"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Инновационные и современные подходы к организации занятий физической культуры в вузе

Сучков Сергей Леонидович – подполковник полиции, старший преподаватель кафедры Физической подготовки УНН СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Краснобаева Анастасия Владимировна – курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Аннотация: В статье сделан анализ инновационных методов преподавания физической культуры в вузе. Большинство студентов не видит интереса в учебном предмете «физическая культура». Поэтому для преподавателей вузов становиться актуальным вводить новые методики и технологии проведения занятий, чтобы заинтересовать обучающихся. В работе рассмотрена актуальность и роль поиска новых методов и технологий преподавания физкультуры, а также отмечена значимость мотивационного механизма. Приведены примеры здоровьесберегающих, личностно-ориентированных, информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: Физическая культура, преподавание, ВУЗ, обучение, инновации, спорт, активность, студент.

В современном мире стремительного технического прогресса, развития науки и растущего потока информации, необходимой современному специалисту, скоростного темпа жизни в условиях стрессовых ситуаций, учебная деятельность студентов стала более интенсивной и напряженной. К сожалению, современное молодое поколение недооценивает важности физических нагрузок, активного двигательного режима труда и отдыха. Такой образ жизни приводит к повышению уровня заболеваемости и общей слабости физического и психического здоровья молодежи. Поэтому значение занятий физической культурой становиться особо актуальным, в первую очередь как средство организации и оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения [2].

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Актуальность исследования интерактивных, инновационных систем и методов обучения учащихся высших учебных заведений физической культуре и спорту определена тем, что данная категория молодого населения страны в последние годы все больше теряет интерес к физическим спортивным занятиям и предпочитает малоподвижный образ жизни. Помимо этого, особую роль в значимости проблемы преподавания приобретает устаревшая система преподнесения знаний в рамках дисциплины физической культуры.

Вопросам изучения методов и систем преподавания и процесса обучения, мотивации студентов были посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых в рамках данной статьи следует отметить таких как: Бабажанов О.Ш., Шарипов Т.К., Азарито Л., Кирк Д., Дунлоски Дж., Равсон К.А., Марш Е.Дж., Натан М.Дж., Вилингман Д.Т., Ермаков С.С., Осипов А.Ю., Кудрявцев М.Д., Янова М.Г., Лепилина Т.В., Плотникова И.И., Доржиева О.С. и пр.

Существенным преимуществом современных технологий физического образования является то, что они привлекательны, прежде всего, для обучающихся, что повышает уровень мотивации к спорту и заинтересованность к занятиям [4]. Однако, все инновационные и современные подходы к организации занятий физической культуры отличаются дороговизной, что не может быть одинаково адаптивно для всех бюджетных заведений соответственно. Ограниченность ресурсообеспечения также влияет на общую подготовленность образовательных заведений, к возможности внедрения усовершенствованных традиционных технологий организации занятий спортом. Препятствием также служит и новаторство (в том числе поддержка со стороны руководства). Для использования современных технологий педагог должен понимать и осознавать их важность, что логично, потребует от него дополнительного развития в данных технологических отраслях.

Занятие физкультурой нового времени, которое направлено на личность студента, ориентировано на его способности, желания и возможности. Личностно-ориентированная тренировка это:

Что касается интерактивного подхода, то здесь изначально стоит отметить тот факт, что ученые-физиологи давно обратили внимание на активный характер восприятия информации. Человек, который испытывает положительные эмоции, легче создает «карты восприятия», и они оказываются более качественными. Это значит, что в том числе и студенты легче и точнее вспоминают и осмысливают опыт и идеи [4, с. 17-18]. То есть, если студент будет активным участником процесса обучения, он лучше запомнит информацию. На этом принципе построены интерактивные методы обучения.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Интерактивное обучение активирует эмоции, сознание, что способствует более качественному запоминанию. Обучению и запоминанию может способствовать и то, что информация подается в новом, необычном виде, что не совпадает с уже установленными в нашем мозгу закономерностями и шаблонами. Активизацию запоминания с помощью эмоций можно использовать на практических занятиях физкультурой: работа в малых группах над анализом конкретных упражнений, их цели, участие в имитационных и активных играх. При изучении предметов физкультурного цикла целесообразно применение метода мозгового штурма, метода синектики (приемов, основанных ни аналогии), метода ассоциаций (использование метафор), оказывающих сильное влияние.

Появление интерактивных форм деятельности студенческой молодежи на уроках физической культуры можно признать как тенденцию в деятельности преподавателей в контексте личностно-ориентированной педагогической парадигмы и развития у них креативного мышления. Использование указанных инновационных форм обучения учащихся способствует трансформации их деятельности в сторону личностно значимой. Дальнейшая систематизация педагогического опыта, классификация теоретических и практических разработок по обозначенной тематике и заключения на этих принципах технологий, технологических карт будет способствовать развитию педагогической инноватики по формированию физической культуры личности.

При проведении занятий в ВУЗе необходимо осуществлять контроль за функциональным состоянием организма студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Подбирать физические упражнения следует дифференцированно, используя принципы постепенности, систематичности и доступности. Процесс овладения двигательными умениями и навыками студентами также зависит от их сознательности, активности и профессионального мастерства преподавателя.

Особое значение при проведении учебных занятий приобретает проблема дозирования физической нагрузки с учетом состояния здоровья и физического развития студентов.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на занятии, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов [2,3]. В своей работе много внимания необходимо уделять развитию практических навыков, необходимых в жизни, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности занятия, необходимо ориентироваться на личный подход к студентам, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Технология дифференцированного физкультурного образования – это целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Проводится индивидуальная работа с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти студенты получают индивидуальные задания, как на занятии, так и для домашнего выполнения. При оценке физической подготовленности надо учитывать как абсолютный результат, так и его прирост. Всё это формирует у них положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Последней тенденцией стало применение разноуровневых технологий обучения в спорте. В спорте это стало популярно в течении года, посвященному инвалидам в России (в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной ассамблеей ООН).

Именно технология разноуровневого обучения стала основой для самого прогрессивного технологического инструмента воспитания - дифференцированный инструмент физического развития. Данная технология направлена на формирование знаний и методических умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Дифференцированные технологии почти ничем не ограничиваются, и полностью основаны на фантазии и предпочтениях, как правило, сочетают в себе обеспеченность ресурсами учебных заведений и возможности преподавательской организации. Так, процесс обучения физической культуры плавно перетекает в занятия, сопровождающие личность в процессе всего обучения: к примерам стоит отнести привлечение обучающихся к обслуживанию спортивного зала и инвентаря, консультативной, тренерской работе.

Уже достаточно распространенной технологией является здоровьесбережение. Данная технология нацелена на сочетание физической культуры с общей системой образования. Такая технология применяется во многих образовательных учреждениях: она основана на оптимальном балансе между нагрузками статическими и динамическими, и выражается не только в режиме организации уроков, когда физическая культура фигурирует последними занятиями [2]. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата.

Технология здоровьесбережения не относится к прямой технологии физической культуры, но косвенно связана с ней. Существенно отличается технология игры. Игровая технология как метод спортивного воспитания иногда кажется не прогрессивным и не новым средством воспитания, однако, сам процесс игры весьма новаторский, в особенности при использовании различных ресурсов, в том числе информационных. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности. Использование игровых технологий на занятиях формируют положительное отношение к учебному заведению и к самому предмету [5].

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях студентов, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, принципах постепенности возрастания нагрузки и последовательности разучивания упражнений, использовании наглядности. Здоровьесберегающие технологии реализуются в формах. Чередование видов деятельности, благоприятная дружеская обстановка на занятие, продуманная дозировка заданий, индивидуальный подход к каждому студенту, занятия на свежем воздухе.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более современном уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Это помогает в решении ещё одной задачи – разбудить заинтересованность студентов в формировании здорового образа жизни.

Данные технологии в физической культуре и образовании в целом - явление, которое стало развиваться под влиянием глобализации. Информатизация спорта в школах, университетах поддерживается, безусловно, в рамках модернизации образования. Компьютерные технологии и информационные средства ограничиваются только бюджетными возможностями.

Процесс организации занятий физической культурой сопровождается не только применением современных и непривычных средств подготовки: презентациями, компьютерное тестирование, дистанционные олимпиады, использование сети интернет, сетевые общества, но и привлечение цифровых материалов, использование популярных сайтов, а также тренажерно-диагностические стенды; модули виртуальной реальности; автоматизированные системы для контроля и управления тренировочным процессом и пр. [3]. Все "ИКТ" весьма привлекательны для обучающихся, поскольку именно этот возраст является целевой аудиторией технико-информационных новинок.

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий физической культурой, пишут реферат и делают доклады на различные темы. Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в физкультурно-спортивную среду, реализуются посредством посещения крупных спортивных соревнований, фитнес-центров и т.п.

Несмотря на радикальные различия в программах обучения студентов разных специальностей, личностно-ориентированной физической подготовке подлежат все обучающиеся во всех высших учебных заведениях, включая непрофильные вузы. Несмотря на состояние здоровья, студенты, в меру своих возможностей, осваивают все аспекты физической культуры, будь то спорт, стандартное физическое воспитание или оздоровительно-реабилитационная деятельность. В рамках процесса личностно-ориентированной физической подготовки для каждого студента разрабатывается индивидуальная программа освоения всех аспектов физической культуры с обязательной ориентацией на самостоятельное включение в процесс физической подготовки. Склонность к самостоятельным занятиям способствует эффективному усвоению необходимого учебного материала, ускоряет процесс физического совершенствования, благотворно влияет на развитие духовной составляющей и является наиболее оптимальным способом введения физической культуры и спорта в повседневную жизнь студентов [4, с.104].

По нашему мнению, положительная и стабильная мотивация к занятиям физической культурой может быть сформирована в ходе самих занятий, если весь педагогический процесс будет строиться по принципу: что хочет студент – что может студент – что в итоге должен сделать студент. Такой подход к построению учебных занятий по физической культуре способствует повышению мотивации к занятиям [3, с. 275-276].

Таким образом, современные условия труда и жизни порождают высокие требования к выпускникам вузов. Поэтому важно осуществлять на должном уровне физическую подготовку обучающихся независимо от полученной специальности, т.к. физическая активность – важнейший естественно-биологический стимулятор поддержания и совершенствования физиологических функций. Но современная практика физической культуры студентов не способна обеспечить достойный уровень физической подготовки, а низкая эффективность деятельности кафедр физического воспитания многих государственных вузов нашей страны – неоспоримый факт. Наблюдается неутешительная тенденция к снижению интереса студенческой молодежи к оздоровительным практикам, и, как итог, прогрессирующее ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

Таким образом, к последним актуальным направлениям в сфере современных технологий воспитания стоит отнести: здоровьесбережение; разноуровневые технологии; дифференцированные технологии; информационно-коммуникативные технологии.

Существенным преимуществом современных технологий физического образования является то, что они привлекательны, прежде всего, для обучающихся, что повышает уровень мотивации к спорту и заинтересованность к занятиям. Однако, все инновационные и современные подходы к организации занятий физической культуры отличаются дороговизной, что не может быть одинаково адаптивно для всех бюджетных заведений соответственно. Ограниченность ресурсообеспечения также влияет на общую подготовленность образовательных заведений, к возможности внедрения усовершенствованных традиционных технологий организации занятий спортом. Препятствием также служит и новаторство. Для использования современных технологий педагог должен понимать и осознавать их важность, что логично, потребует от него дополнительного развития в данных технологических отраслях.

В результате использования вышеописанных технологий удается:

Список литературы

  1. Васенков Н.В., Миннибаев Э.Ш. Инновационные методы преподавания физической культуры в вузе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-7. С. 72-75.
  2. Давыдова Т.П. Современные образовательные технологии на занятиях физической культурой // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 02.03.2019)
  3. Лихачев, О.Е. Интерактивное обучение в физическом воспитании студентов вуза/О.Е. Лихачев, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева//Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, 15 апреля 2013, Самара. С. 44-46.
  4. Мокеева Л.А., Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. Физическая культура в вузе: интерактивные методы обучения//OlymPlus. Гуманитарная версия. -2015. -№ 1. -С. 82-84.
  5. Николаев П.П., Николаева И.В. Мониторинг и современные технологии в процессе организации занятий силовым троеборьем в вузе // Теория и практика физической культуры. 2017. № 11. С. 89.
  6. Савельева О.В., Иванова Л.А., Шеханин В.И. Использование информационных технологий в области спорта/В сборнике: Социальное поведение молодежи в Интернете: новые тренды в эпоху глобализацииматериалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015. С. 182-188.