"Научный аспект №1-2019" - Гуманитарные науки

Российско-палестинские отношения и их влияние на израильско-палестинский конфликт

Амро Аззам Х.М. – аспирант Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена анализу Российско-палестинским отношениям и их влиянию на израильско-палестинский конфликт, поскольку позиция России относительно конфликта повлекла за собой обоснованные утверждения о том, что российская внешняя политика возвращается на Ближний Восток и с мнением Москвы придётся считаться.

В статье рассмотрена история Российско-палестинских отношений; проанализирована Российская позиция и влияние России на израильско-палестинский конфликт.

Ключевые слова: Российско-палестинские отношения, израильско-палестинский конфликт, мировое урегулирование.

Российско-палестинские отношения имеют давнюю историю и богатые традиции. Русский и палестинский народы в основном связаны и объединены расположением Палестины, территория которой неразрывно связана с библейской историей, Святой Землей и Иерусалимом - местами, где родились три мировые религии - христианство, иудаизм и ислам.

В истории отношений между Россией и Палестиной были фазы восстановления и рецессии. Мировые войны, британское колониальное правление, арабо-израильские конфликты - конечно, препятствовали дальнейшему и позитивному развитию российско-палестинских отношений.

Несмотря на все потрясения в России, Святая Земля всегда имела огромный интерес и духовную заботу. Российские путешественники, скауты, ученые и паломники внесли важный вклад в изучение истории, этнографии, археологии, религии, языков и культуры Палестины и других стран Восточного Средиземноморья.

Рассмотрим основные сферы Российско-палестинских отношений. Дипломатические отношения.Первые официальные контакты между СССР и Организацией освобождения Палестины (ООП, политическая структура, направленная на создание независимого палестинского государства) начались в феврале 1970 года. По приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки делегация ООП посетила Главу Ясиру Арафата, председатель исполкома, Москва. В 1974 году было открыто отделение ООП в Москве (в то же время Организация Объединенных Наций и арабские страны признали ООП единственным законным представителем палестинцев), а в 1981 году она получила официальный дипломатический статус.

18 ноября 1988 года СССР официально признал государство Палестина. Это было провозглашено 15 ноября того же года на заседании Палестинского национального совета (ПНС) в Алжире (заседания ПНС проходили в соседних странах, что свидетельствует об участии арабских лидеров в решении палестинской проблемы).

В январе 1990 года офис ООП в Москве был преобразован в посольство. В 1994 году была основана Палестинская автономия (ПНА). В августе 1995 года в ПНА было открыто представительство Российской Федерации в Газе (с 2004 года - Рамаллах, город в центральной части Западного берега).

Договорно-правовая база. Первое межправительственное соглашение было заключено в 1988 году и касалось сотрудничества в области образования. Впоследствии Соглашение о культурном и научном сотрудничестве (1994 г.), Торгово-экономическое сотрудничество (1998 г.) о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Государственным управлением по административному и финансовому контролю ПНА (2008 г.) о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных вопросах (2014 г.).

Политические отношения. Россия была первой страной за пределами Ближнего Востока, которую Аббас (президент палестинского государства с ноября 2008 года) посетил с 30 января по 1 февраля 2005 года после избрания главой Палестинской администрации. С тех пор Аббас совершил 16 визитов в Россию. Президенты России посетили ПНА трижды (дважды Путин и один раз - Дмитрий Медведев). Главной темой встречи было ближневосточное урегулирование.

При формулировании своей позиции по этому вопросу Москва опирается на основные резолюции Совета Безопасности ООН, Арабскую мирную инициативу 2002 года и Дорожную карту 2003 года (предложенную четвертью международных посредников, Российская Федерация, США, Европейский Союз, ООН). Россия выступает за создание независимого палестинского государства, которое мирно существует с Израилем в границах 1967 года (Израиль оккупировал палестинские территории - Западный берег, Восточный Иерусалим и сектор Газа в результате шестидневной войны) и вывод израильских сил.

Россия как член «четверки» призывает к возобновлению прямых переговоров между Израилем и Палестиной, которые были прерваны после победы радикальной фракции ХАМАС на парламентских выборах в январе 2006 года (палестинское исламистское движение, отвергающее право Израиля на существование).

В декабре 2017 года после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переводе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим Москва выразила обеспокоенность, подчеркнув, что это может осложнить палестино-израильские отношения.

6 декабря официальный представитель Коммунистической партии России Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России «поддержать немедленное возобновление прямых израильско-палестинских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима».

Экономические отношения

Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество затруднено из-за сложной ситуации в регионе. Эта проблема усугубляется зависимостью Палестины от израильского экспорта и контролем Израиля над перемещением товаров и пассажиров между Западным берегом и сектором Газа, регулируемым Парижским протоколом 1994 года между Палестиной и Израилем.

По данным Федеральной таможенной службы России (ФТС), крупнейший товарооборот России и Палестины в 2015 году составил 3,4 млн долларов (в 2012 году - 580 тысяч долларов, в 2013 году - 832,5 тысячи долларов); в 2014 году - 893 тыс. грн). В 2015 году экспорт составил 2,4 миллиона долларов, а импорт - 1 миллион долларов. По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году товарооборот составил 2,3 миллиона долларов США, а в 2017 году - 2,9 миллиона долларов США. Продовольствие Россия импортирует фрукты и орехи из Палестины.

С апреля 2015 года, русско-палестинская межправительственная комиссия работает по торгово-экономическому сотрудничеству.

В июле 2016 года, группа Раздолье компаний и палестинская группа GoldenMill подписали контракт на поставку 70 тысяч тонн пшеницы для нужд палестинской стороны.

Кроме того, Россия оказывает гуманитарную помощь палестинскому народу. В последнем десятилетии, около 50 миллионов долларов США были выделены на закупку продуктов питания, медикаменты и палатки для палестинских беженцев. Поддержку оказали как правительство, так и агентства ООН.

Ежегодно Палестину, в частности Хеврон и Вифлеем, посещают около 300 тыс. Сотрудничество в других областях. За счет средств федерального бюджета, палестинцы получили с 1996 года стипендии для обучения в российских вузах (1997: 80 стипендий, начиная с 1998 года 100 стипендий в год, начиная с 2004 года, 150 стипендий в год). Палестинцы обычно получают медицинские и технические специальности в России.

В 1997 году Арафат передал Свято-Троицкий монастырь в Хевроне Русской Православной Церкви, а в 2000 году - Иерихон. В июне 2008 года по приказу Аббаса Россия приобрела три локации в Иерихоне.

В июне 2012 года в Вифлееме был открыт первый российский центр науки и культуры в Палестине. В сентябре 2014 года первая русская школа для местного населения началась там после 1917 года. В последние годы тема строительства русского культурного, делового и спортивного центра в Вифлееме обсуждалась и передавалась жителям города.

Позиция России в израильско-палестинском конфликте несколько отличается от позиции других посредников в процессе палестино-израильского урегулирования. Во-первых, речь идет не о параметрах возможного мирного договора, а о способах его достижения. В настоящее время, когда палестинцы пошли на односторонние действия из-за неудачи в переговорах с Израилем, новые компромиссные решения, предложенные российской стороной для разрешения конфликта, могут быть особенно востребованы.

Россия традиционно оказывала сильное влияние на ближневосточный конфликт. За свою более чем 60-летнюю историю Москва сумела стать союзником как еврейской, так и арабской стороны, в конечном итоге став коспонсором мирного процесса, пытаясь сохранить нейтральную и сбалансированную позицию.

Как изложено в Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна поставила перед собой цель «приложить коллективные усилия для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного решения арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание единого источника». Такое соглашение должно быть достигнуто при участии и рассмотрении законных интересов всех государств и народов, от которых зависит стабильность в регионе.

По мнению Российской Федерации, все палестинские силы, которые могут участвовать в диалоге с Израилем, должны быть вовлечены в мирный процесс, и, поскольку решение конфликта требует решения целого ряда проблем, список участников переговоров должен быть за счет региональных субъектов значительно расширяться. В настоящее время, когда палестинцы перешли к односторонним действиям из-за провала переговоров с Израилем, особенно востребованы новые компромиссные подходы к урегулированию конфликта, предложенные российской стороной.

Российское видение основных принципов мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, которое может быть обсуждено на Московской конференции и других подобных встречах, соответствует позиции международного сообщества и членов «четверки». Взгляды Москвы на параметры возможного мира неоднократно выражались в интервью и заявлениях российских лидеров и высокопоставленных чиновников Министерства иностранных дел.

Международные посредники за 20 лет мирного процесса не указывали прямо на границы Палестины и Израиля. 19 мая президент США Барак Обама выступил с речью в Государственном департаменте «Арабская весна», которая стала реакцией на революционные события на Ближнем Востоке и изменение ситуации вокруг палестино-израильского конфликта.

Обама был первым американским президентом, который заявил о необходимости скорейшего разрешения конфликта на основе восстановления в 1967 году взаимного добровольного территориального обмена в 1967 году. Российская сторона поддержала формулировку Вашингтона. Глава Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкин сказал, что Россия поддерживает создание палестинского государства в тех же границах, что и его столица в Восточном Иерусалиме.

На встрече с Обамой на саммите «Большой восьмерки», 26 мая президент Медведев подтвердил, что Россия поддерживает его предложение о границах 1967 года с учетом изменений, произошедших после Шестидневной войны.

Что касается деталей мирного урегулирования, взгляды России дифференцированы реализмом. В Москве понимают, что не только израильтяне, но и палестинцы должны идти на уступки. Самый болезненный вопрос остается об Иерусалиме. МИД России считает, что стороны должны решить его на последнем этапе переговоров. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, Западный Иерусалим должен быть приписан Израилю, а Восток - Палестине. Это не исключает, что священные места на востоке города могут быть переданы под контроль ООН или ЮНЕСКО, и все три монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам - должны быть представлены в международном органе, который будет ими управлять.

Еще одним сложным вопросом является требование палестинцев о возвращении беженцев и их потомков, которые покинули свои дома в результате войн 1948-1949 годов.

Эта проблема, как отметил Лавров, должна быть решена путем перемещения символического числа беженцев в Израиль и выплаты компенсации другим, поскольку говорить о возвращении всех беженцев нереально из-за желания Израиля уменьшить демографический баланс и сохранить еврейский характер государства. Россия также признает, что требование полной эвакуации десятков тысяч еврейских поселенцев с Западного берега является непродуктивным, и стороны должны найти компромисс в форме территориальной компенсации палестинцам за землю, где доминирует Израиль.

Таким образом, Россия не преследует каких-то жизненно важных интересов в отношениях с обеими сторонами. Экономические отношения с Израилем можно приравнять к второстепенным приоритетам, и ничто не может приравнять их к Палестине, кроме того, что стратегическая торговля в сжатые сроки выведет отношения на новый уровень. Учитывая это, а также бесполезность разрешения конфликтов, наиболее прагматичное отношение к России - оставаться в стороне и быть своего рода пассивным наблюдателем.

Список литературы

  1. Бетанов, И. О. Политология: краткий курс лекций: учебно-методическое пособие / И. О. Бетанов. - Гомель: ГомГМУ, 2018. - 167 с.
  2. Василенко, И. А. Политология: учебник / И. А. Василенко. - Москва: Юрайт, 2018. - 423 с.
  3. Горелов, А. А. Политология: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. - Москва: КноРус, 2018. - 180 с.
  4. Короленок, Л. Г. Основы политологии: пособие / Л. Г. Короленок. - Гродно: ГрГМУ, 2018. - 235 с.
  5. Мельник, В. А. Политология: пособие / В. А. Мельник. - Минск: Вышэйшая школа, 2018. - 366 с.
  6. Черкасов, И.А. Политология. Практикум: учебно-методическое пособие / Черкасов, И.А. - Минск: БГУФК, 2018. - 260 с.