"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

УДК 371.7

Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий через ЗОЖ в ВУЗе

Бузурманкулова Жаркын Айткуловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Статья посвящена актуальному вопросу формирования и воспитания культуры здоровья у молодежи, так как основную часть населения составляет молодежь – студенты. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью молодежи, так как именно здоровое население является залогом успешности государства. В свете реформирования в системе образования Кыргызской Республики одной из приоритетных задач является сбережение и укрепление здоровья. Методом эмпирического наблюдения определены теоретически обоснованные педагогические условия для процесса формирования культуры здоровья у студентов в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ), ценностное отношение к здоровью, культура здоровья, отношение к собственному здоровью студентов.

Современные проблемы, связанные с экономическим, социально- культурным развитием общества отражаются в системе существующего образования. Складывающиеся условия выдвигают новые приоритетные задачи воспитания в ВУЗе. Ими определяется стратегия социальной политики страны, выражающейся в подготовке здорового поколения, которым принадлежит будущее страны. Следовательно формирование здорового поколения – одна из приоритетных задач государства.

Разработка целей и содержания образования, в котором решающая роль принадлежит привитию и формированию здорового образа жизни , что выражается в актуальности внедрения здоровьесбергеющих технологий в ВУЗе которая является частью задачи современной педагогической науки Наблюдающееся в последние годы значительные ухудшение здоровья населения Кыргызской Республики, особенное молодежи , стало общегосударственной проблемой. Как нам известно, здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и ни медицина, ни фармация не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Актуальность этой проблемы основано в связи ростом последние годы ухудшением здоровья молодежи. Социальными причинами является: низкий социально-экономический уровень жизни студентов, безответственность к своему здоровью, отсутствие понятия здорового образа жизни, несоблюдения культуры здоровья, незаинтересованность студентов гармоничного роста как личность [2].

На современном этапе существует несколько моделей обучения ЗОЖ, каждая из них направлена на индивидуальные воздействия, на понимание роли и места здоровья в человеке. Рассмотрим модели, влияющие на формирование ЗОЖ у человека.

Модель №1 – медицинский аспект. Она построена на информировании людей на когнитивном уровне или иначе можно назвать это- отношение, знание, поведение. Предполагается в качестве исходного принципа, что если человек знает о качестве поведениях отрицательно влияющие на собственное здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, и противоположенное подтверждение, если он знает о полезной информации для здоровья, то это знание автоматически приведет к соответствующему поведению.

Модель №2 – обучение ЗОЖ – образовательная. Оно построена на информировании влиянии на поведение человека в отношении его здоровья. В основе этой модели лежит представления о своем здоровье как ценности, т.е. аксиологический компонент:

На основании этих стратегий можно осуществить программы по обучению ЗОЖ в ВУЗе. Основой этой программы должно быть чтобы сами студенты имели у себя представления о своем здоровье, чтобы была сформирована внутренняя собственная картина о здоровье и осуществлялись новые возможности.

При интервьюировании среди студентов 1 курса педагогического направления выяснилось : безответственное отношение к собственному здоровью у студентов так как многие действия направлены против своего здоровья ( несоблюдение норм питания, норм гигиены) для них было важно социально значение, эталоном современности у них является- фитнес тренажерные залы, питание с БАДами и реклама БАДов что требует больших финансовых вкладов для реализации что позволяет задуматься о важности внедрения здоровьсеберегающих технологий

Изменение мировоззрения в процессе решения проблем очень важно для подростков о формировании культуры здоровья и ЗОЖ, дает возможность говорить о том что они начинают принимать правильные решения когда осуществляется связь их переживаний социального и личного аспекта по отношению к собственному здоровью. Это наиболее важно для них, чем связь действия или фактора (алкоголь, курение, наркотики) для их будущей болезни. Идеалы и нормативные представления которые существуют в личной жизни каждого человека, в большей степени способствует тому чтобы люди принимали правильное решение по введению культуре здоровья.

По данным Республиканского медико-информационного центра последние годы наблюдается рост заболеваний: сердечно- сосудистой системы, органов дыхания, желудочно- кишечного тракта, заболевания нервной системы(инсульт),новообразования, костной системы, зрительной системы. Наряду с этими болезнями возрождается: ВИЧ, ИПП, гепатиты, аборты, рост наркотизации алкоголизма.

Все эти болезни не только разрушают организм, а вызывает дисгармонию нарушая психоэмоциональное благополучие студента, что является основой неуспеваемости в учебе.

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальное здоровье, составляет образ жизни – 50 ,55% при значительно вкладе других факторов :экологических – 20-25%, наследственных – 20% , медицинское обслуживание 10% [1, С. 36].

Наряду многими исследованиями в рамках этой проблемы были разработаны много учебных программ. Но каждая программа после изучения проблемы теряла свой статус, наша задача не только разработать а внедрять и привить молодежи.

Модель №3 – правовая – основана на том , что часто нужно менять внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье.

Модель основана на теории социального научения (А. Бандура). Эту модель люди выдвинув сами же осуществляют, где они еще являются инициаторами. И по процессу на правовом этапе это новшество воспринимается большинством. Большую роль играет идеализация социального поведения.

Модель №4 – профилактическая, – достоверная медицинская информация, представляемая с медицинской с целью, которые требуются для принятия решений и изучения навыков, психологическая поддержку окружающим. Для плодотворного успеха и решения проблем собственного здоровья и ЗОЖ должны быть выполнены эти условия.

Развитие во все мире образовательных школ и всей системы способствующих по пропаганде ЗОЖ, в современном мире способствует созданию определенных условий. Не смотря на все эти проблемы для внедрения здорового образа жизни а в целом введение культуры здоровья необходимо применение новых методов на воздействие в случае обнаружения курящим, в состоянии алкогольного и наркотического опьянения подростков. Большое влияние на социальную значимость курения, алкоголь и др. имеет – реклама, т.е социальный маркетинг анализ современных моделей обучения показывает что этот процесс, потому что представление каждого индивида разное, а задача оказать своевременную помощь в решении этой проблемы не только задача медиков но и педагогов.

Список литературы

  1. Адылова Г.К. Медико-социальные аспекты здоровья и качества жизни городских детей: Автореф. дис. …канд. мед.наук. ‒ Бишкек, 2002. – 22 с.
  2. Асипова Н.А. На путях поиска новых парадигм образования и воспитания // Политика и общество. – 2000. - № 1. – С. 86-92
  3. Мамытов М.А. Основы здорового образа жизни. ‒ Бишкек, 2007
  4. Шилова Л.С. Здоровье в системе ценностей личности // Отношения населения к здоровью. ‒ М., ИС РАН. ‒ 1993. ‒ С. 51-63.