"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Использование кейс-технологий в процессе формирования исследовательских компетенций студентов-бакалавров

Барашкина Светлана Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики дошкольного и начального образования Пензенского государственного университета.

Аннотация: В данной статье автор раскрывает вопрос о необходимости развития ключевых компетентностей студента-бакалавра, отобраны характеристики, позволяющие описать кейс-метод и придающие ему особую роль в работе со студентами на примере предмета «Методика преподавания курса» Окружающий мир». Автором приведены примеры использования кейс-метода в процессе развития исследовательских компетенций обучающихся в разных направлениях естественнонаучного образования.

Ключевые слова: Компетентностный подход, личность профессионала, предметные области, исследовательская компетентность, кейс-метод.

Актуальность компетентностного подхода в подготовке специалистов продиктована увеличением уровня неопределенности окружающей среды и динамизмом протекания процессов. Эти изменения определяют необходимость формирования новой личности профессионала - личности, не только знающей и умеющей, но и способной к творчеству, проявляющей исследовательскую компетентность. В рамках Международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», осуществляемого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистки, Швейцарии и США выявлены важные, с нашей точки зрения, характеристики ключевых компетентностей: неалгоритмичность (т. е. возможность решать сложные нестандартные задачи, требующие эвристических подходов), полифункциональность (т. е. возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (т. е. возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств). Рассматривая характеристики ключевых компетентностей применительно к исследовательской можно констатировать, что студент, осуществляя исследовательскую деятельность, решает поставленные задачи через эвристические подходы, не используя известные алгоритмы. В этом проявляется неалгоритмичность исследовательской компетентности. Студент, занимающийся исследовательской работой, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением студентами в исследовательской деятельности аналитических, критических, коммуникативных и других умений, личностных качеств, а также здравого смысла. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале[2, с.36-37]

Предмет «Методика преподавания курса «Окружающий мир»» ставит целью, не только сформировать у студентов-бакалавров исследовательскую компетентность, но и научить будущих учителей начальных классов формировать данную компетентность у обучающихся.

Высокая эффективность кейс-метода заключается в следующем:

  1. развитие навыков структурирования информации;
  2. освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
  3. актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
  4. эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
  5. разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;
  6. стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
  7. повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Значимым является вопрос о возможностях кейс-технологии в образовательном процессе, среди которых: повышение мотивации учения у обучающихся; развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности; развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения [2,с.35].

Для студентов-бакалавров являются значимыми результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»: умение работать с текстом; соотнесение теоретических и практических знаний; создание авторского продукта; появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем. Остановимся на содержании некоторых видов кейсов.

1. Практические кейсы

Учебное назначение кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Студент получат следующее задание: напишите эссе на одно из высказываний:

А) Ф. А. В. Дистервег: Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

Б) Д. И. Менделеев: К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

В) Артур Кларк: Любая достаточно ушедшая вперед технология неотличима от чуда. Подготовленное эссе может быть основой научной статьи.

2. Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в выборе направлений педагогической деятельности. Студенту предлагается выполнить следующее задание. Отметить верно ли данное утверждение?

А) Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов. Обучающемуся необходимо согласиться с данным суждением, или опровергнуть его.

Б) Задание данной группы предполагает владение понятийным аппаратом. Необходимо ввести свободный ответ. При выполнении задания студент может обращаться к разным источникам информации:

________________________ – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом.

В) Студенту предлагается выбрать один верный ответ из нескольких заданных. Например: Что не относится к проблемным методам обучения?

1. Репродуктивный метод.

2. Наглядный метод.

3. Исследовательский метод.

4. Объяснительно – иллюстративный метод.

5. Частично-поисковый метод.

Г) Расположите в правильной последовательности этапы проблемного урока:

1. Формирование умений и навыков.

2. Выдвижение предположений и обоснования гипотезы.

3. Доказательство гипотезы.

4. Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы.

5. Усвоение новых знаний и способов действия.

6. Проверка правильности решения проблемы.

Выполнение данных действий, позволяет, не только проверить знания обучающихся студентов, но и научит самостоятельному формулированию вопросов для выполнения заданий учащимися во время педагогической практики.

Наиболее интересными на наш взгляд являются научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о конкретной жизненной ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам, которые выполняет студент с позиции учащегося начальной школы . Примером может быть кейс по теме «Музеи Пензы». (УМК «Гармония» 3 класс)

Задание 1. Познакомься с информативной справкой о месте нахождения музеев на территории Пензы

1. Литературный музей на ул. Кирова, 2

2. Музей народного творчества на ул. Куйбышева, 45

3. Дом-музей В.О. Ключевского на ул. Ключевского, 66

4. Музей-усадьба В.Г. Белинского на ул. Белинского, 8

5. Пензенский государственный краеведческий музей на ул. Красная, 73

6. Музей-читальня им. И.Н. Ульянова на ул. Красная, 54

7. Музей им. Н.Н. Бурденко на ул. Лермонтова, 28

8. Музей одной картины им. Г.В. Мясникова на ул. Кирова, 11

9. Дом Мейерхольда на пр. Володарского, 59

10. Тарханы на ул. Лермонтова, 56

11. ГБУК Пензенская областная картинная галерея имени Савицкого на ул. Советская, 3

12. Музей Юрта на просп. Победы, 3

13. Музей истории Пензенской ТЭЦ-1 (теплоэнергоцентраль) на ул. Новочеркасская, 1

14. Городской музей почтовой связи на ул. Кирова, 68

15. Пензенский музей железной дороги ул. Октябрьская, 2

16. Дом-Музей им. Н. Н. Бурденко

Задание 2. Выполни практические действия

1. Тебе дан список музеев нашего города и их адреса. Отметь плюсом с левой стороны те музеи, о которых ты слышал. Подчеркни карандашом те музеи, в которые ты ходил.

2. а) В нашем городе есть _____________________________________ музей. Этот музей основан 9 (22) сентября 1905 года. Фонды музея содержат более 130000 экспонатов. Среди них окаменелости мезозойской эры: позвонки ихтиозавра, нижняя челюсть мозазавра, отпечатки на песчаннике плиозавра и пр. В музейной экспозиции представлены и кости животных кайнозойской эры — мамонта, бизона, носорога, гигантского оленя, а также зоологические и орнитологическая коллекции. Гордостью музея является одна из самых полных коллекций русского и мордовского народных костюмов и украшений. В нее входит почти 5000 предметов, в том числе верхняя распашная девичья одежда, свадебные наряды и головные уборы. Кроме того, в музее можно увидеть старинную утварь и предметы народных промыслов[1]. Впиши название этого музея.

б) Музей ____________был основан ещё в 1974 году, но после распада СССР в 1990 прекратил своё существование. Однако, в 2004 году его восстановили по крупицам и сейчас его коллекция насчитывает порядка 1,5 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории становления и развития железной дороги в Пензенской области со дня ее основания до наших дней. Широко представлены модели подвижного состава железных дорог мира и действующие макеты Пензенского железнодорожного узла, созданные руками руководителя музея Александра Сачкова. Здесь можно увидеть множество уникальных тематических коллекций, например, фрагменты первых рельсов, аппарат Морзе, которым пользовались до 1958 года, мебель конца ХIХ века, железнодорожную форму за последние 100 лет, архивные документы, целую галерею художественных полотен, книги, большую подборку кинофильмов и другие экспонаты, связанные с историей железных дорог.[1, с.23-26] Впиши название этого музея.

3. Представь, что тебе предложили открыть свой собственный музей. Выбери 4-5 экспонатов, которые стали бы основными в твоём музее. Ты можешь взять уже готовые экспонаты других музеев или предложить свои. Не забывай, что эти экспонаты должны быть объединены определённой тематикой. Напиши название экспонатов, которые ты выбрал. Если ты взял экспонат из музея - напиши рядом, в скобках название музея. Если ты взял свой экспонат – опиши его подробнее.

Кейс-технологии позволяют педагогу: отобрать наиболее значимый материал, при использовании которого требуется работа с научной информацией, фиксировать результаты в виде эссе или тезисов, апробировать результаты, полученные ранее, отобрать методики, сделать умозаключение. Работа над составлением кейс-заданий требует знаний теоретического материала и методического подхода. Решение кейс-заданий предполагает наличие интеллектуальных умений, полифункциональности обучающегося.

Список литературы

  1. Барашкина С.Б. Курс лекций по краеведению: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального и специального образования/ Барашкина С.Б.-Пенза: ПГПУ им В.Г.Белинского, 2010.-84 с.
  2. Бужинская Н. В., Миназова Л. И. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 34-38.