"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.311.1

Роль самостоятельной работы в обучении младших школьников

Калдыбаева Айчурек Токтополотовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева.

Шамырканова Надира Бейшенбековна – аспирант Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Самостоятельная работа играет огромную роль в развитии у детей наблюдательности, памяти, логического мышления, воображения, творческой активности и особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Ключевые слова: Самостоятельная работа, познание, ученик, учитель, организация самостоятельной работы, активность, урок, учебная деятельность.

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. В современном мире дети должны уметь использовать свои знания, умения, навыки, свой опыт и качества личности для решения конкретных проблем, находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях, мыслить, выражать свою точку зрения.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к самостоятельной трудовой жизни, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии – комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками.

Большой вклад в изучении самостоятельной и творческой активности в процессе обучения внесли кыргызские педагоги А.А. Алимбеков, М.К. Асаналиев, Н.А. Асипова, И.Б. Бекбоев, Э.А. Болотов, К.Б. Биймырзаев, Н.К. Дюшеева, А.А. Исабеков, М. Кырбашева, Э.М. Мамбетакунов. В исследованиях показан, что один из эффективных методов развития самостоятельной и творческой активности учеников является самостоятельная работа. Аспекты организации самостоятельной работы в своих исследованиях рассмотрели ученые М.Р. Алыбаева, А.А. Атакеева, А.С. Дөөталиева, В.Л. Ким, А.К. Наркозиев, Т.Т. Турсуналиев.

Но все исследования посвящены к определению успешной организации самостоятельной работы студентов ВУЗов. Исследование посвященный самостоятельной работе школьников можно назвать диссертацию Эржан Таш. В исследовании определены педагогические условия организации самостоятельной работы курса английского языка на уроке и вне урока и разработаны пути внедрения ее в практику. И необходимость внедрения в содержание уроков начальных классов самостоятельную работу очевидно.

Любой здоровый ребёнок является исследователем. Впечатлительность, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, желание самостоятельно искать новые сведения о мире являются важнейшими чертами детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к самостоятельному познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Развитие способностей самостоятельной работы основывается на развитии у детей возможности рассматривать неординарные ситуации, ставить цели, планировать и оценивать показатели собственной работе, что позволит учащимся младших классов принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Учебную деятельность младших школьников нужно организовать таким образом, чтобы ученик оперировал учебным содержанием, которое ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

По мнению психологов, потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста, «я сам» означает начало становления личности. Развивая эту идею в педагогике, В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребёнке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, своё «я». Сочетание потребностей общества и личности является одним из показателей демократизации и гуманизации образовательного процесса в целом.

Полноценная учебная деятельность включает умения:

  • выделять и удерживать учебную задачу;
  • самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
  • адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
  • владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
  • владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
  • уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
  • иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Но в традиционной школьной практике на передний план обычно выступают проблемы обучения ребенка практическим умениям и навыкам чтения, письма и счета, а формирование отдельных компонентов собственно учебной деятельности происходит стихийно, неосознанно, как некоего побочного продукта, на основе интуитивного обобщения множества успешных и неуспешных учебных ситуаций.

Задача учителя в процессе обучения состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и познавательные процессы, мышления учащихся.

Формируя самостоятельность школьников, необходимо учитывать две тесно связанные между собой задачи. Первая задача: развитие у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая задача: научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Р.М. Микельсон понимает самостоятельную работу, как: «выполнение учениками заданий под наблюдением учителя, но без непосредственной помощи» [5, с.8–9.].

К этой мысли присоединяется педагог А. Алимбеков и отмечает, что самостоятельная работа – это работа учеников с указанием учителя и без непосредственной ее помощи, в специально определенное время [1, с. 163].

Самостоятельная работа на уроках предполагает предварительную подготовку детей к её выполнению. Подготавливая учащихся к самостоятельной работе, важно коротко и ясно поставить перед ними цель задания. Также эта подготовка должна ввести детей в круг тех представлений и понятий, с которыми они встретятся при выполнении задания. Всему этому помогает предварительное объяснение темы учащимся. В связи с развитием ученика под воздействием обучения уровень требований к нему должен возрастать: изменяется объем самостоятельных заданий, их характер, темп работы ученика, возрастает степень самостоятельности.

И.Б. Истомина пишет о том, что развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

По мнению Буряк В.К., самостоятельная работа учащихся начальных классов является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения ребёнка, рационально сочетать методы самостоятельной работы с другими методами обучения. Например, путём увеличения доли самостоятельных практических работ, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, осуществления самостоятельных индуктивных и дедуктивных умозаключений [2, с. 105].

По мнению Эржан Таш «понятие самостоятельная работа как процессе познавательной деятельности активно расширяет, углубляет принятую информацию ученика, воспринимает и составляет новую информацию, на основе связи теории и практики решает практические задачи, усваивает необходимые профессиональные знания» [4, с. 19].

Проведение самостоятельной работы на уроке способствует развитию у учащихся к самостоятельному поиску новых решений задач; даёт возможность использовать имеющиеся знания и навыки в новых ситуациях. От условий организации, проведения и контроля самостоятельной деятельности младших школьников будет зависеть качество усвоения учащимися учебного материала, уровень развития навыков самостоятельной работы. От учителя требуется эффективный подбор методов и приёмов организации и проведения самостоятельной работы учащихся. Кроме того, младшие школьники должны осознавать цель выполнения самостоятельной работы, если у них есть стремление к достижению этой цели, то и результаты выполнения самостоятельной работы будет на должном уровне.

Список литературы

  1. Алимбеков А.А. Актуальные проблемы развития самостоятельной работы студентов в условии реформации высшего образования // Вестник Иссик-Кульского университета. – 2014. – №38, – С. 163
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Аспект пресс, 2005. – 272 с.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М.: Наука, 2002. – 244 с.
  4. Эржан Таш. Педагогические условия организация самостоятельной работы школьников (на примере английского языка): дис. ... канд. пед. наук. –Бишкек, 2016. – 163 с.
  5. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 8–9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: