Шихарев Денис Николаевич – аспирант Челябинского государственного педагогического университета.
Аннотация: Раскрывается актуальность развития военной педагогики. Подчеркивается историческая значимость военной педагогики в развитии вооруженных сил. Охвачен весь период развития военно-педагогической мысли, от практикоориентированного этапа развития до научного. В качестве ключевых факторов повышения значимости военной педагогики представлены результаты педагогической деятельности системы подготовки армии и флота в разное время.
Ключевые слова: Русская армия, воспитание, военная педагогика, период развития, боевые действия, образование.
В наше время для того чтобы разложить историографию по временным интервалам и проследить становление военной педагогики, необходимо провести ряд исторических исследований. Раскрывая проблемы в науке и практике, выделить этапы её развития. Выстраивая в хронологической последовательности социально исторические, научно-теоретические условия становления проблемы, обеспечивающих её развитие [4, с. 5].
Подготовка авиационных специалистов как для армии, флота, других силовых ведомств, так и для гражданских авиационных кампаний основывается на современных педагогических теориях. Культурно-исторический опыт, традиции обучения и воспитания, накопленные предками, не изжили себя, более того практика показывает, что отказ от них не даёт положительных результатов.
Если говорят, что история ничему не учит, то это верно в отношении тех, кто равнодушен к её урокам и последствиям. История учит того, кто заботится о будущем. История учит и даёт силы тому, кто внимательно изучает опыт прошлых поколений и принимает его с учётом современных факторов общественной жизни.
Армия и флот существуют с момента возникновения национальных государств. Первоначально это были немногочисленные постоянные вооруженные формирования. Для России период становления регулярных вооружённых сил определяется не ранее чем ХVII- ХVIII вв., которые связаны с именами последовательных государственных военных реформаторов – Петром Великим и его отцом Алексеем Михайловичем. Известны и другие имена – князей Святослава, Игоря, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, которые славными ратными победами показали свои военно-педагогические успехи.
В истории была лидирующей военно-педагогическая практическая мысль. Научная педагогическая мысль развивалась и проникала в армию по мере развития последней.
Весь период развития военно-педагогической мысли можно разделить на два этапа:
Развитие военно-педагогической мысли и национальные направления военной педагогики, зависят от развития педагогики в целом. Культурно исторический опыт развития Вооружённых Сил России показывает, что военно-педагогические знания и исторический опыт послужили основой в деле государственного и военного строительства. Но, при этом, отечественная военная педагогическая мысль имеет свои особенности, как по содержанию, так и по организационно временным аспектам.
Всякий раз, когда история России оказывалась на перепутье, перестраивалась система педагогической деятельности, менялась система подготовки армии и флота. Так было при Петре I (ХVII- ХVIII вв.), Екатерине II (ХVIII в.: Г. Потёмкин и Орловы), Александре II (1860-1870 гг.: Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров), Николае II (1905-1912), В.И. Ленине (1918), И.В. Сталине (1925-1929 гг. и в конце 40-х гг.).
В начале процесс передачи и обобщения опыта воспитания и военного обучения носил стихийный характер переходя от одного поколения к следующему в устных и практических формах. Вскоре с появлением письменности военно-педагогические знания стали отражаться в летописях, государственных актах, указах, а также в военно-исторических художественных произведениях. В дальнейшем приобретая новые знания, организованные формы армия становилась сильнее. Подтверждение этому является появление письменных уставов, наставлений, инструкций: «Уложения о службе» (1556г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и др. Их основные идеи – регулярное обучение и постоянное воспитание воинов армии. От солдата требовалось честно служить государю, знать своё место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».
Формируемые на регулярной базе "потешные" полки в XVIII в. стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания воинов.
Результаты боевых действий в начале Северной войны подсказывали по¬рядок и способы обучения и воспитания воинов в духе патриотизма.
Произошли большие изменения в плане подготовки войск к практическому обучению после Нарвского поражения, где было видно, что русская армия была психологически не готова к полевой войне, не хватало опыта и обучения в тактических приёмах и воспитания воинов. В указах того времени русским полкам разрешалось вступать в бой только в случае численного превосходства над противником. В ходе боевых действий войска обучались ведению боя, наступательным, оборонительным действиям, а победы поднимали моральный дух воинов.
Значительную роль в продвижении военно-педагогической практики сыграла Северная война. Были внесены коррективы в обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных. Начальники сделали дифференцированный подход в обучении молодых рекрутов и старослужащих, стали учить тому, "как в бою поступать".
В этот период получили свое развитие, духовные, нравственные (внушение страха Божьего) и военные (преданность государю и отечеству) аспекты воспитания. Практическая воспитательная деятельность в армии петровского времени принципиально отличалась от западной. В армиях европейских государств насаждалась "палочная" дисциплина, солдат рассматривался как «механизм, артикулом предусмотренный», а офицер – передатчиком команд (Фридрих II). В России главными в воспитании были нравственные начала. Петр I возложил на национальные офицерские кадры основные функции по обучению и воспи¬танию солдат.
После Петра I, в 30-40-е гг. XVIII в. в под¬готовке русской армии начали преобладать негативные тенденции над прогрессивными нововведениями петровских времен. Новые уставы и инструкции, составленные «временщика¬ми»: Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: внешне они не перестали соответствовать петровским требованиям, но потеряли личностный, национальный характер. В обучении войск стала осуще¬ствляться подготовка солдат к службе в линейном строю, их обучали беспрекословно выполнять приказы. По сути они были «пушечным мясом» и любая инициатива была наказуема. Изменению подверглась вся система: служба в армии являлась совсем не престижной, а скорее стала наказанием, на службу отдавали за провинности. О патриотизме речи уже не шло, солдаты не присягали на верность отечеству. Особо непонятливые и не покорные часто подвергались физическим истязаниям.
В 50-60-е гг. XVIII в. Большую роль в формировании военной педагогики сыграли именитые полководцы и политики: Суворов А.В., Потемкин Г.А. , Кутузов М.И., Салтыков П.С., Румянцев П.А., Панин П.И. , и др.
Президент военной коллегии Г.А. Потемкин (1784) продолжил прогрессивные традиции военной педагогики. Его инструкция говорила, что « солдат есть название честное ». Офицеры были самостоятельны, но были ограничены «Правилами начальства », которые не давали наказывать провинившихся солдат с применением силы. Его подчиненными были одни из лучших полководцев П.А. Румянцев и А.В. Суворов. В истории России эта незаурядная личность по-настоящему еще не оценена за вклад в военную стратегию.
Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, одним из первых занялся повышением эффективности военной подготовки используя опыт старослужащих, передавая их молодым солдатам. Постоянно проводил обучение войск, а в не военное время – с особым «вниманием». «Нравственный элемент» он считал основой воспитания «морального начала», при этом разделял воспитание, моральную подготовку, обучение и физическую подготовку.
В один период времени с П.А. Румянцевым А.В.Суворов создаёт многогранную военно-педагогическую систему, приоритетными чертами которой были:
А.В. Суворов не отделял воспитание от обучения, не противопоставлял одно другому. В основу его системы воспитания легло профессиональное, нравственное воспитание и физическая подготовка. В работах А.В. Суворова просматриваются следующие задачи профессионального воспитания: развитие у воинов смелости, бодрости, храбрости, надёжности, решительности и дисциплины; задачей нравственного воспитания является формирование правдивости, благочестия, верноподданнических чувств. Военно-педагогические идеи великого полководца нашли подтвержде¬ние в его славных боевых победах. Однако, военно-педагогические идеи не получили распространения во всей армии т.к находились в противоречии с представителями власти и не были признаны в верхних слоях царской военной бюрократии.
В конце XVIII в., благодаря деятельности, И.И. Бецкого, П.И. Шувалова М.И. Кутузова ,М.В. Ломоносова, и др., в России впервые организуются пять военно-учебных заведений закрытого типа (кадетские корпуса). Обучение приобретает планово-организационный характер.
В начале XIX в. в России начинается перестройка в структуре народного образования. С 1803 г. численность армии увеличилась за счёт доступного образования для простолюдинов. Совместно с кадетскими корпусами образованы гимназии для военных. В 1832 г была открыта военная академия для подготовки офицеров. До 1809 года действовали павловские строевые уставы, которые исключали офицерскую инициативу, но на практике они продолжали обучать солдат по-суворовски, что позволяло одерживать победы в сражениях [3, с.7].
На тот момент в России парадокс заключался в том, что с одной стороны демократия привела к появлению офицеров с новыми взглядами на военную педагогику, а также прогрессивных форм обучения и воспитания солдат. Об этом свидетельствует серия публикаций периодической печати и в "Военном сборнике". С другой стороны, в офицерской среде правительством насаждался дух покорности и раболепия. Проект Военно-учительского института не получил своего дальнейшего развития. Министр просвещения Уваров С.С. не поддерживал науку о воспитании. Офицеры были возмущены такой политикой властей и как следствие возник открытый протест со стороны «декабристов» в 1825 году.
После того, как восстание декабристов было подавлено, в стране началось время застоя и о развитии новых методик обучения солдат было забыто. Логическим следствием внешнего лоска, плацпарадной муштры явилось поражение российской армии в Крымской войне 1853-1856 гг.
Вторая половина XIX - начало XX вв. ознаменовались масштабными изменениями во многих сферах общественной жизни России, а вместе с тем и развитием военной педагогики. Благодаря военному министру Милютину Д.А. в государстве Российском были утверждены военные учебные заведения такие как: юнкерские и специальные училища, ряд военных гимназий и прогимназий, военные академии. В прогимназиях и гимназиях преподавались развивающие и общегуманитарные науки. Они были заведениями с военно-профессиональной ориентацией. В юнкерских, военных и специальных училищах, Финляндском и Пажеском кадетских корпусах, готовили офицеров младшего и среднего звена.
В Николаевской академии генерального штаба, в Михайловском артиллерийском училище, в военно-медицинской и военно-юридической академиях готовили штаб-офицеров с высшим образованием. В военных гимназиях преподавали офицеры прошедшие 2-х летний курс обучения при 2-й военной гимназии. В 1863г. было создано Главное управление военно-учебных заведений для более грамотного и налаженного процесса управления в них. Одновременно с тем был создан военно-педагогический музей, который отвечал за распространения новейших прогрессивных идей в военной области. В училищах солдат стали обучать счёту, письму и грамоте, в войсках появляются полковые школы. По статистике за 1875 год грамотность солдат увеличилась с 10 до 36%. Конечно далеко не все офицеры тех времен демонстрировали заинтересованность наукой и воспитанием солдат. Но всё же изменения военной школы положительно повлияло на Российских офицеров, на структуру образования и воспитания в армии.
В связи с вышеизложенным, подход к качеству подготовки военных специалистов становится принципиально иным, что должно иметь результатом сформированность у них готовности и способности осуществлять реальную профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения [2.с 3].
В настоящее время проделана большая работа по обстоятельному и объективному переосмыслению отечественно-педагогического опыта [1.с 23]. В России сформировалась стройная система исторического развития военной педагогики. Ведётся разработка на создание и улучшение системы многоуровневого военного образования.
Но ещё очень много парадоксов и неразрешённых проблем остаётся в Российской армии. Многие проблемы можно решить только изменениями в политике и социальной сфере. Знать историю педагогики важно для каждого офицера BC РФ, способного думать и решать присущие его деятельности военно-педагогические задачи.
Список литературы