"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Профессиональная деформация сотрудников следственных органов, подвергшихся стрессовым ситуациям

Чернобровкина Мария Александровна – студент магистратуры Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета.

Свистунова Екатерина Владимировна – доцент, кандидат психологических наук Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета.

Аннотация: Ряд профессий требует наличия у субъекта определенных личностных качеств, которые в процессе деятельности приводят к заострению данных качеств и, как следствие, эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности. На примере результатов диагностики сотрудников следственных органов, подвергшихся стрессовым ситуациям, удалось выявить черты профессиональной деформации.

Ключевые слова: Профессиональная деформация, стресс, девиация, арт-терапия, диагностика, сотрудники следственных органов, тест Роршаха.

Профессиональная деформация формируется в результате заострения некоторых качеств личности под воздействием профессиональной деятельности и относится к социокультурно обусловленному виду. Как правило, в основе любой деформации лежит восприятие индивида окружающей реальности, поэтому зачастую наблюдается полная ее спаянность с личностью. И все же - можно ли считать профессиональные деформации явлением несоответствия социальным нормам, или же воспринимать их как личностные особенности человека?

Как считает В.Д. Менделевич, «в процессе длительного занятия какой-либо профессией могут формироваться профессионально значимые "опознавательные" личностные черты, отличающие представителя одной профессии от другой» [1, с.216]. В данном случае это еще не считается деформацией. Профессия либо развивает "типичный психологический портрет", либо в силу влияния специфичности формирует деформации поведения. Сотрудник теряет равновесие себя с собой и с миром (принятие общечеловеческих принципов, следование своей миссии, реализация) - теряется адаптация личности к социуму, а также переносится поведение во вне профессиональную деятельность. Как следствие, происходит деформация личности.

Основной задачей начального периода исследования было проанализировать результаты арт-терапевтической диагностики (отрицательные или положительные) и выявить характерные черты деформации. В основу статьи легли результаты качественных и количественных исследований, был проведен сбор, анализ и интерпретация данных, а также подсчет идентичных результатов. Испытуемыми выступили сотрудники следственных органов после перенесенных стрессовых ситуаций. Методами исследования стали арт-терапевтическая диагностика и проективный тест чернильных пятен (тест Роршаха). Они позволили выявить особенности и характерные черты профессиональной деформации, свойственные данной группе испытуемых.

Следующей ступенью исследования станут индивидуальные и групповые арт-коррекционные работы с учетом всех зафиксированных внутренних конфликтов испытуемых, акцентуированных черт группы. Арт-терапевтическая практика позволит снять эмоциональное напряжение, проработать внутриличностные конфликты и развить навыки саморегуляции.

Арт-терапия в России на данный момент не имеет статуса самостоятельной специальности, что привело к ее бессистемному использованию - мало собрано исследовательских материалов по арт-коррекционной работе. В рамках психодинамического направления выделяют два подхода в арт-терапии: в первом, искусство является лишь средством, во втором - источником развития личности. И все же, несмотря на активное внедрение арт-терапевтических методов при оказании психологической помощи людям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, ее диагностический потенциал остается слабо изученным. Именно поэтому в своем исследовании вместе с диагностикой использовался проективный тест чернильных пятен, который позволил дополнить психологические портреты испытуемых. Благодаря количественному сбору данных получилось обнаружить характерные черты профессиональной деформации у сотрудников следственных органов, подвергшихся стрессовым ситуациям. Сами испытуемые считали свое поведение «обыденным» и «повседневным».

Для исследования были специально отобраны испытуемые разного пола, возраста и места проживания. Объединяющим фактором была профессия и наличие стрессового состояния, точнее устойчивого патологического состояния (УПС): «состояние дезадаптации, которое остается в пространстве прошлого в виде незавершенного гештальта» [1, с. 16].

Результаты диагностики и тестирования выявили наличие у 80% опрошенных депрессивного и субдепрессивного состояния, у более 85% - стереотипии мышления, 75% - ипохондрических расстройств и неврозов. Многие ответы при проективном тестировании указывали на деструкцию (например, «взрывы», «трупы»), агрессию (например, «оружие», «огонь», «драки»), и тревогу. Показательным фактором тревожного состояния стали анатомические ответы (например, «легкие курильщика», «внутренние органы после ДТП», «внутренние органы после падения», «органы в разрезе»). Согласно статистическим данным, такие ответы говорят о чувстве внутренней пустоты и холодности, а также внутренней неуверенности. Все респонденты при опросе вели себя нервно, скованно, недоверчиво, испытывали боязнь неопределенности.

В качестве арт-терапевтического метода диагностики испытуемым была предложена индивидуальная карта целей. На листе бумаги было необходимо обвести свою руку, и заполнить «карту» различным ландшафтом, указать цель и проложить маршрут. Половина опрошенных свой маршрут изображали обособленно от точки цели, расположение на пути было либо в начале, либо примерно на середине. Сам ландшафт не отличался оригинальностью, как и в проективном тесте, прослеживалась стереотипия мышления (например, горы, лес, озера).

Завершающим этапом профилактики станет повышение и положительное подкрепление самооценки "девиантов": отход от шаблонности, снижение акцентированности, выражение самого себя, ведение внутреннего диалога (интроспекция) и другие известные психотерапевтические подходы. Психотерапевтические методики предоставляют человеку данные «…о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов…» [2, с. 326], а также оказывают «…активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни…» [2, с. 326]. Будет прокладываться путь к подсознанию испытуемых для коррекции поведенческих и эмоциональных профессиональных нарушений.

Необходимо создавать условия для обращения за психологической помощью и психотерапией лиц с психологическими проблемами, реакциями дезадаптации. Для этой цели могут создаваться группы личностного роста, семинары и тренинги, а также проводиться арт-терапевтические мастер-классы.

Список литературы

  1. Киселева, М.В. Загадка арт-терапии, или Пробуждение внутреннего ребенка / М.В. Киселева. – СПб.; М.: Речь, 2018. – 80с.
  2. Колесникова, Г.И. Девиантология: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Г.И. Колесникова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 175 с.
  3. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.