"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Чекан Андрей Леонидович – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета.
Аннотация: В данной статье автором были рассмотрены основные виды инноваций в экономике. Рассмотрены этапы и методы финансового планирования. Актуальность данного исследования заключается в попытке автором увязать уровни финансового планирования и типы инноваций. В данной работе автором проведен анализ развития российских и зарубежных инновационных компаний.
Ключевые слова: Инновационные компании, финансовое планирование, экономика, финансирование.
В существующих условиях хозяйствования развитие инновационных компаний и их деятельности является одним из важнейших факторов успешного развития национальных экономик, при этом сами инновации очень разнообразны и могут касаться как продукции, процесса или бизнес-моделей, так и по-разному влиять на развитие компании и экономики в целом (таблица 1).
Таблица 1. Основные виды инноваций, выделяемые российскими и зарубежными экономистами [4].
Классификационный признак инноваций |
Виды инноваций |
Характеристика инноваций |
В зависимости от сущности инновации |
Продуктовые |
Представляют собой разработку и продвижение новых товаров или услуг или улучшение уже производимой продукции |
Процессные |
Представляют собой создание разработку и внедрение новых методов или процессов, которые касаются производственной сферы, сферы распространения продукции или ее доставки |
|
Инновации бизнес-моделей |
Представляют собой улучшение экономических характеристик в цепочке создания стоимости продуктов, а также диверсификацию источников ресурсов или реинжиниринг моделей предоставления продуктов и услуг |
|
В зависимости от влияния на компанию и национальную экономику |
Инкремен-тальные |
Представляют собой улучшение продукции или процессов |
|
Прорывные |
Представляют собой изменения, позволяющие компании выйти на более качественный уровень, значительно и резко изменить темпы роста деятельности, а также снизить затраты |
|
Радикальные |
Связаны с трансформированием системы в целом |
В настоящее время выбор формы финансового планирования находится в сильной зависимости от особенностей деятельности компаний и включает в себя 4 основных типа финансовых планов: стратегический, долгосрочный, текущий, и краткосрочный. При этом, как правило, процесс финансового планирования включает в себя следующие этапы:
Следует отметить, что при инновационной деятельности нельзя применить такие методы финансового планирования, как: нормативный и расчетно-аналитический, поскольку нормативный метод подразумевает наличие разработанных норм по некой стандартной деятельности, что при инновационной деятельности невозможно, так как она является уникальной. Расчетно-аналитический метод финансового планирования опирается на данные предыдущих периодов, при инновационной деятельности таких данных не существует.
Поэтому основными методами, которые применяются в финансовом планировании инновационной деятельности, являются:
В отношении инновационных компаний на всех этапах процесса финансового планирования проявляется следующие особенности, вызванные спецификой деятельности таких компаний:
Высокие риски инновационной деятельности связаны с неопределенностью получения запланированных результатов, и для их учета в процессе финансового планирования используется экономико-математическое моделирование, в рамках которого, как правило, разрабатываются 3 сценария изменения показателей по инновационной деятельности и определяется вероятность развития определенного сценария, а планируемый финансовый показатель определяется следующим образом:
ФППЛАН = ⅀ ФПi * Pi (1)
где: ФПi — финансовый показатель по i-му сценарию;
Pi — вероятность появления i-го сценария.
Инновации по своей сущности представляют проектную деятельность, поэтому при финансовом планировании целесообразно использовать программно-целевой метод планирования, который заключается в разработке финансовых показателей и денежных потоков по каждому конкретному инновационному проекту.
Учет фактора времени в инновационной деятельности проводится с помощью метода дисконтирования денежных потоков, который заключается в приведении денежных потоков по каждому периоду времени к моменту начала работ по инновационному проекту.
Стратегическое планирование связано с определением миссии и целевых ориентиров деятельности компании в целом, в рамках которого проводится стратегический анализ и первоначальный отбор инновационных проектов для дальнейшей реализации.
Долгосрочные финансовые планы охватывают период от 5 лет и более, и здесь на основе стратегического анализа с использованием методов экономико-математического моделирования и дисконтирования денежных потоков определяются следующие целевые показатели по инновационной деятельности:
Среднесрочные финансовые планы охватывают период от 1 года до 5 лет, и при их составлении также используются методы экономико-математического моделирования и дисконтирования денежных потоков, но при этом финансовое планирование имеет программно-целевой характер, т.е. проводится в рамках определенного инновационного проекта. В этом случае целесообразно составлять следующие финансовые планы:
Следует отметить, что в настоящее время среднесрочное финансовое планирование в рамках определенной программы или проекта используется государственными органами исполнительной власти при составлении государственных бюджетов различных уровней, поэтому принято назвать данный тип финансового планирования программно-целевым.
Краткосрочное финансовое планирование производится на срок до 12 месяц, и основным методом финансового планирования в данном случае является программно-целевой метод, в рамках которого по каждому инновационному проекту разрабатываются следующие финансовые планы:
В таблице 2 представлена попытка увязать уровни финансового планирования и типы инноваций.
Таблица 2. Модели финансового планирования в зависимости от типа инноваций.
Виды инноваций |
Инкрементальные |
Прорывные |
Радикальные |
Продуктовые |
Краткосрочное финансовое планирование |
Программно-целевое финансовое планирование |
Программно-целевое финансовое планирование |
Процессные |
Краткосрочное финансовое планирование |
Программно-целевое финансовое планирование |
Долгосрочное финансовое планирование |
Бизнес-моделей |
Программно-целевое финансовое планирование |
Программно-целевое финансовое планирование |
Долгосрочное финансовое планирование |
Так, при краткосрочном финансовом планировании и небольшом объеме вложения денежных средств, например, при инкрементальных инновациях, фактором времени и риска можно пренебречь, и в этом случае финансовый план будет представлять собой часть общего бюджета затрат предприятия или отдельный бюджеты, связанные с финансированием и затратами.
В случае долгосрочного финансового планирования необходимо учитывать и фактор риска, и фактор времени, а также сценарии развития событий.
В случае ясного представления результатов, которые желает получить инвестор (наличия бизнес-идеи в стартапе), лучше применять программно-целевой подход к финансовому планированию, который заключается в разработке бюджетов по отдельным инновационным проектам для достижения конкретных и четко обозначенных целей.
Исходя из использования собственных или заемных средств для финансирования инновационной деятельности выделяют 5 основных схем финансирования:
Следует отметить, что особенностью развития российских инновационных компаний является то, что они стараются финансировать свою деятельность за счет собственных средств. Если в экономически развитых странах для финансирования зачастую привлекаются различные созданные структуры (акселераторы, венчурные фонды), то российские инновационные компании развиваются собственными силами, используя заработанную в прошлых периодах прибыль, человеческий капитал и изобретательские идеи предпринимателя.
Опрос компаний в 2018г. показал, что 45% российских инновационных предприятий при разработке и выводе новой продукции на рынок используют только собственные силы, 28% — взаимодействую с российскими организациями, 11% — с зарубежными, а 12% — и с российскими компаниями, и с зарубежными [6].
При этом инновационные компании предпочитают взаимодействовать с крупнейшими компаниями (31% отпрошенных организаций), научно-исследовательскими институтами и центрами (27%), а также с компаниями, сопоставимыми по размеру. При этом только 9% партнеров инновационных компаний реально занимаются привлечением инвестиций, грантов и кредитов.
Что касается государственной поддержки, то на уровне региона 21% компаний такой поддержки не получают, 57% — получали поддержку в виде приглашения на региональные выставочные стенды, 36% получали различные субсидии, 24% — региональные гранты и другое безвозмездное финансирование, 24% — льготы в связи с размещением в региональных технопарках, бизнес-инкубаторах, особых экономических зонах и промышленных парках [6].
В Европейском Союзе в настоящее время поддержка и финансирование инновационных компаний производится по программе SME Instrument, согласно которой отобранные стартапы на первом этапе получают 50 тыс.евро инвестиций, а на втором — от 500 тыс.евро до 2,5 млн.евро. В таблице 3 приведены компании, которые получили наибольшие объемы финансирования по данной программе на начало 2018 года.
Таблица 3. Компании-участники программы SME Instrument.
Название компании |
Месторасположение |
Год создания |
Сфера деятельности |
Объем |
Kiosked |
Финляндия |
2010 |
Цифровая реклама |
51 |
Arralis |
Ирландия |
2013 |
Телекоммуникационное оборудование и технологии |
50 |
Ada |
Германия |
2011 |
Платформа в области персонифицированной медицины |
40 |
Ultrahaptics |
Великобритания |
2013 |
Разработка сенсорных технологий для виртуальной реальности |
35 |
Solvoltaics |
Швеция |
|
Разработка фотоэлектрических элементов |
31 |
Таким образом, финансирование в экономической зоне Европейского Союза, в основном, получают компании, связанные с высокими технологиями и интернетом.
Что касается российских лидеров – инновационных компаний, то среди них можно в основном присутствуют компании, занимающиеся электроникой, фармацевтикой, биотехнологиями, нанотехнологиями (материалами и химией), т.е. это виды деятельности, которые имеют государственную поддержку, в том числе и финансовую.
Таким образом, российские компании, осуществляющие инновационную деятельность, финансируются либо за счет собственных средств, либо за счет средств государства в случае, если относятся инновационная деятельность относится к приоритетным направлениям развития.
При этом использование государственных средств приводит к еще одной особенности процесса финансового планирования инноваций — необходимости согласования финансовых планов с государственными органами, которые являются кураторами инновационных проектов.
Список литературы