УДК 620.9

Интеграция инновационных технологий в систему высшего образования

Дунаева Татьяна Юрьевна – кандидат биологических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье анализируется эффективность IT технологий в обеспечении образовательных услуг в системе высшего образования. Путь интеграции информационных технологий в учебные планы требует компьютеризации обучения и сотрудничества администрации университета с профессорско-преподавательским коллективом.

Ключевые слова: Высшее образование, компьютеризация обучения, оптимизация обеспечения образовательных услуг, IT технологии.

Современная эпоха – эпоха информационного общества. Информационные технологии способны сориентировать человека в новом информационном пространстве чрез средства информационно-вычислительной техники, что определяет и новые подходы в образовательом пространстве. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:

Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Определена прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в совокупности подчиненны решению задачи по созданию новой образовательной среды, где они включены в учебный процесс для реализации новых образовательных моделей.

Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам всего университета в любое время и в любой точке пространства [1].

Применение компьютерных программных средств и Интернет по учебным дисциплинам позволяет преподавателю вуза не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, например, повысить мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу студентов при выполнении ими тренировочных тестов. Использование информационных технологий на занятиях помогает сделать преподавание содержательнее и эффективнее. Как показывает практика, компьютерные технологии можно использовать в различных ситуациях на разных этапах:

Современные высшие учебные заведения имеют интернет подключение в рамках различных государственных программ развития образования, которые облегчают обучение и ускоряют образовательный процесс.

В учебном процессе высшего учебного заведения изучение ИТ предусматривает решение задач нескольких уровней:

В технологическом плане информационно-образовательную среду представляет программа Moodle – система управления курсами (электронное обучение) [2, С. 183-188; 3; 4; 5; 6]. В России программа известна как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой веб-приложение, предоставляющие возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Другой образовательный доступный ресурс – социальные сети – интерактивный многопользовательский веб-сайт.

Дидактически использовать ресурс можно как:

Помимо электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют ЭОР, например, сайт Минобразования РФ, порталы «Грамота.ру», «Открытый колледж» и т.д.

Таким образом, ИКТ – это новые возможности в образовательной деятельности, где главную роль играет преподаватель, который своими личностными качествами должен увлечь студенческую аудиторию и поддерживать интерес в течение курса и подсказывать новые формы работы.

Список литературы

  1. Обучение в течение всей жизни – есть ли такая концепция в России? [Электронный ресурс]: https://lifelonglearningrussia.wordpress.com (дата обращения: 28.02.2018).
  2. Сайфутдинова Г. Б., Мироненко А. С. Возможность использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта. 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 183-188.
  3. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) [Электронный ресурс]: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (Дата обращения: 19.01.2018).
  4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – С. 57.
  5. Богданов И. В., Крутий И. А., Чмыхова Е. В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 1. – С. 72-84.
  6. Методические рекомендации по теме: «Использование ИКТ-технологий в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] https://edu.tatar.ru/.../методические%20рекомендации%20по%20ИКТ (Дата обращения: 5.02.2018).

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }