УДК 660.665.2

Исследование методов очистки моторных масел с осветлением

Комилов Муродилло Зоирович – кандидат технических наук, доцент Бухарского инженерно-технологического института.

Гафуров Ортик Ашур угли – студент Бухарского инженерно-технологического института.

Аннотация: В статье рассматривается методы очистки индустриальных, гидравлических и турбинных масел с осветлением. Удаление продуктов загрязнений из индустриального масла способствует продлению срока службы как самих масел, так и смазываемых ими деталей механизмов.

Ключевые слова: Масло, загрязнения, очистка, срок службы.

Индустриальные масла общего назначения служат для смазывания наиболее распространенных узлов и механизмов оборудования в различных отраслях промышленности. Масла И-20А (И-30А, И-40А, И-50А) - дистиллятные или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки либо из малосернистых нефтей кислотно-щелочной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов. Наиболее широко применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Применение указанных масел в тех или иных механизмах масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.

Основным видом загрязнений индустриальных масел являются механические примеси, поступающие от трущихся смазываемых рабочих поверхностей (частички металлов, пластмасс, резин из уплотнений и т.п.), а также сконденсированная влага. Кроме того, по мере эксплуатации в маслах накапливаются продукты окисления углеводородной основы, находящиеся в маслах в растворенном и коллоидном состоянии, которые также изменяют физико-химические свойства масла [1, c.74-78].

Наиболее доступным способом углубленной очистки индустриальных масел является термическое удаление влаги и извлечение загрязнений сорбентами с последующим отстаиванием масла или его фильтрованием (центрифугированием).

Известен способ очистки отработанных масел холодильных машин, заключающийся в том, что отработанное компрессорное масло холодильных машин предварительно очищают от аммиака (хладагента), затем перемешивают и разогревают до температуры 85 ± 5 °C, производят трехкратную промывку водой, для чего в перемешанное масло добавляют воду с температурой не менее 50 °C в количестве 50 % от массы масла, смесь перемешивают и отстаивают. Образовавшийся водогрязевой шлам дренируют, а очищенное масло подают в печь, где его нагревают до температуры 150 °C и направляют в испаритель для удаления паров воды. Затем масло охлаждают в охладителе до 80 °C, фильтруют, адсорбируют с использованием силикагеля для снижения кислотного числа, фильтруют и собирают в емкость для хранения.

Кратко технологический процесс очистки заключается в следующем: отработанное масло (для самого трудноочищаемого компрессорного масла холодильных машин) закачивается в бак – реактор, где производится его нагрев и нейтрализация аммиака. Нагретое и подготовленное масло дополнительно очищается от воды, механических примесей, продуктов окисления и остаточных “следов” аммиака в реактивных масляных центрифугах. Очищенное масло пригодно для повторного применения с ресурсом 90 - 95 % от ресурса свежего масла [1, с.133-137].

Список литературы

  1. А.М.Кулиев. Химия и технология присадок к маслам и топливам М.:Химия. 1998 г. 370 стр.

Интересная статья? Поделись ей с другими: