"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Пробелы законодательства в сфере социальной защиты граждан, имеющих детей

Смирнова Юлия Евгеньевна – магистрант Социально-психологического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме социальной защиты граждан, имеющих детей, на примере регионального законодательства различных субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Социальная защита; граждане, имеющие детей; нормативный правовой акт, ежемесячное пособие.

Эффективная система социальной защиты населения является первостепенной задачей каждого государства, провозгласившего своим политическим режимом демократию.

На сегодняшний день финансовое обеспечение отдельных категорий граждан, нуждающихся в материальной поддержке, имеет особенно важное значение.

В настоящее время в условиях экономического кризиса органам государственной власти Российской Федерации необходимо уделять особое внимание выработке современных подходов к организации надежной социальной защиты населения как на федеральном, так и региональном уровне.

Важнейшим объектом социальной защиты, на наш взгляд, являются граждане, имеющие детей. К большому сожалению, на данный момент отсутствует нормативный правовой акт федерального уровня, который устанавливал бы необходимые минимальные меры социальной защиты граждан, имеющих детей и многодетных семей.

Согласно положения статьи 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации [1].

Таким образом, как мы видим, данный вопрос отнесен законодателем к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При таком подходе законодателя право граждан на социальную защиту, имеющих детей, напрямую зависит от их места проживания (места постоянной регистрации). Такой способ установления правовых гарантий и защиты противоречит конституционному принципу равенства прав граждан независимо от их места жительства.

В зависимости от предусмотренных бюджетом финансовых средств в различных субъектах Российской Федерации размер пособия устанавливается по-разному. Данное обстоятельство является ярким проявлением социального неравенства.

Так, Законом Кемеровской области от 14 января 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семьи в Кемеровской области» в п. 10 ч. 1 ст. 3 установлено ежемесячное пособие на ребенка, размер которого 1000 рублей [2]. Законом Красноярского края от 9 декабря 2010 года № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» в ч. 2 ст. 10 установлено ежемесячное пособие семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) - инвалиды, в размере 1166,38 рубля [3]. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Московской области 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» размер пособия на ребенка составляет на детей: до полутора лет - 2228 рублей; от полутора до трех лет - 4248 рублей; от трех до семи лет - 1115 рублей; от семи и старше - 558 рублей [4].

Из анализа отдельных положений некоторых региональных нормативно-правовых актов, приведенных нами в качестве примеров, регулирующих общественные отношения в сфере защиты граждан, имеющих детей, следует, что условия получения и размер ежемесячных выплат могут сильно отличаться в зависимости от конкретного субъекта РФ.

При всем вышесказанном, стоит отметить, что статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [5].

Подводя итог, стоить сказать, что необходимо установить единые условия получения и минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка в нормативном правовом акте федерального уровня, поскольку конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не должен нарушаться в результате отнесения данного вопроса к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы

  1. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Кем. гос. ун-та.
  2. О мерах социальной поддержки многодетных семьи в Кемеровской области. [Электронный ресурс]: Закон Кемеровской области от 14 января 2005 года № 123-ОЗ (с изменениями на 16 декабря 2013 года) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Кем. гос. ун-та.
  3. О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае. [Электронный ресурс]: Законом Красноярского края от 9 декабря 2010 года № 11-5393 (с изменениями на 6 декабря 2018 года) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Кем. гос. ун-та.
  4. О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области. [Электронный ресурс]: Закона Московской области 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ (с изменениями на 28 января 2019 года) (с изменениями на 6 декабря 2018 года) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2018. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Кем. гос. ун-та.
  5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. : (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2014. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Кем. гос. ун-та.

Интересная статья? Поделись ей с другими: