"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном Кыргызстане

Молдалиева Саламат Аманкуловна – соискатель кафедры Педагогики Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос гражданского воспитания студенческой молодежи в современном Кыргызстане. Система воспитания должна подготовить человека к включению в жизнь демократического сообщества, поскольку «главный ресурс развития - человек, гражданин страны, обладающий гибким мышлением, адаптивностью, толерантностью, трудолюбием, инициативой, образованием, пониманием природы, патриотизмом и свободой».

Ключевые слова: Гражданственность, педагогическое воспитание, принципы и концепция воспитания, рефлексия.

Согласно современным представлениям, воспитание - это передача, усвоение и приобретение опыта жизни в социуме в условиях конкретной культуры. Поэтому в воспитании делается акцент на выработку ребенком, подростком, молодым человеком/девушкой системы личных смыслов в процессах самореализации, направленной на усвоение человеком социальных ролей, включение его/ее в систему ценностей, норм и традиций общества. «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался». Л. Выготский.

Проблема воспитания в качестве стратегической национальной задачи всегда должна находиться в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи в наследство подрастающему поколению и молодежи социально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных и морально-этических традиций, накопленных каждым социумом, нацией, человечеством [1]. Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской Республики базируется на: Конституции Кыргызской Республики, требующей «укрепления основ нравственного развития личности», а также зафиксировавшей, что «народные обычаи, традиции и установки поддерживаются со стороны государства», Законе Кыргызской Республики «Об образовании», отметившем необходимость «формирования нравственных ценностей и культуры молодежи», Законе Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики», Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг, Концепции развития образования до 2020 года и приоритетах развития образования, зафиксированных в Стратегии развития образования на 2012-2020 годы и планах действия по ее реализации. Воспитание гражданина -одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др.

В педагогике идеи воспитания в том числе и правового впервые были научно обоснованы великим русским педагогом К.Д. Ушинским (1824–1870). Прав был К.Д. Ушинский, неоднократно высказывавший убеждение в том, что первое знакомство с отечеством должно войти в систему начального обучения и элементарные сведения о родной стране должны быть усвоены так же твердо, как и азбука. Современное законодательство в Кыргызстане устанавливает основные принципы формирования и развития правового воспитания, правосознания и правовой культуры личности как основы гражданского общества. Студенчество занимает особое положение в социальной структуре общества. Студенческая молодежь отличается высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях страны, собственным отношением к различным сторонам общественной жизни страны, собственными социальными ориентациями. Воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина и патриота своей страны. В известной книге В.А. Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. Педагогические труды А.С. Макаренко раскрывают сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной подчинить свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на благо Отечества. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, - отмечал А. С. Макаренко, - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества" [2, с. 56].

Основной целью воспитания подрастающего поколения Кыргызстана является формирование гражданина правового демократического государства. Для того, чтобы реализовать потенциал кыргызстанской молодежи, направить ее энергию в русло социально-экономического и культурного развития страны, и сделать переход молодых людей в период зрелости по возможности более плавным, необходимы надежные каналы двусторонней коммуникации, включая исследования проблем молодежи и исследования ее различных сегментов (школьников и студентов, занятой и безработной молодежи, городской и сельской молодежи, молодых мужчин и женщин) [3, С. 1-2].

Подлинное богатство – это люди! Иногда эту простую истину просто забывают, заменяя ее ростом и спадом экономики. И при этом мы пытаемся поставить равенство между человеческим благополучием и материальным благосостоянием. Вместе с тем, самым надежным критерием прогресса служит качество жизни людей. [4, с. 34].

Семинар ООН от 25июня 2015г.подчеркивает важность воспитания глобального гражданства. Нью-Йорк, 15 июня, постоянные миссии ООН из Катара, Кореи, Нигерии, Соединенных Штатов и Франции организовали семинар под названием «Воспитание глобального гражданства для справедливого, мирного, всеобъемлющего и устойчивого мира». Семинар прошел в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Международное Сообщество Бахаи и ЮНЕСКО были среди семи НПО и организаций системы ООН, которые совместно поддерживали это событие.В семинаре, заархивированном на UN Web TV, дипломаты, должностные лица ООН и представители гражданского общества вели диалог о воспитании глобальной гражданственности.В последние годы идея воспитания глобальной гражданственности приобрела большее значение именно из-за его включения в предлагаемые цели устойчивого развития, которые призывают «всех учащихся получить знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию», в том числе - содействию «глобального гражданства» [5].

Воспитание гражданских качеств личности у студенческой молодежи через формирование рефлексии, самооценки и самосознания как трех форм понимания членом общества своего гражданского бытия обеспечивается соблюдением в гражданском воспитании трех принципов; рефлексивности, интерактивности и самореализации (Н.М. Борытко). Принцип рефлексивности предполагает осмысление опыта гражданской деятельности как таковой и осознание индивидом степени причастности к ней. В какой стране я живу? Как я отношусь к законам своей страны? Испытываю ли я гордость за свою страну, за его прошлое, настоящее, за свой народ? Такие вопросы характеризуют рефлексивное отношение студента к самому себе как субъекту гражданской деятельности [6].

Таким образом, принципы гражданского воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности, указывают ее направление, и в конечном итоге помогают творчески подойти к построению всего процесса воспитания личности.

Список литературы

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. // уч.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва. 2012. с. 28.
  2. Макаренко А. С. Сочинения. М., 1958. Т. 5 с. 56.
  3. Концепция воспитания школьников и учащейся молодежи Кыргызской республики до 2020г от 22.07.2014г. № 545/1 С.1-2.
  4. Пацора И.В. Принципы гражданского воспитания в современном ВУЗе. ПГУ. Москва. 2014. с.34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: