"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
УДК 373.3
Жолдошова Бибигуль Алайчиевна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.
Аннотация: Для того, чтобы учитывать механизмы формирования творческого мышления в младшем школьном возрасте и создавать условия для развития креативности необходимо прежде всего знать условия формирования креативности. В статье отражены основные социально-педагогические условия развития креативности: влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников, социально-педагогические условия развития креативности в школе.
Ключевые слова: Креативность, формирование креативности, педагогические условия, творческие способности, младшие школьники.
В последние годы в педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.
В современной педагогике мало специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.
При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное.
Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.
По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления" [2, С. 236].
Именно в младшем школьном возрасте наиболее активно воображение, которое пробуждает сильный интерес к творчеству. С помощью рисования, лепки, музыки, разыгрывания сценок дети выражают свою креативность. Однако искусство, объединенное с педагогикой является и способом развития креативности. Поэтому специальные обучение и воспитание, направленные на развитие креативности в этом возрасте, могут поддержать природный творческий потенциал и дать новые возможности его применения.
В связи с этим родителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.
Были сформулированы основные педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:
1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:
2. Педагогические условия развития креативности в школе:
Одним из педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.
Также формирование готовности младших школьников к креативной деятельности будет эффективным, если реализовать систему педагогических условий:
Большая роль в развитии креативности принадлежит творческим играм. Творческие игры не имеют правил, В них происходит раскрепощение ребенка, эмоциональная разрядка. Отсутствие четких правил предоставляет возможности для творческого саморазвития и применения импровизации.
Развитие творческого мышления основано на следующих принципах и подходах:
У младших школьников еще не сформированы произвольные психические процессы, поэтому не стоит придерживаться строгих рамок программы занятий. Упражнения могут проходить по-разному в каждом классе. Так как ученики начальных классов быстрее устают, продолжительность одного занятия не должна превышать длительность одного урока.
Младшие школьники обладают еще недостаточно развитыми логическим мышлением и рефлексией, поэтому необходимо усиливать воздействие занятия с помощью различных способов ввода информации – кроме рисования, например, можно использовать соответствующее музыкальное сопровождение, прием визуализации, двигательные упражнения.
С возрастом отмечается снижение уровня креативности, поэтому занятия по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности должны проводиться регулярно, поддерживая и развивая творческий потенциал от первого класса начальной школы к четвертому.
При разработке занятий по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности нужно учитывать также такие особенности младшего школьника, как интерес к рисованию, сказке, игре.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическими условиями формирования креативности в учебном процессе являются:
Список литературы