"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Рекламное продвижение футбольного бренда

Мирзабалаев Алибала Альбертович – студент кафедры Маркетинга Российского университета дружбы народов.

Аннотация: Данная статья посвящена анализу рекламного продвижения футбольного бренда. В ходе работы была выявлена актуальность рассматриваемой проблемы, изучены работы различных авторов относительно данной тематики, исследовано понятие футбольного бренда, выявлены его основная цель, особенность и обладатели. Так же проведен анализ отечественного и зарубежного опыта использования рекламы в качестве инструмента продвижения футбольного бренда. В заключении даны предложены рекомендации, способствующие эффективному продвижению футбольного бренда.

Ключевые слова: Реклама, маркетинг, футбольный бренд, спонсорство, прибыль, популяризация.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время, в условиях жесткой конкуренции субъектов спортивной сферы, широкое распространение имеет спортивный маркетинг. Основная его функция заключается в продвижении спортивного бренда, что способствует росту популярности обладателя бренда в спортивной среде и среди населения в целом, увеличении объема прибыли, а в следствие, повышению уровня успешности функционирования. Футбол, являясь глобальным видом спорта, содержит в себе большое количество брендов, продвижение которых осуществляется различными способами и влечет за собой увеличение объема спонсорских вложений, которые является основным финансовым ресурсом, за счет которого происходит развитие футбола. Наиболее действенным способом продвижения футбольного бренда считается реклама, поскольку она обладает широкой аудиторией и множеством источников.

На сегодняшний день данный вопрос является объектом изучения большого количества авторов. Так, Овчаров Д. О. в своей работе рассматривает продвижение бренда компании в сфере спорта [5]. Дмитриев А. Г. и Кашаева И. А. проводят анализ эффективности рекламной деятельности футбольного клуба [3], а Костиков В. Ю. акцентирует свое внимание на технологиях продвижения брендов глобального спорта в социальных сетях [4].

Футбольный бренд представляет собой торговый знак, имя или название, которые известны большинству граждан, при упоминании которых у населения проводятся ассоциации с конкретным субъектом футбольной сферы [1].

Особенность футбольного бренда заключается в том, что он способствует не только привлечению внимания со стороны потребителей, но и символизирует страну, тем самым, придавая ей конкурентные преимущества на международном уровне [2].

Главная цель действия бренда заключается в привлечении покупателей, клиентов, болельщиков, спонсоров [2].

В футболе основными владельцами бренда являются [1]:

  • Спортсмены;
  • Клубы;
  • Сооружения.

Яркими примерами футбольного бренда отдельного спортсмена могут быть Д. Бекхэм, К. Роналду, Л. Месси. Эти футбольные игроки, благодаря своему известному имени, вызывают интерес со стороны коммерческих организаций, участие в рекламных компаниях которых, еще больше продвигает их имя. Так, К. Роналду рекламирует шампунь «Clear Men», телефон «Samsung», напиток «Coca-cola», кафе «KFC», наушники «Monster», часы «Tag Heuer» автомобильное масло «Castrol», и имеет пожизненный контракт с фирмой «Nike». Благодаря рекламным контрактам с выше перечисленными фирмами, К.Роналду в 2017 г. заработал 38 млн.дол. и продвинул бренд своего имени настолько, что открыл свой бизнес, а именно, собственный отель «Pestana CR7» в Португалии и Мадриде, который пользуется большой популярностью среди фанатов К. Роналду, сеть фитнес-клубов и линию одежды [9].

Л.Месси, участвуя в рекламных роликах «Pepsi», «Adidas», «Lays», «Samsung», «Huawei Technologies», «Mastercard» а так же являясь лицом Альфа-банка, в 2017 г. получил доход в размере 32 млн.евро. Продвижение футбольного бренда «Месси» с помощью выше перечисленных реклам способствует достижению предпринимательских успехов этого футболиста в производстве вина «Leo» и в сфере недвижимости [9].

Относительно отечественных футболистов можно сказать, рекламное продвижение их бренда находится на низком уровне функционирования. Ярким примером рекламного продвижения футбольного бренда был А. Аршавин, участвующий в рекламных роликах таких компаний как «Lays», «Pepsi», «Nike», и получивший на этом доход более 5 млрд. долл. [9] После завершения его спортивной карьеры, многие узнают его как парня из выше перечисленных реклам. Говоря об актуальных рекламных роликах российских футболистах, можно отметить единичные рекламные компании в основном лишь на тематических каналах.

Свой собственный бренд имеют и спортивные клубы. Так футбольный клуб «Зенит» является одним из самых сильных и дорогих брендов в мире. На сегодняшний день его стоимость равна 120 млн.долл. В качестве рекламного продвижения бренда «Зенит» используются такие виды рекламы, как [6]:

  • Клубная музыкально-спортивная радиостанция «Радио «Зенит»;
  • Дисконтная система, в рамках которой был произведен выпуск дисконтных карт «Единая дисконтная карта «Зенит», Дисконтная карта, Дисконтная карта Premium и «Газпромбанк» — ФК «Зенит» MasterCard, при использовании которых предоставляются скидки на покупку клубной продукции в официальных магазинах, а также максимальные скидки на товары и услуги, приобретаемые у партнеров данной дисконтной системы;
  • Организация велопробега Санкт-Петербург-Гельзенкирхен, а также проведение многочисленных турниров и выпуск документальных фильмов об успехах клуба;
  • Официальный Интернет-сайт.

Другой отечественный футбольный клуб «Спартак», стоимость которого оценивается в 65 млн.долл., с целью продвижения своего бренда использует следующие методы [7]:

  • Рекламный пакет ФК «Спартак Москва», который отражает высокий уровень развития клуба и позиционирует себя как успешный для России бизнес-проект с целью привлечения инвесторов;
  • Официальный Интернет-сайт;
  • Радиопрограмма «Русский «Спартак»;
  • Дисконтная система, в рамках которой держатель банковской карты «Московский Спартак» будет участвовать в дисконтной программе при покупке товаров и услуг в магазинах Клуба и его партнеров, в различных розыгрышах уникальных призов от ФК «Спартак»;
  • Создание компьютерной игры.

Из зарубежных футбольных клубов ярким представителем бренда, продвигаемого с помощью рекламы, является Манчестер Юнайтед, бюджет которого составляет 439,8 млн. евро [8]. В рамках рекламных акций он использует официальную рассылку новостей клуба, предоставление фанатам возможности установления на смартфон обоев и календаря с атрибутикой клуба, специализированная игра, свой собственный канал «MUTV» [8]. Зарубежные клубы, продвигая свой бренд, активно используют мероприятия социального характера, в целях которых создаются отдельные фонды. Так, Манчестер Юнайтед имеет свой всемирно известный фонд «MU Foundation».

В качестве примера бренда спортивных футбольных сооружений можно привести название большой спортивной арены «Лужники». Рекламное продвижение данного бренда заключается в проведении концертов знаменитостей, а также других массовых мероприятий.

Проведенный в работе анализ показал, что на сегодняшний день существует большое количество видов рекламы, применяемых с целью продвижения футбольного бренда. Помимо в рассмотренных в данной статье, предлагаются следующие методы рекламного продвижения футбольного бренда:

  • Участие в благотворительных акциях и создание клубных благотворительных фондов;
  • Организация социальных акций с участием иностранных футбольных команд;
  • Выпуск собственной газеты или журнала;
  • Организация на стадионах спортивных мероприятий;
  • Распространение печатной и сувенирной продукции с символами футбольных брендов.

Предполагается, что данные мероприятия будут способствовать эффективному рекламному продвижению футбольного бренда.

Подводя итог, стоит отметить, что продвижение футбольного бренда, помимо популяризации данного вида спорта, направлено на извлечение финансовых выгод, а именно, на получение прибыли и привлечение спонсорских и инвестиционных средств. Исходя из этого следует, что брендирование субъектов футбольного мира является неотъемлемой частью рассматриваемой сферы спортивной индустрии, а усиление значимости бренда, путем его рекламного продвижения, способствует благоприятному развитию футбола.

Список литературы

  1. Безбедов Г. М. SMM - продвижение футбольного клуба и взаимодействие с целевой аудиторией посредством социальных сетей // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smm-prodvizhenie-futbolnogo-kluba-i-vzaimodeystvie-s-tselevoy-auditoriey-posredstvom-sotsialnyh-setey (дата обращения: 11.03.2019).
  2. Васягин С. А. Способы продвижения имиджа спортивной организации // Молодой ученый. 2016. №29. С. 376-379. URL https://moluch.ru/archive/133/37164/ (дата обращения: 11.03.2018).
  3. Дмитриев А. Г., Кашаева И. А. Анализ эффективности рекламной деятельности футбольного клуба // ТДР. 2010. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-reklamnoy-deyatelnosti-futbolnogo-kluba (дата обращения: 11.03.2019).
  4. Костиков В. Ю. Технологии продвижения брендов глобального спорта в социальных сетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-prodvizheniya-brendov-globalnogo-sporta-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 11.03.2019).
  5. Овчаров Д. О. Продвижение бренда компании в сфере спорта // Молодой ученый. 2018. №9. С. 89-92. URL https://moluch.ru/archive/195/48610/ (дата обращения: 11.03.2019).
  6. Футбольный клуб «Зенит». Официальный сайт. Электронный ресурс. URL: https://fc-zenit.ru/discount/ourcards/ (дата обращения: 11.03.2019).
  7. Футбольный клуб «Спартак-Москва». Официальный сайт. Электронный ресурс. URL: https://spartak.com/ (дата обращения: 11.03.2019).
  8. Manchester United. Официальный сайт. Электронный ресурс. URL: https://www.manutd.com/ (дата обращения: 11.03.2019).
  9. Комерсант.ru. [Электронный ресурс] / URL: https://www.kommersant.ru/doc/3624709 (дата обращения 16.06.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: