УДК 39

Организация эффективной научной работы студентов с использованием ИКТ

Герич Андрей Анатольевич – заведующий архивом Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье анализируются особенности организации научно-исследовательской работы студентов в вузах с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Ключевые слова: Online сервисы, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

В настоящее время в российской системе высшего образования принят компетентностный подход, который определяется – как ведущий методологический ориентир развития современного образования на всех его уровнях комплексный подход включает компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков) [1]. Профессиональное образование направлено на формирование компетенций общекультурных (ключевых), профессиональных (для профессиональной области) и специальных (узкопрофессиональных). Ключевые компетенции – это универсальные знания и умения, и одной из обязательных является – информационно-технологическая компетенция. Основной целью организации и развития информационно-технологической компетенции является использование информационных технологий в профессиональной подготовке обучающегося и предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемого в некоторой информационной среде, в которой осуществляется процесс коммуникации на языке этой среды – ее средств и технологий. В этой связи наиболее адекватным решением повышения эффективного обучения и развития информационно-технологической компетенции студентов представляет обучение с использованием online сервисов и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Повышение уровня научной подготовки студентов необходимо решать:

В системе высшего образования выделяются два вида исследовательской работы студентов: выполнение выпускных работ студента в учебное время, и – научная работа студента вне учебного плана: участие в научных кружках, конкурсах, конференциях. Формами НИРС могут быть: конкурсы докладов, проведение круглых столов и пр. Важно, чтобы результаты студенческих научно-исследовательских работ выносились на обсуждение в виде научных статей и докладов на научно-методических или научно-практических конференциях. Анализ результатов работы студентов является одной из важнейших форм мотивации молодых ученых к дальнейшей научной работе.

Для популяризации научной работы в среде студентов важно:

Соблюдение условий использования ИКТ и социальных сервисов для актуализации научной работы студентов ведет к построению системы адекватно отвечающей целям формирования научного потенциала будущего выпускника. Использовать онлайн сервисы можно для аудиторных занятий, но чаще они используются для самостоятельной работы, что дает возможность студенту выполнять учебные и научные задачи в любом удобном месте с точкой доступа в Интернет. Одно из преимуществ использования ИКТ и онлайн сервисов в том, что создав популярную страницу в социальных сетях, преподаватель может общаться с группой студентов весь период обучения. Работа онлайн с использованием ИКТ не конкурирует с традиционной формой обучения, а дополняет ее, мотивируя облегченным доступом к образовательному курсу в электронной форме, что активизирует интерес студентов к процессу обучения. Работа с ИКТ содержит все функции, формирующие общекультурные компетенции: развивающую, воспитывающую, классифицирующую [1, С. 197-200].

Использование ИКТ расширяет диапазон студента, например, на базе музея казанского энергетического университета был создан портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте (HistoriPlanetTatarstan). Почти все 100 % студентов в социальной сети ВКонтакте зарегистрированы, что освобождает от разъяснения технических аспектов. Группы в социальных сетях – это действенный метод руководства научными исследованиями, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент паблика). Студенты, зарегистрированные в группе, являются участниками научно-исследовательского кружка. Таким образом, в режиме онлайн студент получает дополнительное время для набора баллов в течение семестра, задания можно разделить по модулям семестра, где на каждый модуль изобретается паблик, который может носить многогранный характер. Студенты имеют возможность привлекать исполнителей из других групп, направлений подготовки, из других вузов или даже регионов и государств, так могут возникнуть первые научные контакты. Аттестовать труд студента в течение семестра можно по работе в группе: по наполнению паблика; через регулярность обновления информации; по степени признания среди студентов научных работ, по количеству поставленных «like»; по возможности применения опубликованного материала в других работах своеобразный «индекс цитирования студента». Вот здесь и необходим традиционный подход в образовании, так как уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава – это основа корректно построенного материала внутри паблика. Кроме того исследовательские материалы студентов публикуются в открытом доступе, это повышает требования к содержанию и оказывает положительное влияние на уровень мотивированности студента, который в случае положительной аттестации рекомендуется руководителем в качестве автора в научное издание с дальнейшим участием в конференции и пр. Работа в формате online, её популярность и публичность мотивирует молодого ученого на достижение высокого уровня научно-образовательной карьеры в течение всего срока обучения, что подтверждается публикационной активностью студентов.

Электронные образовательные ресурсы, выработанные через стандартизацию образовательных сред, применяемых с учётом особенностей преподавания в вузе, на взгляд автора это – основное направление развития методики российского образования на следующее десятилетие. Потенциал использования электронных образовательных ресурсов и социальных сетей связан с повышением интереса студентов к работе с интерактивными web-ресурсами, а значит и росту мотивации к процессу, что неизбежно поднимает качество обучения и предоставляет неограниченные возможности.

Таким образом, использование ИКТ повышает научную активность студентов, ведет к качеству приобретаемого образования и его успешной профессиональной реализации.

Список литературы

  1. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11 (65). Ч. II. С. 197-200.