"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки
Шевцова Маргарита Александровна – студентка Института энергетики и автоматизированных систем Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.
Балаченков Дмитрий Анатольевич – аспирант Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.
Аннотация: В данной статье раскрывается сущность понятий «самоорганизации», «самоорганизация времени студента», дается анализ педагогических условий самоорганизации времени студента применительно к процессу самостоятельной работы, представлены рекомендации студенту по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: Самоорганизация, педагогические условия, самостоятельная подготовка, самостоятельность, концентрация, внеурочное время.
На данном этапе современной действительности от студентов и специалистов очень часто требуется большое количество новой информации в самых разных моментах жизнедеятельности. Получить ее возможно благодаря стараниям и усилиям, если выполнять все своевременно и в самый короткий срок, не требуя больших затрат.
На сегодня каждому студенту в сфере высшего профессионального образования очень важно уметь ценить свое время, планировать, организовывать и держать под контролем его как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Анализ учебных планов показал, что большая часть времени сейчас отводится на усвоение дисциплин в самостоятельном режиме. Именно поэтому каждому студенту важно уметь правильно распланировать свое время, чтобы в процессе самостоятельной подготовки он сумел выполнить все задания в срок максимально продуктивно.
Целью данной статьи является определение и обобщение условий, направленных на самоорганизацию собственной работы студента как в учебное время, так и во вне его.
Самоорганизацией ученые называют процесс, в течение которого возможно создать, воспроизвести или усовершенствовать организацию сложной динамической системы, направленную на установление порядка в это системе. Самоорганизация же собственной работы понимается нами как сознательная деятельность учащегося, упорядоченная во времени и направленная на целеполагание, планирование, рациональную организацию времени, а также самоконтроль и проведение анализа работы, выполняемой студентом самостоятельно.
Поступление в вуз является совершенно новым этапом жизни бывшего школьника. Адаптация и трудности, которые случаются в начале обучения в высшем учебном заведении, вызваны тем, что студент, учась на первом курсе, привычно организует свой учебный процесс как в школе по классно-урочной системе, хотя ему на смену уже приходит лекционно-практический принцип обучения. Обучение в вузе сопровождается поступлением большого потока новых знаний и выстраивается на тесном взаимодействии учебно-познавательной деятельности и научной при этом основываясь на активной работе и самостоятельности самих студентов.
Самостоятельная работа учащегося нуждается в интенсивном умственном труде, который для начала необходимо правильно организовать, а затем и стимулировать.
Нами проведен социальный опрос «Организованный ли вы человек?» между студентами 1-2 курсов в возрасте 17-20 лет. Опрос заключался в исследовании причин неорганизованности студентов вуза и поиске способа решения данной проблемы. В результате проведения опроса мы пришли к следующему:
Итак, давайте на основе этого сформулируем несколько советов для того, чтобы эффективно и продуктивно управлять своим временем:
Попробуйте начать вести ежедневник или записывать свои задачи в электронный дневник, блокнот. Если вы начнете подробно расписывать все, что вам необходимо сделать, то вероятность, что вы успеете выполнить всё в определенно поставленный срок и ничего не забудете, будет гораздо выше. Это, безусловно, для каждого студента является очень важным.
В работе Рабиной Е.И. определена структура самоорганизованной во времени личности студента, она представлена совокупностью трёх связанных между собой блоков:
При этом мотивационно-ценностный блок вбирает в себя осознание времени, ценностей человека, понимание организации своей работы во временном промежутке. Когнитивный блок – это знание особенностей своей личности, знания способов самоорганизации во времени. Действенно-рефлексивный блок - компетенции в области целеполагания, компетенции в области планирования, компетенции в области рациональной организации времени, рефлексивные умения в области самоорганизации во времени.
К методам самостоятельной подготовки студентов относят:
Наблюдение за единичными объектами подразумевает восприятие этого объекта, с целью выявить признаки, отличающие его от других.
Сравнительно-аналитическое наблюдение дает возможность развивать у студентов произвольное внимание. Конструирование помогает лучше понять сущность предмета, глубже в нее погрузиться и рассмотреть связи материла, который изучается, а затем, когда тема изучена полностью, сделать необходимые выводы.
Решение задач помогает улучшить свою память, помогает углубиться и проверить умения студента и его возможность усваивать знания.
Благодаря возможности работать с источниками информации, студент приобретает необходимые знания и навыки, например: возможность вычленять главное, создать правильный алгоритм и следовать ему в работе, научиться правильно построить логическую цепочку связи, суметь самостоятельно добывать нужную информацию, систематизировать ее и обобщать.
Исследовательская деятельность — это всё вышеперечисленное в одном общем ключе, направленное на то, чтобы правильно поставить цель исследовательской работы, способность ее выполнить и реализовать в дальнейшем.
Список литературы