"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Терроризм смертников как реальная угроза безопасности в современном обществе

Бобров Владимир Михайлович – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Гусаренко Ярослав Романович – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается феномен террористов-смертников. Для подробного изучения данного вопроса обращается внимание на исторические предпосылки данного аспекта. В статье обсуждается психология смертников, а именно, внутренние побуждения (мотивация) на совершение террористического акта. Также, в работе приводится динамика и анализ преступлений террористической направленности, представленные Национальным антитеррористическим комитетом.

Ключевые слова: Терроризм, терроризм смертников, мотивация террористов, истоки терроризма.

Терроризм по всей своей масштабности и многих формах проявления превратился в одну из самых острых проблем в современном мире. Всяческие проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушают духовные, материальные и культурные ценности.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 марта 2006 года “О противодействии терроризму” терроризм – это, прежде всего “идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий. [1]

К настоящему времени в научных исследованиях по проблематике терроризма прослеживается довольно однозначное толкование термина «терроризм смертников».

Иванов С.Н. справедливо утверждает: «Феномен терроризма смертников рассматривается как метод проведения террористических акций, результаты которых напрямую связаны со смертью их исполнителей». [3] Невозможно с ним не согласиться, учитывая, что целью террориста-смертника является устрашение гражданского населения, сопровождающееся сознательным отказом исполнителя от спасения своей жизни, т.е. результат данного акта – смерть исполнителя.

Существует также определение, данное в Первой международной конференции по проблемам борьбы с террористами-смертниками - где под терроризмом смертников понимается - политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом, который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом”. [2]

Таким образом, рассматривая понятие «террорист-смертник» следует исходить из признака прямой зависимости успеха операции от смерти ее исполнителя, т.е. осознание исполнителем акции того факта, что если он не пожертвует своей жизнью, то террористический акт не состоится.

Первая волна террористов-смертников появилась ещё в XI веке и продолжалась вплоть до XV века в Персии - ассасины. Их лидером был Хасан ибн Саббах, который поручал своим последователям убивать высокопоставленных «грешников», а хашшашины (впоследствии заменили на французское слово «ассасины») для этого были готовы пожертвовать своей жизнью. Опасаясь за собственную жизнь, правители многих стран предпочитали вступать в переговоры с организацией Хасана ибн Саббаха. В ассасины вербовали крепких, молодых и наиболее холоднокровных людей из нищеты. Ассасины не должны были убегать с места преступления, а встретить смерть с улыбкой радости, именно такие специальные методы психологического воздействия использовались для укрепления бесстрашия на месте преступления.

В более поздний период наблюдались небольшие вспышки уже в регионе Юго-Восточной Азии (Суматра, Филиппины, юго-восточная Индия) на протяжении нескольких веков нападения террористов-смертников на колониальные власти под лозунгом освобождения от колониального ига. [3]

Далее, можно отметить, что в конце XIX - начале XX в. в России, Европе и США прошла волна террора. Нельзя сказать, что это были определённо террористы-смертники, так как слишком много убийств и покушений были совершены в адрес представителей власти (устрашение гражданского населения не являлось целью террористов).

Во второй половине XX века использование террористов-смертников проявлялось всё активнее и активнее. В 1983 году экстремистская организация «Хезболлах» заявила о себе тремя громкими террористическими актами с использованием смертников. Апрель 1983 г. - здание посольства США (погибло 63 человека), октябрь 1983 г. - казармы американских морских пехотинцев и штаб-квартира французского гарнизона миротворческих сил (в двух последних случаях погибли более 300 человек). Все три случая произошли в столице Ливана - Бейруте.

В СССР же актом террориста-смертника можно считать взрыв в мавзолее 1 сентября 1973 года. Неизвестный злоумышленник, спрятав под одеждой самодельное взрывное устройство, шёл в потоке детей. Охрана приняла террориста за школьного учителя. Поравнявшись с саркофагом с телом Владимира Ленина, террорист соединил контакты проводов на взрывном устройстве, в результате чего произошёл взрыв.

В результате произошедшего взрыва погибли 3 человека, включая самого террориста, и получили тяжёлые ранения четверо школьников. Этот взрыв не был первым подобным терактом - в сентябре 1967 года у Мавзолея Ленина житель Каунаса, некий Крысанов, совершил подрыв самодельного взрывного устройства. пострадало несколько человек - охранники и посетители, туристке из Италии оторвало ноги.

Если обратиться к курсу истории, можно сделать вывод, что, начиная с четвёртой четверти XX века по настоящее время, число терактов, совершённых террористами-смертниками, увеличилось. Основная тенденция совершения терактов в нынешнее время – религиозная волна, начавшаяся с 1979 года.

Исходя из всего вышесказанного, у большинства людей возникают вопросы, что же движет данной категорией террористов и где они находят мотивацию на совершения таких ужасных поступков.

Мотивация, как правило, определяется как “сила, стимул или влияние”, которое побуждает человека или организм действовать или реагировать. [4]

Существует мнение, что террорист-смертник является патологической личностью, характерные черты которой — нарциссическая агрессия, переживание страха, депрессивные состояния, чувство вины, авторитаризм, приписывание себе и другим недостатка мужественности, эгоцентризм. [5]

По мнению социального психолога и автора книги “Психология терроризма” Дмитрия Ольшанского, террорист - смертник, как и любой человек, и более того, как любое животное, обладает инстинктом самосохранения. Но он преодолевает страх смерти благодаря иррациональной вере в то, что только смерть очистит его от греха.

С самого детства детей от 6 до 15 лет забирают на специально подготовленные тренировочные базы террористов. Одними из ярких примеров таких баз, являются лагеря “Аз-Зарква”, “Аш-Шеркрак’, “Аль-Талаи”, где исламистские “педагоги” учат детей законам шариата, объясняют, как стать террористом-смертником и правильно убивать кяфиров (неверных), а также почему смерть во время террористического акта – это высшая степень благородия.

Психология террористов-смертников строится на невосприимчивой к противоречиям вере в то, что “смерть за Аллаха – дорога в рай”. Совершая теракт, смертник глубоко убежден в том, что благе дело во имя Аллаха в скором времени откроет ему врата рая. И от этого он испытывает сильнейшее эмоциональное возбуждение. [6]

Представители израильских спецслужб, долгое время регулярно сталкивавшиеся с исламскими смертниками, выявили интересную особенность. Обследуя наиболее сохранные после терактов тела террористов, они обнаружили, что их половые члены часто обмотаны тряпками и проволокой. Оказалось, что это своего рода предосторожность против перевозбуждения в момент террористического акта. Согласно Корану боевики должны беречь себя для 70 девственниц, которые ждут их в раю.

Что касается вознаграждения смертника-исламиста, то, по словам его «учителей», он за свой поступок получает следующие привилегии:

  • загробную жизнь в раю;
  • возможность видеть лицо Аллаха;
  • благосклонность 72 юных невест, ублажающих его на небесах.

Помимо этого, смертник обеспечивает гарантированную жизнь на небесах 70 своим родственникам или ближайшим друзьям. Его семья после проведенной акции окружается почетом, а также получает финансовую поддержку в размере примерно 1 тыс. долл. При поступлении в учебные заведения младшие члены семьи обеспечиваются стипендиями.

Например, на цели содержания семей смертников в организации «Хезболлах», к примеру, ежегодно выделялось до 70 млн. долл. [7]

Таким образом, можно прийти к выводу, что терроризм-смертников является достаточно распространенной проблемой в современном мире, существует огромное количество организаций занимающихся вербовкой людей для совершения терактов данной направленности, но если говорить о Российской Федерации, то в направлении борьбы с терроризмом (в том числе с терроризмом - смертников) в последние годы прослеживаются успехи.

Динамика "преступлений террористической направленности" предоставленная Национальным антитеррористическим комитетом (НАК РФ) говорит о том, что террористических актов в России становится меньше. C 2010 года террористическая активность в Российской Федерации сократилась более чем в 30 раз (с 779 преступлений в 2010 году до 24 в 2017 году). Количество терактов снизилось в 10 раз.

Вместе с тем следует отметить, что в стране не удалось предотвратить целый ряд громких резонансных терактов, многие из которых были совершены террористами смертниками. Это подрыв “Невского экспресса” (2009 года), серия взрывов 29 марта 2010 года в Московском метро на станциях метро “Лубянка” и “Парк Культуры”, теракт 24 января 2011 года в аэропорту “Домодедово”, теракты в Волгограде (21 и 29 октября, 30 декабря 2013 года).

Исходя из этого, несмотря на статистические данные, работа в данном направлении должна быть продолжена, дабы не повторить трагедии, которые пережила наша страна в 21 веке, да и эксперты в данной сфере не исключают, что в будущем террористы-исламисты вернутся в Россию для участия в террористической деятельности с учетом приобретенного боевого опыта в Сирии.

Список литературы

  1. О противодействии терроризму: Федеральный Закон от 6 марта 2006г.N 35-ФЗ // Собр. Законодательства Российской Федерации. 2006. N 11 ст. 1146.
  2. Конференция высокого уровня руководителей контртеррористических ведомств государств-членов, 28-29 июня 2018 года. Нью-Йорк. США.
  3. Иванов, С.Н. Терроризм смертников: исторический аспект/ С.Н. Иванов//Вестник Удмуртского университета. Серия “Экономика и право”. 2008. №1. С.126-135.
  4. Корзенко,Н.И., Нужаева, М.Н. Мотивация и нейролингвистическое программирование/ Н.И. Корзенко, М.Н. Нужаева// Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №2. С. 80-83.
  5. Соснин, В.А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов смертников//Национальный психологический журнал. 2010. №2. С.52-56.
  6. Чернов, А.Ю., Буланова, И.С. Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма//Logos et Praxis. 2013. №1. С.115-120.
  7. Мамытов, Т.Б. Мотивация террористической деятельности//Символ науки. 2016. №6. С.270-275.

Интересная статья? Поделись ей с другими: