"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
УДК 371.302.2
Суходубова Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры Психолого-педагогических и гуманитарных дисциплин Институт повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Рахимовой Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева.
Аннотация: Автор статьи рассматривает опыт работы создания безопасной образовательной среды в стенах общеобразовательных школ. Приводит примеры из опыта работы по повышению квалификации педагогов общеобразовательных школ.
Ключевые слова: Безопасная образовательная среда, школа, семинар, цель образования, урок.
В ряде существующих проблем в образовательной среде выделяется современный вызов – создание безопасной образовательной среды, а именно в рамках экологической, физической и информационно-психологической безопасности.
В Кыргызстане стартовал проект «Развитие механизмов финансирования безопасности образовательной среды», реализуемом Экологическим движением БИОМ, в партнерстве с Фондом К. Аденауэра при финансовой поддержке Европейского Союза».
Для администраций более чем 350 региональных школ и сотрудников районных отделов образования Кыргызстана были проведены семинары по повышению потенциала в вопросах обеспечения безопасности школьной образовательной среды. Эти семинары были организованы в рамках проекта «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР»
Цель проекта заключается в оказании поддержки развитию межсекторальных партнерских отношений между Министерства образования и науки КР и другими профильными министерствами (МЗ, МЧС и т.д.), местными органами власти, организациями социального партнерства, гражданского общества и школами по формированию механизмов, которые помогут развитию безопасной образовательной среды в общеобразовательной системе Кыргызстана. Для достижения общей цели партнеры по проекту разработали стратегию, состоящую из различных мероприятий, сгруппированных в несколько компонентов и охватывающих все регионы КР, включая также Бишкек.
Для эффективного решения названных проблем партнеры проекта поставили перед собой конкретные задачи. Среди них разработка и продвижение национального комплекса стандартов, наращивание потенциала заинтересованных сторон в области мониторинга, управления и финансового обеспечения безопасности образовательной среды на национальном, местном и институциональном уровнях.
Идеи проекта нашли всестороннюю поддержку со стороны Министерства образования и науки КР. Также ключевые мероприятия были отражены в Стратегии развития образования в Кыргызской Республике, в плане ее реализации и других документах.
Участникам семинаров был представлен алгоритм проведения самооценки безопасности образовательной среды и самой процедуры организации деятельности по повышению безопасности в школе. Были также продемонстрированы позитивные примеры создания подобной образовательной среды в Кыргызстане на опыте 11 пилотных школ в 7 областях республики и нашей столице городе Бишкек. В ходе семинаров состоялось обсуждение вопросов финансирования школ и управления человеческими ресурсами, которые сегодня актуальны именно для обеспечения безопасной образовательной среды с учетом при этом специфики каждого региона.
После семинаров в систему подготовки и переподготовки учителей запланировано внедрение соответствующих обучающих модулей, что позволит обеспечить устойчивость и применение этих практик непосредственно в школах. Сам обучающий модуль, который использовали региональные тренеры на этих семинарах по менеджменту и механизмам финансового обеспечения здоровой образовательной среды, был разработан при участии педагогов ведущих вузов КР и специалистов из ИПКиПК им.М.Рахимовой КГУ имени И. Арабаева. Данный модуль был апробирован на V Съезде учителей и работников образования стран СНГ и Форуме для региональных представителей районных и городских отделов образования в октябре 2018 года.
Эксперты сходятся во мнении, что безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая минимизацию всех видов рисков. Она включает в себя такие аспекты, как психологическую/информационная безопасность (недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда), физическую безопасность (безопасность здания, включая и безопасность в ЧС, учебное оборудование), экологическую безопасность ( чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность и т.д.). В Кыргызстане также стали большее внимание уделять вопросам создания безопасной образовательной среды в разных ее аспектах, и нормативному закреплению требований к ней.
Из практики проведения семинаров:
Упражнение: Линии времени
Цели: участники проанализируют значительные события, достижения и тенденции на протяжении определенного временного периода и спланируют будущее. Акцент на предпочитаемом будущем дает возможность уточнить целый ряд ценностей.
Ресурсы: маркеры и флипчарт на каждую группу
Процедура:
1 шаг. Участники объединяются в группы по 5-6 человек .
2 шаг. В каждой группе рисуют временные линии на листе ватмана, обсуждают и записывают или оформляют рисунками каждый временной этап по проблеме «Школьная среда» На временных линиях обозначаются прошлые события, настоящие события и будущие. Описывая события будущего, участники должны определить, то, что скорее всего произойдет в будущем (вероятное будущее) и то, что им бы очень хотелось, чтобы это произошло (предпочтительное будущее - мечта).
3 шаг. Каждая группа учеников делает презентацию своего видения и обосновывает его.
Дебрифинг: - в каком времени вам легче было рассуждать?
- почему компонент будущего беспокоит нас?
Резюме тренера: нам конечно желательно чтобы предпочтительное и реальное будущее было как можно ближе друг к другу…
Упражнение: «Дерево проблем»
Цель: выявить уровень понимания проблемы, настроить на деловой лад
Ресурсы: Ватманы и маркеры на каждую группу
Ствол – проблема «безопасная образовательная среда»
Корни – причина возникновения проблемы, на данном этапе
Крона - следствия (последствия) данной проблемы
Работа в группах, затем презентация
Дебрифинг:
- что поменялось?
- что еще будет меняться на Ваш взгляд?
Тренер может попросить обратить внимание, что «прививку» делаем мы с вами (общество, заинтересованные люди) через ознакомление с возникающими проблемами и путями их решения (смягчения) [5, С-15].
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Как отмечается в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования Кыргызской Республики: «Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире.» [2]
«Государственный образовательный стандарт общего среднего образования КР» (2014 г.) отличается реализацией компетентностного и деятельностного подхода в образовании. Компетентностный урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность. При обучении учащихся используется деятельностный метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. [2]:
Современный урок – это урок актуальный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. В рамках проекта было разработано пособие «Уроки безопасности», где предлагаются модели компетентностных уроков, модели которых были предложены по следующей структуре [6, С-5]:
№ |
Структурный элемент урока |
Содержание |
1. |
Класс |
Определяется возрастная категория учащихся для успешного освоения темы урока |
2. |
Сроки проведения |
По возможности определены календарные сроки проведения урока или предлагается учителям самостоятельно определить место изучения данной темы в связи с индивидуальными возможностями учащихся и учителя |
3. |
Раздел учебной программы |
Учитывая уровень подготовки и возможности учащихся, определяется раздел учебной программы, в котором рассматриваются вопросы урока. |
4. |
Тема урока |
Формулировка темы соответствует основной цели обучения учащихся |
5. |
Ключевые компетентности; цели, ориентируемые на конечный результат |
Представлен перечень ключевых компетентностей, формируемых на уроке. По каждой ключевой компетентности определены цели, ориентируемые на конечный образовательный результат достижений учащихся по изучаемой теме |
6. |
Время проведения |
Примерное время на освоение учебного содержания |
7. |
Ход урока |
Процесс организации учебной деятельности учащихся представлен через пошаговую деятельность учеников на основе использования интерактивных, проблемных методов обучения |
8. |
Вопросы для обсуждения |
В перечне представлены закрытые, открытые вопросы, но приоритет отдаётся открытым вопросам, которые помогают ученикам размышлять, анализировать, синтезировать, оценивать, высказывать свою точку зрения. |
9. |
Внеурочная деятельность |
Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность) Во внеурочную деятельность могут входить:
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся |
10. |
Вариации |
Рекомендации по использованию других видов деятельности. Учителю дается право выбора вида деятельности, исходя из возможностей учеников. |
Список литературы