"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 796.011.1

Отношение студентов высших учебных заведений к физической культуре

Абзалова Светлана Вячеславовна – кандидат биологических наук, доцент кафедры Физического воспитания Казанского государственного энергетического университета.

Хусаинов Роберт Рустемович – студент бакалавриата Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Статья посвящена психологическому подходу молодых людей, в частности студентов, к физической подготовке и физической культуре и анализу их отношения по данному вопросу.

Ключевые слова: Физическая культура, молодежь, психология, режим труда и отдыха, мелатонин.

В современном мире существует множество различных мнений по вопросу физического воспитания. В зависимости от мировоззрения и мироощущения каждый из нас сам выбирает, стоит уделять столь огромное внимание данному вопросу или нет. Но хотелось бы узнать, как молодежь относится к физической активности, не так ли? Среди старшего поколения широкое распространение получило мнение, что с развитием технологий многие молодые люди сильно снизили собственную физическую активность. Что ж, давайте разберемся, “нужна” ли физическая нагрузка, по мнению студентов.

Стоит отметить, что сами студенты не могут дать однозначного ответа. Все мы меняемся, развиваемся (физически и психологически), поэтому и мнения варьируются время от времени. Но получить некую общую картину всё-таки можно. Среди студентов был проведен дистанционный опрос (онлайн опрос), благодаря которому были получены следующие результаты.

На вопрос “Является ли физическое воспитание неотъемлемой частью Вашей жизни?” 55,6% опрошенных студентов ответило “Да”. Из этого можно сказать, что всё-таки большая часть старается поддерживать свою физическую работоспособность на определенном уровне. Конечно, хотелось бы, чтобы процент таких студентов был выше, но, видимо, не все готовы следовать правилам здорового образа жизни. Вовсе не удивительно, что всего 42,2% довольны своей физической подготовкой и лишь 11,1% отмечают свою отличную физическую работоспособность. С другой стороны, 71,1% отвечающих подтвердили, что они следят за собственным здоровьем. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что занятия по физической подготовке все-таки оставляют некий отпечаток в сознании. Хотя и не все студенты готовы следовать правилу “В здоровом теле – здоровый дух”, большинство из них как минимум “берет на вооружение” данный вопрос.

Далее хотелось бы отметить влияние самих преподавателей и их занятий на студентов. Наверное, все мы помним наших преподавателей, а, может быть, даже сами тренировки и командные игры, в которых участвовали. А задумывались ли Вы, почему? Да потому что в этих играх нам интересно участвовать, у нас много положительных эмоций, которые хочется испытать неоднократно. Ведь самые радостные, трогательные и просто веселые моменты не требуют много времени для запоминания, они просто остаются с нами. То же касается и преподавателей, с которыми мы работаем. Ведь в основном благодаря ним у нас появляются собственные интересы. Они ведут нас и закладывают в нас отношение к предмету, и к жизни в целом. Так 40% опрошенных подтвердили, что у них свободные отношения с преподавателем, с ним можно обсудить любую проблему. 28,9% относится к преподавателю нейтрально и просто делает все, что требуется. Также есть две категории в 8,9%. В первой категории студентам нравится строгое отношение преподавателя и сложность выполнения упражнений. Во второй - отношение преподавателя менее строгое, упражнения так же сложны – отношения с преподавателем на высоком уровне. В остальных же случаях наблюдается негативное отношение к преподавателю. К примеру, 8,9% студентов не отказалась бы от замены преподавателя, а 62,2% открыто заявило, что не прочь пропускать занятия, если есть возможность сделать это безнаказанно. Но в целом 64,4% опрошенных общаться с преподавателем по физкультуре легче, чем с преподавателями по другим предметам. Таким образом, практически все студенты после занятия пребывают в хорошем психологическом и физиологическом состоянии: у 26,7% открывается “второе дыхание”; 35,6% испытывают приятные ощущение усталости; 33,3% чувствуют себя уставшими, но студенты в силах закончить запланированные дела; только 4,4% чувствуют себя “убитыми”.

Стоит отметить и психологический аспект сдачи нормативов. 26,7% признались, что чувствуют себя некомфортно, если сдают нормативы хуже своих сокурсников. Здесь все также неоднозначно. С одной стороны, это может заставить студентов лучше заниматься и достичь больших результатов. С другой стороны, это огромное психологическое давление, которое может привести к депрессии касательно собственной физиологии, что очень сильно отразится на характере и может привести к сниженной физической активности.

Что же касается внеучебного времени? Проводят ли студенты его с той же пользой? К сожалению, статистика показывает, что всего лишь 4,4% студентов делает ежедневную утреннюю зарядку; 28,9% делает зарядку каждые 3 дня (в среднем); а 66,7% - только на занятиях по физкультуре. При этом только 28,9% посещает дополнительные секции.

И вот мы с Вами добрались до самого насущного вопроса. Сколько же часов обычно спят студенты? Не трудно поверить, что 31,1% (большинство опрошенных) в среднем спит менее 5 часов; 28,9% тратит в среднем 7 часов на сон; всего 8,9% студентов спит более 8 часов; остальное приходится на студентов, спящих по 6 (11,1%) и 8 (20%) часов. Но главная проблема такого режима заключается не в продолжительности сна, а во времени отхода ко сну. Можно уверенно сказать, что студенты предпочитают сидеть до часу, а иногда и до трех часов ночи, если им нужно что-либо сделать вместо того, чтобы, к примеру, лечь спать в восемь-девять часов вечера, чтобы проснуться в пять-шесть утра. Такой подход явно нарушает деятельность организма: мелатонин (“гормон сна”), воспроизводство которого начинается примерно в восемь часов вечера и заканчивается в пять утра, не вырабатывается в достаточном количестве. Это может привести к частым бессонницам, преждевременному старению, повышенному риску развития раковых клеток и другим заболеваниям.

В заключение, хочется отметить, что 60% опрошенных студентов считает, что занятия спортом интересует молодежь из-за привлекательного внешнего вида, к которому приводят занятия. Это также дает понять, на каком этапе психологического развития стоит группа студентов. С одной стороны, не удивительно, что эстетический аспект стоит на первом месте у молодежи, с другой стороны, печально осознавать, что многие зациклены на образе больше, чем на собственном здоровье.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что молодежь тоже заботит вопрос физического воспитания и физической культуры, хотя эта забота проявляется не абсолютно во всех аспектах и не всегда так, как мы ожидаем.