представление о технике и технологии в целом возникает лишь в результате интегрирования смежных знаний, содержащихся в различных науках. Следовательно, технологическая подготовка имеющийся в свою основу политехническое обучение, представляет собой наивысший уровень своего развития.

Поэтому в процессе технологической подготовки, огромное значение имеет решение проблемы межпредметных связей. Ибо профессия учителя технологии и предпринимательства требует знания основ межпредметных связей и умения использовать этот принцип в процессе обучения учащимися средней профессиональной школы. Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление студентов, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Без этих интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение человека к труду, ни решение на практике сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Реализация межпредметных связей в учебном процессе подводит студентов к умению осмысленно оценивать явления, ситуации или технические знания, с тем, чтобы использовать полученные навыки в практической деятельности. Решение этой задачи во многом возложено на будущего учителя технологии и от его подходов к использованию межпредметных связей на каждом занятии. Другими словами, межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

В современных условиях повышения качества технологического воспитания, укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготовки к общественно-полезному производительному труду остаётся главной задачей в области образования. Общество развивается, внедряет в производство новые технологии и технологические процессы. Взамен устаревшей технологии приходит новая технология (механизированная, автоматизированная, инновационная и т.д.). Процесс разработки новых технологии требует от человека нового технического (технологического) мышления о технологических процессах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвигаются новые требования к человеку в плане его адаптации в различных производственных и жизненных ситуациях. Поэтому процесс обучения и воспитания является процессом развивающимся, а в 21 веке оно является прогрессирующим. Педагогические вузы страны призваны подготовить высокообразованные учительские кадры с целью обеспечения подрастающего поколения новыми технологическими знаниями. Уровень образованности прежде всего зависит от уровня образованности кадров.

Список литературы

  1. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981. –192 с.
  2. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального совета по отдельным вопросам / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. и авт. вводных статей А.И.Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1981. – 528с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: