"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Тенденция влияния информационной инфраструктуры на реализацию бизнес-процессов

Сыйазбек Ерлан Куанышбекович – студент магистратуры Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова.

Найманова Динара Сакеновна – кандидат педагогических наук, доцент Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова.

Аннотация: В данной статье описывается тенденция влияния информационной инфраструктуры на реализацию бизнес-процессов.

Ключевые слова: Инфраструктура, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, информационная инфраструктура, корпоративная информационная инфраструктура.

Как экономическая категория «инфраструктура» изучена еще недостаточно и трактуется до сих пор по-разному.

Инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы, что инфраструктура в обычном ее понимании не создает самостоятельного продукта в материально-вещественной форме, она лишь обеспечивает определенные условия для его производства, что не совсем верно для информационных ресурсов предприятий.

Поскольку инфраструктура охватывает всю сферу промышленности, то традиционно, в промышленности принято выделять производственную инфраструктуру (по производственной, материальной сфере деятельности) и социальную инфраструктуру (по социальной сфере деятельности). Под производственной инфраструктурой понимается совокупность материально-технических систем, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в ходе промышленного производства, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состояло в техническом обслуживании и сопровождении основных процессов производства.

Под социальной инфраструктурой сегодня понимается совокупность активов корпорации, обеспечивающих удовлетворение социально-бытового и культурного уровни работников предприятия и, в первую очередь, менеджеров предприятия.

Однако представляется целесообразным наряду с указанными выше инфраструктурами выделить также информационную инфраструктуру, обеспечивающую информационными ресурсами все уровни управления предприятием

Под корпоративной информационной инфраструктурой понимается совокупность программно-технических средств и организационно-административных мероприятий, обеспечивающих в совокупности безопасную обработку данных и информационное обеспечение бизнес-процессов внутри корпорации, а также адекватные возможности по обмену информацией с внешними организациями.

За последние несколько десятилетий две технологические тенденции изменили многие представления о корпоративных ИТ-инфраструктурах: коммодитизация и облако. Что касается первой тенденции, то наличие относительно дешевого оборудования и «корпоративного» программного обеспечения позволило организациям создавать свои собственные ИТ-инфраструктуры. Тем не менее, несмотря на все усилия ИТ-руководителей и специалистов по планированию, большинство этих инфраструктур начинают жить самостоятельно, часто усложняясь до такой степени, что становятся неуправляемыми.

Созревание облачных технологий в последние несколько лет, по-видимому, предлагает лицам, принимающим решения в области ИТ, привлекательное решение этой проблемы: решение проблем с инфраструктурой на стороне. Несмотря на широкое разнообразие вариантов сочетания товаров и облачных решений основная проблема все еще остается: в облаке можно создать столько же беспорядка, сколько и в собственном центре обработки данных. Более того, рекламируемые преимущества облачных корпоративных решений могут быть иллюзорными: клиенты часто считают, что решения негибкие, а серьезные изменения могут стоить значительных денежных сумм.

При этом информационная инфраструктура следует двум положениям:

  1. На этапе создания и практического формирования информационного продукта (услуг) информационная инфраструктура должна предоставить всё необходимое для построения эффективной бизнес - системы и реализации ее целей и задач, что позволит контролировать этот процесс, управлять им и реализовывать в намеченные сроки.
  2. На этапе внедрения информационного продукта в уже функционирующий рынок правильно спроектированная информационная инфраструктура должна обеспечить надежное функционирование и взаимодействие всех входящих в бизнес - систему бизнес - процессов и бизнес - объектов посредством бизнес-функций таким образом, чтобы представить полный комплекс ресурсов, механизмов и инструментов управления предприятием как системой, развитием всех его бизнес-процессов на протяжении всего жизненного цикла предприятия.

В сегодняшних условиях выбор той или иной стратегии построения информационной инфраструктуры корпорации является одним из необходимых условий успешного развития и процветания бизнеса и представляет собой сложную научную проблему.

Актуальность данной проблемы обусловлена:

  • переходом от традиционных принципов управления к управлению бизнес-процессами в бизнес - системе;
  • постоянным изменением качественного содержания информационной инфраструктуры за счет факторов морального старения аппаратной и программной части информационных активов;
  • реструктуризацией основных активов корпорации в случаях купли-продажи всех (или части) ее активов;
  • увеличением активов корпорации за счет возможного слияния и поглощения других компонент, не относящихся к данной корпорации.

В настоящее время информационная среда промышленного предприятия развивается, как правило, спонтанно. Поэтому инфраструктура предприятия неизбежно терпит серьезные изменения, а большинство ее элементов, в особенности интерфейсы и взаимосвязи между компонентами, недостаточно документированы и доступны для понимания лишь отдельным узким специалистам.

Хотя внедрение средств мониторинга и управления формально не связано кардинальными изменениями существующих бизнес-процессов, однако в ряде случаев этот шаг инициирует изменения, обеспечивая руководство предприятия аналитической информацией для принятия решений и определения направления стратегического развития.

Результативность применения технических средств мониторинга и управления зависит от двух факторов: от технических характеристик и возможностей использования средств, а также способов их применения.

Примерами таких средств являются платформы управления, позволяющие осуществлять наиболее полный сбор информации со всех элементов информационной инфраструктуры (как аппаратных, так и программных), отфильтровывать и обобщать накапливаемую информацию. Точечные же решения при «лоскутной» автоматизации имеют ограниченную эффективность, а при большом их количестве и разнородности сами превращаются в источники проблем.

Важным моментом является контекстное представление собираемой информации в форме информационного контента. На каждом уровне иерархии с учетом интересов каждой конкретной службы и департамента предприятия эти представления могут различаться. При соответствующем уровне обобщения информации ее представление в технических терминах теряет смысл. Эффективным становится представление в виде информационного контента, например, диаграммы прохождения бизнес-процессов. Такое представление позволит подойти к оценке, управлению и планированию информационной инфраструктурой предприятий как к управленческой деятельности.

Система управления информационной инфраструктурой может быть построена на основе концепции «Интеллектуального предприятия», целью реализации которой является интеграция управления сетевой, информационной и инженерной инфраструктурой бизнес-процессов. Решения в области «Интеллектуального предприятия» позволяют на базе системы управления информационной инфраструктурой объединить все рыночные, деловые, технологические и информационные процессы современной промышленного предприятия, также эффективно отслеживать их зависимость от его инженерной инфраструктуры.

Согласно предлагаемой концепции, инфраструктура должна выступать как «двигатель» бизнес - процессов, при этом, очевидно, что эффективность функционирования инфраструктуры отражается на ходе бизнес-процессов.

Информационная инфраструктура должна рассматриваться как основа бесперебойного функционирования бизнес - процессов. При этом технология управления уровнем сервиса, предоставляемого информационной инфраструктурой, позволит перейти от технического подхода к бизнес - ориентированному. В этом случае решение по управлению уровнем сервиса обеспечит мониторинг доступности и уровней сервисов, предоставляемых сетями, системами и приложениями.

Список литературы

  1. Балукова В.А. Методология корпоративного подхода к реструктуризации промышленных предприятий в условиях российской экономики - СПб.: СПбГИЭУ, 2002.-204 с.
  2. Материалы сайта Информационные технологии бизнеса: этапы развития, инструменты и безопасность [Электронный ресурс]. 2018. № 9. URL: https://www.kom-dir.ru/article/2291-informatsionnye-tehnologii-biznesa (Дата обращения: 25.01.2019).
  3. Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжинирин организационно и информационно технологии. М.: Финанс и статистика, 1997.-336 с.
  4. Федорков А.И. Методологи и организационны форм управлени пред приятие в условия переход к рыночны отношениям. СПб.: СПбГИЭА, 1998. 232.

Интересная статья? Поделись ей с другими: