"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Музыкальное воспитание – ориентир эстетичного познания искусства воспитанников ДО

Абдыкадыров Асхат Абдыкадырович – аспирант Бишкекского гуманитарного университета имени К. Карасаева.

Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович – доктор педагогических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: Музыка - сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

Ключевые слова: Музыкально-эстетическое воспитание, активность участников воспитательно-образовательного процессе, музыкальное образование, духовное развитие личности.

Музыкальное воспитание прививает молодому поколению все хорошие качества, способствует правильному осмыслению их взглядов. Включает в себя широкий спектр формирования духовного образа воспитанников, правильное восприятие красоты и красоты в бытии и искусстве, приобщает к красоте и элегантности в естестве или искусстве, формирует музыкальные эстетические чувства, элегантность.

Известный педагог Р. Коянбаев в работе "Педагогика" отметил: «Эстетическое воспитание учит человека ценить всю красоту во всем мире. Он прививает к познанию, чтению произведений искусства, к тому же формирует негативное отношение к уродливости», и подчеркнул неразрывность музыкально-эстетического воспитания.

В казахской национальной педагогике сформированы разнообразные подходы к музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодежи. Наряду с многовековой историей, бытом, культурой нашего народа формировалось и развивалось музыкально-эстетическое воспитание.

В трудах С. Калиева сказано: « Не воспитывайте ребенка своим воспитанием, воспитывайте его воспитанием своей нации». Воспитание детей в казахских семьях начинается в отчем доме, и продолжается в народной среде, является общей заботой всей нации. Звучали песни и мелодии о традициях и обычаях казахского народа. Воспитание начиналось с колыбели. Существовало поверье: «Если хочешь стать великой страной, то поправь свою колыбель». Не следует понимать буквально, оно со смыслом. Оно означает то, что нужно акцентировать внимание на воспитании хозяина колыбели.

С самого раннего детства дети слышат бытовые и ритуальные песни. Лирические, жизненно-ритуальные, ритуальные песни и кюи народа являются действенными средствами эстетического воспитания. Национальное искусство казахского народа, богато содержанием, которое учит молодое поколение духовному росту, интеллигентности, познанию красоты.

Особое внимание уделялось воспитанию поколения. Через песни и мелодии, кюй, прививали любовь к красоте, культуре, эстетике, развивали музыкальные чувства, формировали эстетический вкус.

Основные истоки музыкального эстетического воспитания - духовное наследие нашей нации: песни, кюи, терме, танцы ведут молодое поколение к истинным идеям. В программе музыкального предмета уделяется большое внимание освоению народных песен: совершенствуется эстетический вкус детей на основе пения и прослушивания записанных музыкальных произведений. Кроме того, особое значение имеют такие национальные инструменты которые озвучивают эти произведения, как домбыра, шертер, асатаяк, шанкобыз, мүйиз сырнай, жетыген, ускирик и кобыз.

В. А. Сухомлинский сказал: "Если ребенок умеет передать на сердце красоту музыкального произведения, то поднимается на высшую ступень культуры". Освоение музыкального искусства в эстетическом воспитании измеряется осведомленностью каждого ребенка о музыке. Слушание музыки и пение на музыкальных занятиях, вызывает у детей искренние чувства, способствует личностному поведению ребенка, повышает духовный уровень, избавляет от вредных привычек.

Через музыку осознает и вооружается критериями оценивания красоты вселенной, формируются высокие эстетические чувства. Материалистическая эстетика является методологической основой эстетического воспитания. Он раскрывает сущность эстетики в жизни и искусстве, изучает принципы эстетического овладения человеком средой, проверяет законы художественного творчества.

М. Жумабаев в педагогике особо акцентирует внимание на четыре вида воспитания: тела, души, ума, воспитание красоты и этики поведения, говорит:

«Если эти четыре воспитания воспитываются целостно, то его воспитание полноценно. Если у ребенка крепкое тело, находчивый ум, правильная мысль, точность решения, получает удовольствие и волнуется от красивых слов, волшебной музыки, красивого вида, отворачивается от зла, его душа просит только добра, значит это человеческое дитя правильно воспитан, и он настоящий человек.... Каждый родитель, желающий чтобы его ребенок стал человеком должен правильно выполнить все эти четыре воспитания. Воспитать ребенка достойным будущего.

Эстетическое восприятие – это эстетическое воздействие через процесс восприятия красоты. Одним из объектов эстетического восприятия является музыкальное искусство. Воспитание художественно-эстетической культуры у воспитанников через музыку и формирование творческой личности, способной в будущем оценить красоту произведений искусства. Эстетическое воспитание воспитанников осуществляется путем организации различных мероприятий.

Основные принципы эстетики необходимо постоянно обучать малышам. В результате овладения различными видами деятельности достижение применять чувствовать красоту и умения использовать музыкальные произведения является главным условием эстетического воспитания в музыке. С помощью эстетического воспитания дети учатся видеть красоту, гармонию в окружающем мире, демонстрировать полученные впечатления в творческой работе, демонстрировать образы. Эстетическое воспитание ребенка проводится во всех воспитательных процессах и вне групповых музыкальных работах

Организация музыкального, хореографического, театра кукол и др. творческих кружков. Результатом творческой работы детей являются выставки, конкурсы, выступления, конкурсы. На выставке будут выставлены рисунки воспитанников, сделанные из пластилина, а также рисунки воспитанников на тему утренников. Проводятся различные конкурсы , в том числе: «Еркетай», «День здоровья», «Өнерлі отбасы», «Күміс қоңырау», «Әнші балапан», и др. Спектакль вызывает интерес у них к актерскому искусству. Радуются ощущению искусства, пробуждает надежду на будущее. В детском саду проводятся музыкальные утренники, сказочные постановки, спектакли кукольного театра. В связи с тематикой эстетического воспитания проводятся воспитательные мероприятия. В течение года мы принимаем участие в праздничных мероприятиях, которые приобщают детей к творчеству.

Участие в различных праздниках и развлечениях открывает для детей возможность проявить себя и участвовать в общественной жизни. Индивидуальные формы работы развивают у воспитанников интерес к искусству, эстетический вкус.

Музыка - это инструмент, который дает человеку душевное равновесие , трепетное чувство. Он посыпает сердце ребенка светом добра, поднимая настроение и способствует росту доброжелательного человека.

Как говорится «Талантливый талантлив во всем»: покорение новых высот малышами нужно начинать с детского сада. Дети наше будущее: воспитание любящей свою Родину, патриота, доброжелательной, культурной, творческой, воспитанной личности сегодняшний приоритет.

Список литературы

  1. Общие положения Р. Коянбаева. В словаре реализован двухсторонний перевод. - М.: Высшая Школа, 1990.
  2. С. Т. Калиев б., - М.: Изд-во КазГУ им.аль-Фараби, 2004.
  3. В. Сухомлинский. Сердце ребенку-Алматы 1976.
  4. М. Жумабаев. Педагогика - Алматы, 1992.

Интересная статья? Поделись ей с другими: