УДК 347

Правовое регулирование корпоративных конфликтов в зарубежных странах

Деревянкина Алеся Николаевна – магистрант Тамбовского государственного технического университета.

Аннотация: Система корпоративного управления, широко распространенная в зарубежных странах, служит средством обеспечения баланса интересов различных групп лиц, вовлеченных в деятельность акционерного общества, а следовательно, обеспечения его инвестиционной привлекательности. В данной статье рассматриваются основные направления правового регулирования корпоративных конфликтов за рубежом, проанализирован наиболее полезный опыт и возможность его использования в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конфликт, корпоративный конфликт, корпорация, правовое регулирование, копоративное право, медиация.

Опыт зарубежного законодательства играет огромную роль во время адаптации экономики России к общемировой практике. Одно из центральных мест в праве многих иностранных государств занимает комплексное регулирование деятельности корпораций, представляющих собой общепринятые в современном мире формы объединения лиц и капиталов. В развитых странах корпорации прошли долгий путь становления и развития. Например, английские истоки корпоративного права уходят еще в средние века, когда появились прообразы корпоративных структур. За это время был накоплен богатый опыт предотвращения и разрешения корпоративных конфликтов. Изучение и обобщение этого опта полезно для понимания процессов, происходящих в корпоративной сфере Российской Федерации. Объясняется это наличием проблем, которые в свое время уже возникали в других странах.

Основными чертами правового регулирования предупреждения корпоративных конфликтов в зарубежных странах являются следующие:

  1. Сочетание императивного и рекомендательного регулирования;
  2. Наличие нескольких уровней урегулирования – универсальный (ООН) и региональный (Совет Европы, ОАГ, Африканский союз и др.);
  3. Распространение требований принятия мер по предупреждению корпоративного конфликта на публичную и частную сферы;
  4. Использование для предупреждения корпоративного конфликта наряду с правовыми этическими нормами;
  5. Допущение различных моделей национально-правового регулирования предупреждения корпоративного конфликта;
  6. Наличие международного стандарта предупреждения конфликта и его универсализм, включающий принципы верховенства права; беспристрастности, объективности; надежности и прозрачности; обязанности заботиться; вежливости; профессионализма и подотчетности [6, с. 168].

Наиболее полезным считается американский опыт правового регулирования корпоративных конфликтов. Именно там, по мнению ученых, произошло зарождение корпоративного права. Американцы пришли к выводу, что для более успешной организации работы корпорации необходимо управление и оперативное разрешение конфликтной ситуацией, а судебное разбирательство и арбитраж не всегда самый выгодный и приемлемый способ урегулирования корпоративного конфликта. Именно США значительно повлияло на российское законодательство по корпоративному праву. В настоящее время существуют такие способы разрешения конфликта как переговоры. Особое внимание также необходимо обратить на разрешение спора при помощи медиации, которая появилась в России с 2011 г. С принятием ФЗ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1].

Институт медиации имеет ряд преимуществ перед иными применяемыми альтернативными способами урегулирования конфликтов, такими, как переговоры, примирение сторон, независимое разрешение, мини-процесс, установление обстоятельств, досудебное совещание и упрощенный суд присяжных. Слово «медиация» происходит от латинского «mediare», которое в переводе означает посредничать. Особенностью медиации является ее гибкость и неформализованность. Используя ее для урегулирования корпоративных споров, стороны свободны в установлении правил ее проведения, но также находятся в рамках, установленных нормами корпоративного права. Таким образом, необходимо помнить об ограничении сферы применения медиации: споры, затрагивающие публичные интересы, интересы третьих лиц, не могут быть урегулированы путем медиации, например, без участия этих третьих лиц.

Для России медиация является новшеством, но за рубежом медиация популярна и успешна среди многих компаний и граждан. Так, первые страны, которые законодательно закрепили процедуру медиации, были США, Канада, чуть позже страны Европы, Латинской Америки. Эффективность медиации можно наблюдать на опыте США, которые являются родоначальниками медиации. Сегодня в США с помощью процедур внесудебного урегулирования споров разрешаются до 80% конфликтов, причем из всех мировых решений 30% дает арбитраж (в России третейское разбирательство), а 70% - медиация [5, с. 17]. В Европе с 2004 года существует Европейский кодекс медиаторов, которым определяются основные принципы работы медиаторов.

Как показывает опыт зарубежных компаний, для повышения эффективности института медиации в организации необходимо обучение основам медиации, медиативному подходу сотрудников правовой службы компаний. Навыками медиативного подхода в идеале должны владеть все сотрудники компании, напрямую взаимодействующие с клиентами, что позволит им повысить профессиональную и конфликтную компетентность.

В Узбекистане ст. 115 Закона РУз «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 26 апреля 1996 г. содержит перечень способов защиты прав акционеров [2]. В целом, они практически полностью относятся к общим способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 11 ГК РУз. Особый характер корпоративных отношений предполагает детальное закрепление в корпоративном законодательстве норм, обеспечивающих защиту прав акционеров. Одним из способов разрешения корпоративных конфликтов, помимо судебного разбирательства является обращение в регулирующий орган за рынком ценных бумаг – Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан. Такой центр осуществляет контроль и обеспечение выполнения законодательства о рынке ценных бумаг, принимает меры по защите интересов на участие в управлении предприятием, а также может принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг [4]. Данный опыт можно использовать и в Российской Федерации.

Таким образом, можно делать вывод, что сфера корпоративного предпринимательства в зарубежных странах регулируется комплексно. В комплексе указанных мер присутствуют: деятельность законодателя по совершенствованию корпоративного права; судебные процедуры разрешения корпоративных споров; деятельность государственных административных органов по выявлению и расследованию нарушений корпоративного законодательства; деятельность саморегулирующих организаций; использование альтернативных процедур разрешения споров; формирование общественного мнения.

Особого внимания в зарубежной практике заслуживают два обстоятельства:

  1. В странах с развитой экономикой приоритетной является деятельность государства и негосударственных организаций, направленная на предотвращение корпоративных конфликтов.
  2. В момент завершения процесса перераспределения собственности наибольший интерес вызывает регулирование процессов слияний и поглощений.

В ходе дальнейшего развития российского законодательства, которое регулирует вопросы обеспечения и защит прав участников корпоративных правоотношений, совершенствования механизмов корпоративного управления, необходимо перенимать прогрессивный зарубежный опыт стран с развитым корпоративным правом, опираясь в данном случае на российские принципы и традиции.

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
  2. Закон Республики Узбекистан 26.04.1996 г. № 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»
  3. Волков В. Причины и логика корпоративных конфликтов // Top Manager. – 2013. – № 29 – 176 с.
  4. Гулямов С.С. Проблемы и особенности регулирования иностранных инвестиций в Республике Узбекистан // Хозяйство и право. – 2010. – № 7.
  5. Паринский А.И. Что такое медиация и кто такие медиаторы? / А.И. Паринский, К.А. Яковлева // Арбитражный управляющий. – 2010. - № 5. – С. 17-22.
  6. Рахмонкулов Х.Р, Гулямов С.С. Корпоративное право. Учебник. – Т.: ТДЮИ, 2004. – 707 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: