"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Восстановление и реабилитация спортсменов в после соревновательный период

Конышев Сергей Викторович – старший преподаватель кафедры Физического воспитания Финансового университета при правительстве России.

Конышева Елена Валерьевна – тренер-преподаватель, выпускница Российского государственного университета Физической культуры, спорта, молодёжи и туризма.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и проведения реабилитации спортсменов после соревнований. Спортсменам важно знать причины переутомления для того, чтобы избежать их. А также способы восстановления организма в случае, если переутомления удалось избежать. Изучена возможность использования микроцикла специальной подготовки на КДС как средства ускоренного вывода физических кондиций спортсмена в состояние высокой готовности к предстоящим соревнованиям.

Ключевые слова: Спортсмен, реабилитация, восстановление организма, утомление, переутомление, предсоревновательная подготовка, комплексный контроль.

Основное время в жизнедеятельности спортсмена проходит в тренировочном и подготовительном процессе. Чем больше человек уделяет времени тренировкам, тем быстрее он совершенствуется в определенном виде спорта. Неотъемлемой частью подготовительного периода каждого спортсмена независимо от вида спорта являются отдых и восстановление.

Что же такое «восстановление организма»? Восстановление организма — это возвращение физических параметров организма в норму, а также повышение адаптационных возможностей после выполнения физической работы.

Во время тренировки нередко возникают ситуации, когда спортсмен переутомляется, возникают определенного рода проблемы по восстановлению организма. Согласно определению А.С. Солодкова, профессора, доктора медицинских наук, переутомление — это патологическое состояние организма, которое характеризуется постоянным ощущением усталости, вялостью, нарушением сна и аппетита, болями в области сердца и других частях тела [1, с. 136]. При переутомлении резко изменяются функции организма, и для того, чтобы организм восстановился, недостаточно отдыха, требуется специальное лечение. Поэтому среди спортсменов с признаками переутомления отмечается падение спортивных результатов.

Комплексный характер проявляемой мощности (P=FXV), предопределяющий необходимость контроля мгновенных значений рабочих усилий F и скорости перемещений V объекта, в течение полувека не позволял изучать проявления мощности в проблематике управления процессом специальной подготовки спортсменов, учитывающего оперативные изменения состояния НМЛ спортсменов. При этом из поля изучения была исключена проблематика исследований, связанная с необходимостью контроля тренировочных эффектов, в частности, выводящая на управление и программирование нагрузки в двигательном действии (отдельной попытке в их серии). Как следствие возникали непреодолимые сложности при анализе кумулятивных тренировочных эффектов: нагрузка спортсменам планировалась, исходя из опыта тренера и его интуиции, а коррекции в тренировочный процесс могли быть внесены лишь после завершения серии упражнений, отдельного занятия и их цикла (микроцикла). Такого рода управление относят к управлению «по поведению», а использование понятия «программирование нагрузки» может быть лишь некоторым образом вписано в искусственно созданную среду «блоковой периодизации» тренировочного процесса в рамках макроцикла подготовки.

Следует отметить, что «блоковая периодизация» тренировочного процесса могла быть определённым образом реализована при аналитическом способе развития отдельных компонентов. Например, в скоростно-силовой подготовке спортсменов предусматривались мезоциклы с акцентированным развитием либо силового, либо скоростного компонентов подготовленности. Относительные преимущества такой организации процесса проявлялись при анализе полученных экспериментальных данных, но порождали перечень вопросов, связанных с необходимостью проведения дополнительных исследований, связанных с поиском оптимального сочетания приобретённых способностей в их комплексном проявлении. Таким образом, искусственно созданные условия не облегчали, а более усложняли складывающееся положение. Проблемная ситуация связывалась с необходимостью и возможностью реализации приобретенного двигательного потенциала в реальном соревновательном упражнении, где необходимо было сочетать в специфическом соотношении приобретенные компоненты подготовленности.

Комплексный контроль развития скоростно-силовых способностей, то есть мощности движений, становится реальностью в условиях проведения специальной подготовки спортсменов на контрольно-диагностическом стенде (КДС). Стенд должен быть оборудован средствами сверхсрочной и срочной информации о показателях биодинамики движений. В ряду этих показателей максимальная мгновенная удельная мощность движений Р d, проявляемая в каждой попытке из их серии в модельном упражнении, характеризует изменения работоспособности. Спортсмен может выполнять упражнение сериями, например, из 6 повторений, отталкиваясь двумя ногами от неподвижной опоры, сидя на каретке, перемещающейся по наклонной направляющей раме КДС. В ходе наших многолетних исследований отрабатывались методические приёмы управления процессом специальной скоростно-силовой (мощностной) подготовки спортсменов. Установлены ключевые показатели биодинамики, позволяющие оптимизировать процесс постепенного и последовательного повышения уровня энергетики движений при отталкивании от жёсткой опоры. Установлена последовательность, набор и смена двигательных установок в сериях упражнений (достижение в каждой попытке исполняемых упражнений заданного уровня одного, либо двух ключевых показателей). Показана возможность комплексной реализации в каждом занятии нескольких, не совмещающихся в современной теории и практике, принципов организации тренировочного процесса — постепенности, сверхнагрузки, индивидуализации и вариативности.

Технологические особенности организации занятий на КДС отрабатывались в 2003-2013 годы [2,3,4]. Методологические и методические аспекты совершенствования процесса специальной подготовки спортсменов с использованием IT-технологий рассмотрены и проанализированы в монографии [5].

Рабочей гипотезой нашего исследования выступило предположение, что предсоревновательная подготовка спортсмена на КДС должна целенаправленно выводить показатели специальной работоспособности спортсмена на уровень, близкий, либо (в идеальном варианте) превышающий её прежнее численное выражение, сопровождающее установление прежнего РД в соревновательном упражнении. При этом в качестве критерия оценки эффективности специальных упражнений на КДС может использоваться показатель максимальной мгновенной удельной мощности движений Рot (удельная мощность движений, проявляемая в фазе отталкивания от опоры).

Объектом исследования был процесс предсоревновательной подготовки спортсмена-легкоатлета, КМС в тройном прыжке, к выступлению в соревнованиях после трёхлетнего перерыва в регулярных занятиях.

Предметом исследования избрана возможность вывода спортсмена в состояние спортивной формы в промежутке времени, ограниченном длительностью микроцикла подготовки на КДС.

Организация исследований. Длительный перерыв в регулярных занятиях спортсмена был обусловлен жизненными обстоятельствами (завершение обучения в аспирантуре, защита диссертации, переход на преподавательскую деятельность в вузе), но эпизодические выступления на областных соревнованиях «Королева спорта» стали традиционным укладом жизни. Поддержание традиции требовало столь же эпизодически проводимой предсоревновательной подготовки. Смысл этой подготовки сводился к сохранению (поддержанию) уровня специальной подготовленности спортсмена, обеспечивающей нетравматический исход выступлений в не специфических для спортсмена дисциплинах (прыжок в высоту, длину и спринтерский бег). Учитывая изложенные обстоятельства и наш совместный опыт работы на КДС [4, 5], было решено провести специальную подготовку к предстоящим соревнованиям в рамках микроцикла занятий на КДС.

Приняв к сведению дату проведения соревнований (начало июля) и длительный перерыв в занятиях на КДС, контрольное занятие провели 15.06.2017 года, за три недели до старта. На этом занятии спортсмен, сидя в кресле, расположенном на рабочей каретке, перекатывающейся по наклонной направляющей раме, исполнял серии отталкивания двумя ногами от опоры, жёстко связанной с основанием рамы. Целью контрольного занятия было установление исходного уровня специальной подготовленности, определяемого интегральным показателем Рot специальной работоспособности, проявляемой в ограничиваемом промежутке времени ожидаемых опорных реакций. Всего выполнено 10 серий (сеансов), каждая содержала по 6 повторений модельного упражнения.

Рисунок 1. Динамика средних значений показателей удельной мощности по сериям упражнений в контрольном занятии 15.06.2017г.

На рис. 1 приводится динамика средних значений Рot, выявленная в сериях этого занятия. Приводим расшифровку данных в последовательности выполненных серий: 103,9; 69,0; 88,7; 85,3; 95,0; 105,6; 111,8; 128,6; 115,5 и 116,1 Вт/кг; параметры приведенного ряда (102,0 ± 17,63) Вт/кг. Мы обратили внимание на несколько характерных особенностей полученных данных. Средний уровень интенсивности нагрузки в контрольном занятии воспроизвёл уровень интенсивности в микроцикле подготовки (101,8±14,26) Вт/кг, проведенном 6 лет назад [4; 5]. При этом в 8-ой серии занятия, где выявлена повышенная средняя результативность в движениях без рекуператора энергии (128,6±11,13) Вт/кг, был отмечен и максимальный показатель Рot =140 Вт/кг.

Отметим и другие особенности исходных данных, характеризующие текущее состояние НМА спортсмена. Представленные на рис. 1 данные - результат самонастройки спортсмена. Начиная со второй серии попыток, спортсмен уверенно вывел динамику абсолютного прироста результативности движений на усреднённый прирост удельной мощности 8,76 Вт/кг в каждой серии упражнений (Yx=8,76x+62,7; R=0,97; где х - номера серий 2-8). Следует уточнить, что до 8 серии упражнения выполнялись без отягощения и без облегчения каретки, но в 9-ой серии - с одним рекуператором энергии, а в 10-м - уже с двумя. Решение об использовании дополнительных рекуператоров (две параллельно установленные стальные пружины, облегчающие контактное взаимодействие с опорой) было подготовлено полученными ранее результатами, когда подобное облегчение разгона каретки вывело подопечную спортсменку, чемпионку России по бадминтону, на повышенный уровень удельной мощности движений в рамках годичного цикла подготовки. При этом в каждом занятии нагрузка спортсменки сочетала серии с одним, двумя рекуператорами, а также с набором отягощений и строилась по схеме «гистерезисной пробы» [5]. Учитывая накопленный опыт, мы решили ввести новые фрагменты нагрузки в практику работы и со спортсменом-легкоатлетом, в частности, дополнительные, более одного, рекуператоры энергии. Указанное видоизменение нагрузки было опробовано в 9 и 10-ой сериях анализируемого контрольного занятия. При этом, как показано на рис. 1, было отмечено резкое снижение средней результативности движений. В то же время в каждой из этих серий присутствовали попытки с повышенной результативностью: в 9-ой серии это была попытка Рot =138 Вт/кг, а в 10-ой - Рot=139 Вт/кг. Из этого следовало, что в названных сериях спортсмен приблизился, но не превысил уровень удельной мощности Рot = 140 Вт/кг, отмеченный в 8-ой серии в движениях без рекуператора. Таковы были исходные данные перед проведением микроцикла специальной подготовки на КДС, нацеленного на подведение спортсмена к выступлению в соревнованиях. Всего проведено 7 занятий. Восьмая диаграмма представляет вариант обобщённых экспериментальных данных, а на последней диаграмме приводятся показатели заключительного тестирования на КДС.

Первое занятие (17.06.2017 года) проводилось на фиксированном наборе стимулов (рекуператоров и отягощений), предъявляемых в последовательности «гистерезисной пробы» (2пр; 1пр; бб; 2кг; 3кг; 3кг; 2кг; бб; 1пр; 2пр). При этом подтвердилась неготовность спортсмена к выступлению в соревнованиях: низкий средний уровень интенсивности движений (101,2±16,82) Вт/кг и столь же ординарный максимум удельной мощности Р =139 Вт/кг.

Программа 2-го занятия (20.06.2017года), по замыслу, должна была содержать тот же набор стимулов для 10 серий упражнений, но в 9-ой серии, в движении с одним рекуператором, в заключительной попытке серии спортсмен совершил попытку с Роt=145,0 Вт/кг. Следующая, 10 серия с двумя рекуператорами, содержала уже две неординарные попытки 149,0 и 156,0 Вт/кг, а средняя интенсивность серии из 6 попыток составила (140,8±12,12) Вт/кг, что превысило исходный рекордный уровень в отдельной попытке контрольного занятия. Для нас это послужило основанием для продления текущего занятия в дополнительных 11 и 12-ой сериях, но уже с тремя рекуператорами энергии. Средняя результативность в этих сериях составила (139,0±13.30 и 135,1±10,42) Вт/кг, а в лучшей попытке - 160,1 Вт/кг. Средняя интенсивность нагрузки во всех 12 сериях занятия достигла (109,0±21,80) Вт/кг.

В третьем занятии (22.06.2017 года) мы воспроизвели предыдущую программу, но выполнили лишь одну серию с тремя рекуператорами. Эта серия стала самой продуктивной из всех предшествующих (средний уровень Рot=150,4±21,33 Вт/кг, а лучшая попытка в ней - 171 Вт/кг). Средний уровень интенсивности в 11 сериях занятия снизился до 106,6±22,42 Вт/кг, но в то же время превосходными были показатели, обеспечившие лучшую попытку: скорость Vоt=3,9 м/с; длительность Тot=73 мс и ускорение разгона каретки Ар=61,5 м/с2.

Четвёртое занятие (24.06.2017 года) проведено с одинаковым набором стимулов на восходящей и нисходящей ветви нагрузки, то есть с сериями «Зпр» в начале и конце занятия на КДС. Средний показатель интенсивности несколько увеличился (110,8±21,68 Вт/ кг). Возрос и максимум Рot=176 Вт/кг в отдельной попытке заключительной серии с тремя рекуператорами. Этот результат сопровождался набором показателей: Vot = 4,0 м/с; Тot=75 мс Ар= 60,0 м/с2. Здесь сформировалось решение о возврате к использованной во втором и третьем занятиях модификации порядка следования стимулов в «гистерезисной пробе».

Начиная с 27.06.2017 года, в программу включали дополнительную серию с тремя рекуператорами энергии, как резервный способ интенсификации нагрузки в процессе подготовки. И если в очередном занятии 27.06.2017 года средняя интенсивность движений несколько снизилась до 107,1±21,72 Вт/кг, то в двух заключительных занятиях нововведение себя оправдало. Выходная мощность в этих занятиях последовательно возросла до 119,5± 19,48 и 128,6±21,15 Вт/кг.

На рис. 2 приводится динамика средних значений удельной мощности Рot по 7 дням занятий. Следует отметить, что скачкообразный прирост средней интенсивности в двух заключительных занятиях микроцикла сопровождался появлением большего числа серий с повышенной интенсивностью движений. В шестом занятии 29.06.2017 это были 4 серии с попытками 161; 160; 164 и 164,3 Вт/кг, а 1.07.2017 число таких попыток возросло до шести, но был преодолён и очередной барьерный уровень энергообеспечения в попытках 177,0; 177,9; 170,0 и 176,0 Вт/кг. Возросший уровень специальной подготовленности был подтверждён и в заключительном тестировании, где спортсмен 5.07.2017, за два дня до соревнований, в четырех сериях модельного упражнения с тремя рекуператорами энергии вышел на уровень средней интенсивности движений 158,9 Вт/ кг. При этом в отдельных попытках упражнения проявился и повышенный уровень энергетики движений при контакте с опорой: 184; 180 и 182 Вт/кг.

Рисунок 2. Динамика показателей удельной мощности движений по дням занятий.

Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о возможности использования микроцикла специальной подготовки на КДС как средства ускоренного вывода физических кондиций спортсмена в состояние высокой готовности к предстоящим соревнованиям. Выступая в них, он вновь стал победителем в прыжках в длину и высоту с разбега. При этом подтверждена в очередной раз информативность показателя Рot характеризующего одновременно как уровень текущей работоспособности спортсмена, так и изменения во времени оперативного состояния его нервно-мышечного аппарата.

Список литературы

  1. Зухов. А. С. Управление эффектами упражнений на контрольно-диагностическом стенде в индивидуализированных микроциклах подготовки спортсменов: дис. ... канд. пед. наук / А. С. Зухов. - Омск. 2013,- 149 с.
  2. Лысаковский. И. Т. Совершенствование методологии и методик скоростно-силовой подготовки спортсменов на базе IT-технологий: монография /И.Т. Лысаковский. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 180 с.
  3. Власова С. В. К вопросу о спортивном долголетии [Текст] / С.В. Власова // Здоровье для всех: материалы пятой международной научнопрактической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 25-26 апреля 2013 г. / Национальный банк Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.] – Пинск: ПолесГУ, 2013, Часть 2. – С.153-156.
  4. Кашуба В. А. Профилактика и реабилитация в современном спорте: проблемы и пути их решения [Текст] / В. А. Кашуба, С. С. Люгайло // Методология, теория и практика в современной медицине, биологии, фармацевтике, ветеринарии: материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 1 октября 2013). – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – С. 47-56.
  5. Бегоян А.Н. «Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление \\ Психотерапия, 2013, стр. 59-62.
  6. Солодков А.С. Особенности утомления и восстановления спортсменов / А.С. Солодков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2013. – № 6 (100). – С. 131-143.
  7. Матвеев, Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт,2012. - С. 46.
  8. Аксельрод, А. Е. Управление процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов на базе оценки состояния нервно-мышечного аппарата по латентному времени вызванного сокращения мышц: дисс. ... канд. пед. наук / А. Е. Аксельрод. - Омск, 2017. - 175 с.
  9. Павлов, Г.К. Управление тренировочным эффектом на основе оценки максимальной удельной мгновенной мощности движений в упражнении скоростно-силового характера: дисс. канд. пед. Наук /Г. К. Павлов. - Омск, 2017. - 163с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: