"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Особенности понимания пословиц в развитии критичности мышления младших школьников

Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна – кандидат психологических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Статья затрагивает вопрос о значимости пословиц в развитии критичности мышления младших школьников. Пословица содержит в себе метафорический смысл, понимание которого требует особого отношения. Работа над переносным смыслом пословиц осуществляется на основе критического мышления. При критичности мышления младший школьник должен уметь пользоваться пониманием и манипулированием образами. Правильное понимание смысла пословиц зависит соответствующих представлений образов. Работа с пословицами осуществлялась на основе обучающих методов, стимулирующих критичность мышления. В результате эксперимента определены механизмы развития критичности мышления.

Ключевые слова: Пословица, метафора, младший школьник, понимание, образ, обучающий эксперимент, механизм сопоставления, механизм систематизации, механизм рефлексии.

В условиях развитого общества, которое отличается обилием информации, личность постоянно находится перед выбором альтернатив, где требуется самостоятельная оценка значимости сведений. Умение молодежи подбирать соответствующую информацию, взвешивать суждения, где помогает навык критичности мышления как свойства ума, способность осуществлять сознательный выбор должна быть выработана на уровне устойчивой позиции.

В познавательной деятельности младшего школьника особо значима критичность мышления как свойство умственного развития, как умение рассуждать, сопровождающееся оценкой суждений.

В психологии критичность мышления исследуется как условие и показатель продуктивности решения теоретических и практических задач (М.Н.Шардаков, В.М.Синельников, С.Л.Рубинштейн, А.С.Байрамов, М.В.Гамезо), а также в связи с развитием самоконтроля и обучаемости (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.И.Липкина и др.).

Важнейшим средством развития критичности мышления являются пословицы. Уточнение определения и представлений о пословицах, а так же каким образом осуществляется процесс понимания их младшими школьниками, является направляющим в решении проблем.

«Краткий словарь литературоведческих терминов» дает такое определение: «Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям» [1, с.115].

Ш.Усупбеков в своей работе показывает глубокий смысл кыргызских пословиц, в которых содержится опыт поколений. Приобретение жизненных навыков поколений требует особого понимания переносных содержаний пословиц. [5] В выявлении правильного смысла любой информации, особенного пословиц, необходимо пользоваться критичностью мышления, которая поможет выявлению переносного значения пословиц.

М.Р.Рахимова, Т.В.Панкова, А.Т.Калдыбаева отмечают воспитательное значение пословиц. Авторы подкрепляют о том, что пословицы как словесный памятник поколений, чем передаются нравственные личностные качества, такие как трудолюбие, уважение старших, сохранение норм поведения, что можно передать через воспитание молодежи. Этим можно напомнить, что рассматривая содержание пословиц, можно выявить целый комплекс средств воспитания, представленных народным выражением о человеческих качествах, о взаимоотношении с окружающими, о различных типах воспитания. [2, с.44-46]. Кыргызский народ высоко ценит не только пословицы, но и того человека, который может умело пользоваться при общении необходимыми пословицами.

Как напоминает история кыргызского народа пословицей пользовались в игровых ситуациях как с детьми, так и со взрослыми, то есть через метафорический текст передавали различные мысли. Такую игру М.Р.Рахимова называет «игрой, способствующей духовному развитию».

Разговорная народная речь богата пословицами, в которых изменения ограничены, что можно отметить в сохраненных веками высказываниях. Пословицам свойственны определенные формы обобщения. Это, прежде всего суждения общего характера, употребление отвлеченных понятий, имеющих широкое значение; определение особенностей социальных групп.

Пословица применяется во многих ситуациях, выражая конкретное общее. Такое обобщение дает основу для употребления пословиц в переносном значении, так как основной характеристикой пословиц является иносказательность. Можно выявить пословицы, где прямое значение совмещается с переносным. Пользуясь критичностью мышления можно увидеть суть пословицы.

Различные сведения передающиеся через пословицы, определяют их познавательную ценность, чем отмечаются самые существенные черты явлений. Самой основной целью пословиц является передача опыта подрастающему поколению. В понимании смысла пословиц стимулирующей считаются мотивы проявления интереса к ним; научиться осмысливать и понимать их внутренний скрытый смысл.

Так как пословицы метафоричны по своему содержанию, наверно уместно остановиться на метафорах.

В словаре литературоведческих терминов отмечается: «Метафора- вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением» [1, с.79].

С.Л.Рубинштейн показал, что метафора является не только украшением текста, но и выражением переносного значения, что стимулирует мыслительную деятельность. Адекватность понимания зависит от правильного создания метафорических образов. С.Л.Рубинштейн ставит вопрос о том, смогут ли дети понять метафору. «Понимание переносного значения требует обобщения. Оно заключает в себе соотнесение одних ситуаций с другими, отличными от них по внешним признакам и сходными по внутренним соотношениям. Для их понимания необходим отбор существенного от несущественного и обобщения. Поэтому затрудненное различение существенных связей и нарушение функций обобщения резко снижают понимание всех иносказательных форм речи» [4, с.374].

Одним из способов развития самосознания младших школьников является метафоризация психологических представлений, о чем напоминает А.Х.Попова. Автор подчеркивает такие аспекты как символическое отражение инициации, мотивирующее детей к саморазвитию; идентификация с героями сказки; соотнесение предлагаемых норм отношений и поведения с реально существующими; построение соответствия между семантическими пространствами психологической науки, сказки и внутреннего мира ребенка. [3] Метафорическое содержание пословиц требуют понять реальный смысл того, чему можно научить при специально организованной учебной деятельности.

Анализ метафоры показывает, что для ее понимания нужно уметь находить переносное значение образа.

Просматривая смысл образа, можно сказать, что образ является важным компонентом критического мышления. Образ является началом решения задач, потому что многие, когда им предлагается задача, во-первых, стараются ярче и четче представить ситуацию, чтобы решить задачу. Правильный и точный образ проблемы зависит от того, как он был воспринят, то есть мышление теснейшим образом взаимосвязан с процессом восприятия.

Д.Халперн подчеркивает значение образов в решении задач: «Наилучший путь решения задачи – придумать наиболее удачное ее представление. Это заставляет человека, занятого поиском решения, четко определить желаемую цель и тщательно планировать каждый шаг достижения этой цели» [6, с.404].

При помощи представления можно уловить связи, понять пропущенную информацию и противоречия в информации. Другими словами, мы манипулируем представлениями, стремясь правильно воспользоваться накопленными знаниями при решении задач. Пользуясь критическим мышлением, мы мыслим, опираясь на отработанные приемы, представления.

У ребенка должен быть аппарат, вырабатывающий отвлеченное понятие, а не образы памяти, чтобы не подчиняться власти конкретной ситуации. Мы должны научить детей представлять информацию в понятиях, где образы отражаются в единстве, в противоречиях, которыми можно оперировать.

В усвоении понятия наиболее важным моментом является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысла. Поэтому осознание может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

Понимание является важным компонентом критического мышления как выявление связей и отношений, образов и представлений познаваемого объекта. Понимание поможет учащимся не просто представить содержание пословиц и загадок, а осознать их переносный смысл, раскрыть смысловое содержание метафорического текста.

Из вышеизложенного можно сказать, что критичность мышления проявляется в понимании переносного значения метафор в пословицах. Их понимание зависит от того, как этот образ перерастает в представления, понятия и понимание. Они являются тем родником, который помогает еще более глубокому познанию действительности, правильно созданные образы, представления, понятия с их пониманием помогут ясно познать тексты-метафоры, созданные многими поколениями. Младшим школьникам нами были предложены следующие методические приемы обучающей экспериментальной работы: 1.Анализ пословиц на основе изученных текстов, где аналитико-синтетическая работа над текстом помогает пониманию пословиц, которое осуществляется при помощи сравнения. Текст задает направление ассоциациям, которые проясняют смысл пословицы.

2.Анализ смысла пословиц и загадок с помощью наводящих вопросов. Наводящий вопрос подталкивает учащегося уделить внимание пословице, а не собственному опыту; находить ответы, рассматривая поступающую информацию различными способами. Наводящие вопросы предлагаются от общего вопроса к специальным. Специальные вопросы стимулируют критичность, дети учатся пользоваться анализом, синтезом, обобщением, соотносить значение пословиц, находить взаимосвязь частей пословиц.

Наводящие вопросы помогают учащимся вспомнить свой опыт; сформулировать различные гипотезы; раскрыть связи между высказанными мыслями, фактами; понять проблему глубже; высказать соответствующие суждения; подойти к правильному ответу.

3. Пользуясь методом Г.Г.Граник мы предлагали внимательно прочитать пословицу, рассказать, как представляют дети прочитанное. Если представление ошибочное, предлагали чтение по частям и на основе высказанных суждений давали наводящие вопросы для более глубокого понимания смысла пословиц.

Обучающий эксперимент, проводился на занятиях чтения, русского языка, кыргызского языка в соответствии с темой или как игровая ситуация, подкрепляющий пройденную тему, учащиеся, соревнуясь в игре, уделяли особое внимание ответам своих товарищей, критически оценивали их.

Исследование позволило выявить механизмы психической деятельности, обеспечивающие критичность мышления у младших школьников. К таковым относятся, прежде всего:

-Механизм сопоставления новой информации с имеющейся, нахождение сходства элементов и различий и обоснование или возражение на этой основе. Он отрабатывается в действиях по образцу, по аналогии. На каждом уроке их учат находить и анализировать ошибки, связывать новое с усвоенными знаниями, приводить свои примеры.

-Механизм систематизации получаемой информации, проявляющийся в том, что каждое новое знание не запечатлевается отдельно, а связывается с уже имеющимися знаниями, обобщается или противопоставляется им. Этот механизм только начинает складываться в начальной школе, но в его основе система научных понятий. Тем самым развивается механизм системности информации как основа самостоятельности и критичности мышления.

Не менее важным механизмом развития критичности и самокритичности является рефлексия как способность осознавать и оценивать собственную мыслительную деятельность, замечать собственные логические нарушения, уточнять и исправлять суждения. (В американской психологии это называют термином метапознание). Рефлексия- основное психологическое новообразование младшего школьника, результат всей учебно-педагогической работы школы и необходимое условие проявления критичности.

Спсиок литературы

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов. / Ред. – сост. Л. И.Тимофеев, С. В.Тураев.– М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  2. Рахимова М. Р., Панкова Т. В., Калдыбаева А. Т. Очерки по истории педагогики. – Бишкек, 2000. – 400 с.
  3. Попова А.Х. Метафоризация психологических представлений как способ развития самосознания младших школьников. – Автореф. дисс. канд. психологич. наук. – Москва, 2005. – 24 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
  5. Усупбеков Ш. Кыргыз макал – лакаптары. – Фрунзе, 1982. – 224 с.
  6. Халперн Д. Психология критичности мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.