"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Самоорганизация времени студентов в процессе самостоятельной работы

Шевцова Маргарита Александровна – студентка Института энергетики и автоматизированных систем Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.

Балаченков Дмитрий Анатольевич – аспирант Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность понятий «самоорганизации», «самоорганизация времени студента», дается анализ педагогических условий самоорганизации времени студента применительно к процессу самостоятельной работы, представлены рекомендации студенту по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: Самоорганизация, педагогические условия, самостоятельная подготовка, самостоятельность, концентрация, внеурочное время.

На данном этапе современной действительности от студентов и специалистов очень часто требуется большое количество новой информации в самых разных моментах жизнедеятельности. Получить ее возможно благодаря стараниям и усилиям, если выполнять все своевременно и в самый короткий срок, не требуя больших затрат.

На сегодня каждому студенту в сфере высшего профессионального образования очень важно уметь ценить свое время, планировать, организовывать и держать под контролем его как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Анализ учебных планов показал, что большая часть времени сейчас отводится на усвоение дисциплин в самостоятельном режиме. Именно поэтому каждому студенту важно уметь правильно распланировать свое время, чтобы в процессе самостоятельной подготовки он сумел выполнить все задания в срок максимально продуктивно.

Целью данной статьи является определение и обобщение условий, направленных на самоорганизацию собственной работы студента как в учебное время, так и во вне его.

Самоорганизацией ученые называют процесс, в течение которого возможно создать, воспроизвести или усовершенствовать организацию сложной динамической системы, направленную на установление порядка в это системе. Самоорганизация же собственной работы понимается нами как сознательная деятельность учащегося, упорядоченная во времени и направленная на целеполагание, планирование, рациональную организацию времени, а также самоконтроль и проведение анализа работы, выполняемой студентом самостоятельно.

Поступление в вуз является совершенно новым этапом жизни бывшего школьника. Адаптация и трудности, которые случаются в начале обучения в высшем учебном заведении, вызваны тем, что студент, учась на первом курсе, привычно организует свой учебный процесс как в школе по классно-урочной системе, хотя ему на смену уже приходит лекционно-практический принцип обучения. Обучение в вузе сопровождается поступлением большого потока новых знаний и выстраивается на тесном взаимодействии учебно-познавательной деятельности и научной при этом основываясь на активной работе и самостоятельности самих студентов.

Самостоятельная работа учащегося нуждается в интенсивном умственном труде, который для начала необходимо правильно организовать, а затем и стимулировать.

Нами проведен социальный опрос «Организованный ли вы человек?» между студентами 1-2 курсов в возрасте 17-20 лет. Опрос заключался в исследовании причин неорганизованности студентов вуза и поиске способа решения данной проблемы. В результате проведения опроса мы пришли к следующему:

  1. Большинство студентов очень часто опаздывают на пары;
  2. Они предпочитают сделать всё в установленный срок, либо с опозданием, если не получилось уложиться в сроки, не рассматривая варианты сделать всю работу заранее;
  3. Студенты не умеют правильно распланировать свой день;

Итак, давайте на основе этого сформулируем несколько советов для того, чтобы эффективно и продуктивно управлять своим временем:

  1. Начнем с нашего рабочего места, ведь сидеть за столом, где все чисто и убрано, всегда намного приятнее и удобнее;
  2. Концентрация. Пожалуй, многим студентам не хватает именно этого. Нужно уметь сконцентрироваться на конкретном деле, идти по четко определенному плану. Если вы реже отвлекаетесь, то работа проходит быстрее и гораздо продуктивнее. Вокруг может находиться большое количество отвлекающих предметов, но не стоит переключаться на них. Постарайтесь убрать с поля зрения вещи, которые можно крутить в руках, пристально рассматривать, разбирать на детали и т.д. Кроме того, уберите подальше ваш телефон, он создает некоторый соблазн лишний раз прочитать новости, проверить социальные сети;
  3. Создайте четкий план действий и расставьте приоритеты. В году всего 365 дней, в сутках 24 часа, поэтому необходимо решить, что для вас является действительно важным, создайте четкий план действий и постепенно следуйте каждому пункту. Не взваливайте на себя слишком много, учитывайте свои силы и возможности, выполняйте задания начиная с более приоритетного;
  4. Научитесь говорить «нет». В жизни случаются моменты, когда стоит отказаться от решения проблемы, которую нам кто-то целенаправленно навязывает. Даже если вы очень отзывчивый и дружелюбный человек, который готов прийти на помощь в любую минуту, сначала хорошо подумайте, есть ли у вас возможность и время, чтобы помочь этому человеку. Нет, я не привязываю вас стать эгоистичными и думать только о своих проблемах, если у вас появляется свободное время, то, конечно же, помогите другому человеку, но не в ущерб себе.
  5. Планирование. Все, что было сказано раньше, сводится к такому понятию как «планирование». Часто во время учебы, особенно когда помимо нее есть дополнительный вид деятельности (секции, работа, активная студенческая жизнь студенческих объединений), очень сложно выполнить все дела в установленный срок. Поэтому основная задача в планировании - постановка цели. Цель должна быть одна глобальная, а затем ее необходимо разбить на несколько подцелей, которые, в свою очередь, имеют ряд задач.

Попробуйте начать вести ежедневник или записывать свои задачи в электронный дневник, блокнот. Если вы начнете подробно расписывать все, что вам необходимо сделать, то вероятность, что вы успеете выполнить всё в определенно поставленный срок и ничего не забудете, будет гораздо выше. Это, безусловно, для каждого студента является очень важным.

В работе Рабиной Е.И. определена структура самоорганизованной во времени личности студента, она представлена совокупностью трёх связанных между собой блоков:

При этом мотивационно-ценностный блок вбирает в себя осознание времени, ценностей человека, понимание организации своей работы во временном промежутке. Когнитивный блок – это знание особенностей своей личности, знания способов самоорганизации во времени. Действенно-рефлексивный блок - компетенции в области целеполагания, компетенции в области планирования, компетенции в области рациональной организации времени, рефлексивные умения в области самоорганизации во времени.

К методам самостоятельной подготовки студентов относят:

Наблюдение за единичными объектами подразумевает восприятие этого объекта, с целью выявить признаки, отличающие его от других.

Сравнительно-аналитическое наблюдение дает возможность развивать у студентов произвольное внимание. Конструирование помогает лучше понять сущность предмета, глубже в нее погрузиться и рассмотреть связи материла, который изучается, а затем, когда тема изучена полностью, сделать необходимые выводы.

Решение задач помогает улучшить свою память, помогает углубиться и проверить умения студента и его возможность усваивать знания.

Благодаря возможности работать с источниками информации, студент приобретает необходимые знания и навыки, например: возможность вычленять главное, создать правильный алгоритм и следовать ему в работе, научиться правильно построить логическую цепочку связи, суметь самостоятельно добывать нужную информацию, систематизировать ее и обобщать.

Исследовательская деятельность — это всё вышеперечисленное в одном общем ключе, направленное на то, чтобы правильно поставить цель исследовательской работы, способность ее выполнить и реализовать в дальнейшем.

Список литературы

  1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. – 216с.
  2. Ананьев, Б. Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская психология. – 1954. - №8.- с.30-35.
  3. Архангельский, Г. А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007. – Москва: Манн, Иванов, Фербер, 2006. – 224с.
  4. Архангельский, С. И. Теоретические основы научной организации учебного процесса / С. И. Архангельский. – М.: Прогресс, 1975. – 254с.
  5. Аслетт, Д., Картаино, К. Как успевать жить и работать. - М.: АСТ, Астрель, 2007. – 160с.
  6. Беспалов, Б. И. Анализ представлений о времени в тайм-менеджменте // Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ярославль. – 1т. – 2006. – с.108-112.
  7. Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А., Солдатченко А.Л., Рабина Е.И., Царан А.А., Веденеев И.А. Профессионально-личностное становление студента вуза: коллективная монография / Под ред. Савва Л.И.- Уфа: РИО «Аэтерна», 2015. 298с.
  8. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. - №5 – с. 16-20.
  9. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512с.
  10. Якунин, В. А. Обучение, как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988. – 160с.
  11. Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Pavlova L.V., Rabina E.I. Student's time-awareness formation: self-organized personality as promoting factor for mental health //The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2017. P. 858-864.