УДК 620.9
Дунаева Татьяна Юрьевна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.
Аннотация: В статье анализируется эффективность IT технологий в обеспечении образовательных услуг в системе высшего образования. Путь интеграции информационных технологий в учебные планы требует компьютеризации обучения и сотрудничества администрации университета с профессорско-преподавательским коллективом.
Ключевые слова: Высшее образование, компьютеризация обучения, оптимизация обеспечения образовательных услуг, IT технологии.
Современная эпоха – эпоха информационного общества. Информационные технологии способны сориентировать человека в новом информационном пространстве чрез средства информационно-вычислительной техники, что определяет и новые подходы в образовательом пространстве. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:
Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Определена прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности подчиненны решению задачи по созданию новой образовательной среды, где они включены в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.
Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства [1].
Применение компьютерных программных средств и Интернет по учебным дисциплинам позволяет преподавателю вуза не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, например, повысить мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу студентов при выполнении ими тренировочных тестов. Использование информационных технологий на занятиях помогает сделать преподавание содержательнее и эффективнее. Как показывает практика, компьютерные технологии можно использовать в различных ситуациях на разных этапах:
Современные высшие учебные заведения имеют интернет подключение в рамках различных государственных программ развития образования, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс.
В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:
В технологическом плане информационно-образовательную среду представляет программа Moodle – система управления курсами (электронное обучение) [2, С. 183-188; 3; 4; 5; 6]. В России программа известна как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой веб-приложение, предоставляющие возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Другой образовательный доступный ресурс – социальные сети – интерактивный многопользовательский веб-сайт.
Дидактически использовать ресурс можно как:
Помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют ЭОР, например, сайт Минобразования РФ, порталы «Грамота.ру», «Открытый колледж» и т.д.
Таким образом, ИКТ – это новые возможности в образовательной деятельности, где главную роль играет преподаватель, который своими личностными качествами должен увлечь студенческую аудиторию и поддерживать интерес в течение курса и подсказывать новые формы работы.
Список литературы