"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Игры малых форм как средство здоровьесберегающих технологий в образовании

Фам Фи Хунг – преподаватель Педагогического колледжа Ба Риа Вунгтау; аспирант Московского педагогического государственного университета.

Nguyễn Đình Tuấn – преподаватель Винского педагогического технического университета.

Аннотация: В статье рассматривается значение здоровьесберегающих технологий, раскрывается роль игр малых форм в сохранении психического и физического здоровья детей, оптимизации образовательного процесса.

Ключевые слова: Игры малых форм, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс.

Стремительные перемены в современном обществе выдвигают высокие требования к уровню подготовки высококвалифицированных специалистов, их самостоятельности, креативности, мотивированному стремлению к непрерывному образованию и совершенствованию в профессиональной сфере, к овладению инновационными педагогическими технологиями. Развитие творческого потенциала будущего педагога дает возможность искать новые пути и способы организации своей деятельности.

Перед системой дошкольного образования на современном этапе стоят сущностно значимые задачи разработки научно-методических основ и технологий обеспечения образовательного процесса в детском саду на принципах, выдвинутых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Среди них следует выделить: «полноценное проживание ребенком всех этапов детства», «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)». Стандарт ориентирует педагогов на реализацию образовательной программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, «прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Одно из важнейших условий укрепления физического и психического здоровья детей – снятие напряженности в организации режимных моментов, разных форм организованной деятельности и способах общения. Созданию атмосферы психоэмоционального комфорта способствует система специальных психолого-педагогических мероприятий. Данный процесс должен опираться на основополагающие принципы: системности, комплексности, индивидуально-дифференцированного подхода, регулярности. Эпизодические способы оказания психологической помощи детям без создания благоприятных условий организации их жизнедеятельности в образовательной организации не гарантирует поддержания и сохранения их физического и психического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса. Главный субъект педагогического процесса – ребенок, таким образом, реализуется его право на свободу проявления индивидуальности. В этом аспекте цель здоровьесберегающих технологий – сохранить и приумножить здоровье ребенка при освоении им максимально разнообразных знаний, умений и навыков. В связи с этим необходимо создать благоприятные условия для физического и психического развития детей. Это особенно актуально и в свете вызовов настоящего времени в виде растущего процента разного рода зависимостей среди подростков и взрослых. Важнейшим обстоятельством жизни малыша должна стать наполненность его дня не только событиями и впечатлениями (когнитивный компонент), но и радостью и удовольствием, которые ребенок учится получать от познания, созерцания и общения.

Как же организовать образовательный процесс, обеспечивая его полноценность, не нанося ущерба психическому и физическому здоровью ребенка? Игры и игровые технологии – вот главный инструмент, которым должен пользоваться каждый педагог, вступая во взаимодействие с детьми.

Мир игр очень обширен и многообразен. Дидактическая игра как социокультурный феномен передается из поколения в поколение, она всегда направлена на развитие детей с учетом их потребностей, интересов, возможностей. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как универсальное средство воспитания и развития ребенка, особенностью которого является то, что учебное содержание включается в правила и игровые действия. Это способствует усвоению содержания, поскольку мотив выполнения задания заключается в процессе игры.

Ребенок, играя, применяет ранее усвоенные знания и осваивает новый материал. Заданная структура дидактической игры позволяет насыщать ее новым содержанием, отражающим современную жизнь, создавать новые варианты игры. Обучение, организованное в форме игры, только тогда позволяет решать конкретные задачи развития и воспитания, когда игровые действия имеют личностный смысл для каждого ребенка, доставляют ему удовольствие, позволяют ему максимально проявить свою познавательную и психомоторную активность [2].

Существуют игры, нуждающиеся в предварительной подготовке, освоении сложных правил, требующие атрибутики и специального места проведения. Из всего многообразия игр можно выделить особый вид игр, выявленных нами как игры малых форм. Игры малых форм – это игры, которые можно провести в любой педагогически актуальный момент, в любых условиях, без предварительной подготовки, которые не требуют длительного обучения участников игры.

Игры малых форм могут быть ключевыми точками при выстраивании организации образовательного процесса любой направленности. С помощью небольшого игрового момента можно ввести детей в ситуацию, имеющую образовательное значение, увлекая их в мир знаний и творчества. И в данном случае это не будет искусственно назидательным «Давайте узнаем!», а будет естественным состоянием желаемого погружения в нечто новое и интересное.

Если воспитанники излишне возбуждены и слишком расшумелись, то педагог вместо повелительных слов «Тишина! Не шумите!» может воспользоваться игрой малой подвижности на внимание или игрой по методике М. Монтессори «Игры в тишину». По правилам организации одной из таких игр педагог очень тихим голосом, используя разные тональности, называет имена присутствующих детей. Дети сидят на своих местах с закрытыми глазами, вслушиваясь в слова педагога. Услышав свое имя, ребенок открывает глаза и очень тихо, чтобы остальные дети не слышали его движений, встает с места и подходит к педагогу. Такая «игровая пауза» помогает ребенку успокоиться, сконцентрироваться, развивает слух и умение контролировать себя. Находясь, определенное время в неподвижной позе, ребенок учится саморегуляции, управлению мышечным тонусом и дыханием [4].

В адаптационном периоде, начале учебного года, когда дети только знакомятся друг с другом, уместно использовать игру «Назови свое имя». В этой игре педагог бросает мяч последовательно каждому из детей. Ребенок, поймавший мяч, называет свое имя, одновременно придумывая к нему любую рифму: «Я Матвей – у меня юбилей», «Я Марк – иду гулять в парк», «Я Маша – всегда ем кашу» и т.д., – и возвращает мяч педагогу. Периодически повторяя игру, педагог может использовать мячи разного размера и материала, развивая у детей сенсорное восприятие, глазомер и мышечную координацию. Данная игра, сочетая речь и движение, развивая двигательный анализатор, содействует и формированию высших психических функций [1].

Роль речи для физического и психического развития детей невозможно переоценить. Речевая функция пронизывает эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие дошкольника. Речь и мышление развиваются параллельно в процессе совместной деятельности и общения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). В процессе психической и физической деятельности происходит тренировка произвольного и непроизвольного внимания, поэтому для сохранения здоровья детей важны пальчиковые игры, строящиеся на ассоциации звука, смысла слов и движении собственного тела. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук, например варианты игры «Колечки». В отличие от симметричных движений, регуляция которых в большей степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых нейронных сетей, что способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка [3].

Использование пластических этюдов на различные игровые ситуации и сюжеты обогащает опыт детей в умении владеть выразительными движениями и развертывании ролевых диалогов. Пластические этюды оживляют игру, будят фантазию ребенка, вызывают бурю позитивных эмоций. Эмоциональные контакты между детьми, их личностное общение обеспечиваются не только и даже не столько при помощи речи, а прежде всего с использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и невербальные. Такие игровые упражнения могут использоваться как игротерапевтическое средство в самые ранние возрастные периоды. Они помогают детям развивать эмоциональную сферу, обрести большую самостоятельность и уверенность в себе, преодолеть заниженную самооценку, нерешительность и справиться со страхами.

Перекидывая «игровые мостики» от одного вида деятельности к другой, педагог выстраивает органичные партнерские отношения с детской аудиторией, организуя детский коллектив и умело управляя им, оставаясь в зоне психоэмоционального комфорта.

Таким образом, игры малых форм – это тот инструмент, с помощью которого можно управлять образовательным процессом, делая обучение интересным, увлекательным, сохраняя психическое и физическое здоровье детей, сохраняя самоценность детства. Педагогическая деятельность носит творческий характер с установкой на поиск и использование эффективных игровых здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить противоречия между возрастающими требованиями общества к качеству образования, развития личности дошкольника, его компетентности, с одной стороны, и возрастанием проблем, связанных с ухудшением здоровья, – с другой. Современный специалист постоянно совершенствует свой потенциал, что способствует повышению профессионального мастерства, направленного на создание условий для проявления природных качеств и развитие способностей каждого ребенка.

Список литературы

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М.: Учебная литература, 1997.
  2. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методич. пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Рузина М.С., Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  4. Хилтунен Е.А. Толкование детства. Из дневников монтессори педагогов. Екатеринбург: Народная книга, 2013.

Интересная статья? Поделись ей с другими: