"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Корельская Анастасия Дмитриевна – студентка магистратуры по направлению “Психология здоровья” Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.
Аннотация: Данная статья посвящена изучению традиционных кукол как способ формирования этнической идентичности.
Именно традиционная (национальная) кукла способствует формированию этнической идентичности и воспитанию этнической толерантности. С её помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом разных народов, с их природными особенностями.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время у детей не сформировано осознание собственной принадлежности к своей национально-этнической общности.
Мы предполагаем, что традиционные куклы способствую формированию этнической идентичности у детей.
Ключевые слова: Традиционная кукла, социальная идентичность, этническая идентичность.
Традиционно этническая идентичность рассматривается как часть социальной идентичности личности. К формированию социальной идентичности приводит процесс дифференциации/идентификации.
Социальная идентичность - это результат про¬цесса сравнения своей группы с другими социальными общ¬ностями. Исходя из того, что этническая идентичность - составная часть социальной идентичности, большинство ученых подходят к данной проблематике именно с социально - психологической точки зрения.
Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и отделение от других этносов; результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов.
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный и аффективный.
Когнитивный компонент этнической идентичности включает в себя знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик.
Аффективный компонент предполагает оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.
Одним из средств поликультурного воспитания является сюжетно-ролевая игра, так как полученные знания и впечатления о других народах дети отражают в играх. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда разных народов нашей страны не только закрепляются и уточняются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Главным атрибутом любой сюжетно-ролевой игры является игрушка. Именно традиционная (национальная) кукла является игрушкой, которая содействует воспитанию этнической толерантности и формированию национальной идентичности. Достоинство данной куклы обусловлено тем, что с её помощью можно в доступной форме познакомить детей с бытом разных народов, с их природными особенностями.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые куклы, обереги и игровые. Обрядовые куклы имели ритуальное назначение. Например, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Их всегда почитали и ставили в избе, в красный угол.
Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Они спасали человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено. Куклы-обереги делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая кукла делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.
Основная функция игровых кукол – детские забавы. Обязательное условие – безликость, чтобы в кукол не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства.
Каждый народ создавал своих кукол, вкладывая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение, реальный жизненный опыт, общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, техники и искусства. Куклы народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. Данное сходство объясняется общностью народных культурных традиций, единой природой эстетического чувства.
Традиционная кукла – незаменимый материал для приобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребенка.
Рассказы детям о народной культуре, быте играют важную роль в воспитании ребенка. Постепенно дети начинают запоминать не только то, чем занимались в праздник, но и как выполняли то или иное действие.
Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики, связанные с изучением этнической идентичности: «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева); «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (Н.М. Лебедева); «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» (О.Л. Романова).
В результате проведенного исследования было получено следующее: опрошенные нами учащиеся 3-4 классов осознают свою национальность, гордятся принадлежностью к своей этнической группе, хорошо относятся к представителям другого этноса. Также для них не имеет значение национальности при выборе партнера в дружбе, при общении и создании семьи. Язык населения, который преобладает на данной территории, играет для них важную роль.
Далее нами были подобраны куклы (кукла Барби и традиционная тряпичная кукла) и проведен опрос. Исходя из проведенного эксперимента можно сказать, что большинству опрошенных больше понравилась современная кукла Барби, утверждая, что она красивая, похожа на живого человека, у нее есть волосы, красивая и яркая одежда, можно менять одежду, куклу можно укладывать спать, можно разгибать руки и ноги. Однако 35% опрошенных выбрали традиционную куклу, обращая внимание на такие составляющие, как материал, из которого сделана кукла, национальный костюм, народные компоненты, национальная принадлежность.
В результате можно сказать, что опрошенные нами учащиеся 3-4 классов осознают свою национальность, гордятся принадлежностью к своей этнической группе, хорошо относятся к представителям другого этноса, не придают значения национальности при выборе партнера в дружбе, при общении и создании семьи. Им важен язык населения, преобладающий на данной территории.
На наш взгляд, традиционная кукла способствует формированию этнической идентичности у детей.
Список литературы