УДК 39

Социальная политика государства в сфере семьи: проблемы, тенденции и перспективы

Юдина Наталья Анатольевна – кандидат химических наук, доцент кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты направления семейной политики в Российской Федерации для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни россиян.

Ключевые слова: Семейная политика, родительство, рождаемость.

В России, как и большинстве европейских государств, государственная семейная политика направлена на укрепление и развитие института семьи. В «социальную политику семьи» попадают, вопросы, связанные: с демографическим ростом населения, поиском путей сочетания ухода за детьми и внесемейной профессиональной активности членов семьи, гендерным равенством, борьбой с семейной и детской бедностью и т.п.

В науке и обществе представлены разные позиции относительно необходимости социальной помощи семье. В свою очередь, особенности оказываемой поддержки зависят от приверженности государства определенному типу семейной политики. Таким образом, направленность и объем социальной поддержки не является общепринятой и утвержденной международными стандартами мерой, а зависит как от идеологии и возможностей государства, так и от запросов населения.

Основные положительные изменения демографической ситуации в России связаны с новой Концепцией, разработанной на период до 2025 года и утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 [1]. Концепция определяет задачи для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни россиян. На сбережение и увеличение населения направлены такие национальные проекты как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения социально – экономических условий жизни населения и других факторов. В этом контексте важны меры, которые принимаются на региональном уровне. В законе определены региональные планы демографической поддержки, из местных бюджетов выделяют деньги молодым и многодетным семьям с низкими доходами. Так, например, в республике Татарстан семьи с тремя и более детьми приобретают статус многодетных и могут получить безвозмездно земельные участки от 3 до 15 соток. Работают целевые программы: «Дети Татарстана», «Профилактика правонарушений в Республике Татарстан», «Программа Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи», «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Татарстан». В республике Татарстан выделяется единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10 000 рублей на каждого ребенка; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до полутора лет, в размере 1000 рублей на каждого ребенка. За последние 15 лет рождаемость выросла почти в три раза. В 2010 году число первенцев составляло 57 процентов от всех новорожденных, в 2016-м – 55 процентов это вторые и последующие дети. Количество третьих детей возросло до 10 процентов. В 2016 году количество зарегистрированных в Казани рождений на 84 процента превысило показатель смертности. Это рекордная за 20 лет цифра: 10 раз больше, чем в 2010 году. За 15 лет смертность снизилась на 13 процентов [2; 3].

Государственная политика может побудить, в первую очередь женщин, принять решение в пользу родительства. Федеральные законы направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. Но при отсутствии адекватной социальной политики с каждым поколением число детей будет лишь уменьшаться, а полное восстановление демографических потерь будет невозможным.

Демографический кризис в России характеризуют следующие факторы: низкий уровень жизни большинства населения (прожиточный минимум в России на душу населения в конце 2016 года составил 9889 рубля), для индустриального государства этот уровень является крайне низким, от доходов населения зависит и качество жизни, и репродуктивное здоровье. Семье с детьми принадлежит особая роль в решении демографических проблем, поэтому помощь необходима.

Наблюдается рост так называемых гражданских браков, которым исследователи приписывают отложенные и несостоявшиеся рождения, рост неполных семей. На общероссийском уровне в 2010 г. из 24,9 процентов рождений, происходящих вне зарегистрированного брака, только 11,1 процентов (менее половины) были оформлены в органах ЗАГС по совместному заявлению родителей [4, С. 33-64]. Исследователи объясняют сложившуюся ситуацию, тем, что для одиноких матерей существуют специальные пособия и льготы. Кроме того, например, в Республике Татарстан отражается традиционная модель брака – реабилитирован религиозный брак «Никах», браки посредством «Никах» обществом не осуждаются и не являются обязательными для регистрации в ЗАГСе. Среди девушек считают «Никах» обязательным условием для начала близких отношений с парнем – 80,0 процентов [5, С 152-154; 6, С 59-65; 7, С. 199-203]. Семья и родительство для подавляющего числа россиян продолжает оставаться одним из условий счастливой жизни и нуждается в грамотной политической поддержке.

Таким образом, возможности российской семьи лежат в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством современных реалий жизни детной семьи.

Список литературы

  1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. http://www.demoscope.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).
  2. Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63 ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет».
  3. Казань в 2016 году установила новый демографический рекорд [Электронный ресурс] http://inkazan.ru/2017/01/09/kazan-v-2016-godu-ustanovila-novyj-demograficheskij-rekord/ (дата обращения: 21.03.2017).
  4. Бирюкова С., Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики. Демографическое обозрение. 2014. Т.1. № 3. С. 33-64.
  5. Сайфутдинова Г. Б. Реализация семейно-брачных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ. 2014. № 3 (23). С. 59-65.
  6. Сайфутдинова Г. Б. Брак, семья, родительство в республике Татарстан. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 6. Ч. 2. С. 152-154.
  7. Сайфутдинова Г. Б., Железнякова Ю.Е.,. Ляукина Г.А, Тактамышева Р.Р. Анализ перспективы родительства в России (на материалах республики Татарстан // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6 (Ч.1). С. 199-203.