УДК 00152(575)

Амир Темур – покровитель культуры

Каримова Мияссар Жамолиддиновна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Истории Узбекистана, основ духовности и социологии Ташкентского Педиатрического медицинского института.

Алимова Мухиба Музаффаровна - старший преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского Педиатрического медицинского института.

Жаббарова Юлдуз Джуманиязовна - преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского Педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье освещены построение Амиром Темуром сильного централизованного государства, поднятие на высокий уровень культурного развития региона.Правильная экономическая и торговая политика Амира Темуранаправленная на благоустройство народа, городов и сел способствовало установлению мира и стабильности в стране. А также, в статье освещается сильная государственная и личная поддержка Амира Темура представителей науки и искусства ремесленников и мастеров.

Ключевые слова: Культура, развитие, наука, мастер, литература, искусство, ремесло, архитектурные памятники, мастер, отделочник, бумага, миниатюра

Амир Темур построев сильное централизованное государство сумел поднять культурное развитие региона на высокую уровень. Он добился этого в результате установления мира и стабильности в государстве, ведением правильной экономической и торговой политики, направленной на благоустройство народа, городов и сел. Оказывая сильную государственную и личную поддержку представителям науки и искусства, а также ремесленникам и мастерам он оказал огромное влияние на развитие культурной жизни. Историки высоко оценили заслугу Амира Темура подчеркнув, что степень развития культурной жизни в его эпоху ничем не уступала Общемусульманскому Ренессансу IX – XII вв., так как наука, литература, искусство, ремесло и зодчество находились в полном расцвете, о чем свидетельствуют в первую очередь архитектурные памятники его периода, сохранившиеся до наших дней. Темур пытался повысить экономическую мощь своего государства, исходя из этих целей тратил свое богатство, собранное в результате завоевательских походов в другие страны, на благоустройство городов Мавераннахра. Темур из других стран в Самарканд привлекал мастеров по прокладке кирпича, шлифовщиков, отделочников, строителей, мастеров по резьбе, гравёров, резчиков по дереву и кости, разрисовывающих помещение, чтобы построить великолепные и роскошные здания в нем. В частности, тысяче ремесленников и кустарей были привезены с Армении, Азербайджана, Кирмана, Фарса и других регионов мира. А с Османской империи были привлечены и привезены Амиром Темуром меткие стрелки-охотники и другие ремесленники, в частности мастера по прокладке кирпича, златошвеи, также различные инженеры, мастера, ткущие арканы (веревки) и другие. Также Сахибкирон (титул Амира Темура, рожденный при счастливом сочитании планет, под счастливой звездой) обрел из завоенных стран и привез в Самарканд различные кустарные, ткацкие и прочие станки, наладил производство арканов (веревок) на этих станках. После этого началось выращивание конопли и льна, которых не выращивали раньше в регионе. Начали получать сахар из тростника. В Мавераннахре развивались кустарничество и ремесло, ткачество, обработка металла и редких камней. Как пишет Захиридин Мухаммад Бабур, в то время в Самарканде производилась самая лучшая бумага в мире.

В данный период также наблюдается развитие миниатюрного жанра и монументального изобразительного искусства. Было создано несколько образцов произведений по миниатюре. Памятники изобразительного искусства, дошедшие до нас свидетельствуют о формировании отдельных жанров и направлений искусства в Самарканде, Герате и Бухаре, а также развитие более реального описания настоящей жизни того времени.

Как пишеться в источниках Пирсаид Ахмад, который рисовал узоры и орнаменты дворца, построенного по приказу Амира Темура в Боги Шамоле в Самарканде, был незаменимым художником своего времени, “его таланту мог завидовать даже самый великий художник Востока Мани”. Захириддин Бабур писал о том, что в рисунках дворца, расположенного в Боги дилькушо изображен поход и прибытие Амира Темура в Индии.

В эпоху Амира Темура также развивалось и зодчество. В частности, в Самарканде были построены мечети Биби-ханум и Куксарой, а также мавзолей Шахи-зинда. В городе Кеш (Шахрисябз) было начато строительство дворца Оксарой. Кроме них, вокруг Самарканда было построено несколько садов, которые были названы Боги Шамол, Боги Дилкушо, Боги Нав, Боги Чинор. Амир Темур старался обратить особое внимание на строительство мостов, ирригационных сооружений, каравансараев, рабатов, каналов, мектебов, медресе и ханака, а также восточных хаммамов (баней). В его эпоху Самарканд был перестроен по новому образцу.

Амир Темур привлекал мастеров-усто в Самарканд и другие города Мавераннахра с Хорезма – Ургенча, а также с Тебриза, Исфахана, Шераза, Багдада, Алеппо и Дамаска, в том числе и с городов Индии. Об этом в сочинении Ибн Арабшаха написаны следующие слова: “Темур с Дамаска увел в Самарканд обладателей влиятельных профессий и ремесел, искусных ткачей, портных и швейников; работников искусства, художников, плотников; мастеров по изготовлению железных калпаков; лекарей, лечащих животных; изготовителей шатёр; живописцев-орнаментщиков; изготовителей лука, лачиндаров, говоря одним словом всех обладателей особого таланта”.

После Дамаска Амир Темур направился в Багдад и “часть людей отправил под руководством Аллахдата (одного из эмиров Амира Темура) в Самарканд”. Эта группа людей после трех или четырех месяцев осенью 1401 г. прибыла в Самарканд. “Среди них было несколько человек из людей населения Шама (Сирии), самым видным и знаменитым среди них был сын визиря аш-Шахиди казий Шихабуддин Ахмад, а другие являлись лекарями, лечащими крупнорогатый скот; красильщиками и шелкоткачами. Они были самой первой дорогой добычей Амира Темура, приобретенного в Сирии из числа драгоценных вещей, пленников и богатств”.

В результате исследований видных ученых докторов искусствоведческих наук Л.И.Ремпеля ва Г.А.Пугаченковой, занимавшихся историей искусства Центральной Азии было установлено, что в конце XIV начале XV вв. в Мавераннахре, в частносте в Самарканде зародилось новое искусство. В Мавераннахре распространился своеобразный оригинальный жанр зодчества и искусства Центральной Азии, и его особенности отражали художественное мышление, бытовавшее во всем Среднем и Ближнем Востоке.

В архитектурных комплексах Ширинбека, Бибиханум, Туман ого, построенных в эпоху Амира Темура вместе с орнаментом и каллиграфическими надписями встречаются также сюжеты миниатюры. В усыпальнице Ширин ого в изображениях было использовано множество цветов, в частности в стенах здания изображены сюжеты природы в белом и голубом фоне.

Появление специальных мастерских, где переписывались тексты уникальных рукописных произведений, использовавших виды арабской письменности “сулс” чаще для украшения портальных колонн и “быстрого настаълика” для переписания рукописей, наряду с такими традиционными настенными орнаментальными жанрами как насхи, куфи и пр. внесло особый вклад на развитие каллиграфического искусства. В этот период в Самарканде сформировалась самаркандская школа миниатюр. На сегодняшний день в библиотеках Турции и Германии (Берлина) хранятся переписанные копии миниатюр XIV-XV вв. и они выделяются ярким изображением в них фигур, деревьев, цветов, гармоничным сочитанием орнаментских узоров, маленькими композициями, точным изображением движений, а также изображением фигур исторических личностей.

Но пока ещё не найдены миниатюры с изображением Амира Темура, нарисованные при его жизни. Но все таки в первых копиях “Зафар-наме” встречаются изображения Амира Темура далее после его смерти. Более яркое изображение Амира Темура встречается в копии “Зафар-наме”, переписанной в Герате (1467 г.). Данная миниатюра была начата Мирак Наккошом и закончена Камолиддином Бехзод. Она отличается со своей более богатой композицией и гармонией различных цветов.

Шарафитдин Али Язди, Ибн Арабшах, Руи Гонсалес де Клавихо и другие историки дают сведение о том, что в эпоху правления Амира Темура в Самарканде, Герате и других городах получили массовый характер народные гулянья и представления, в них принимали активное участие широкие массы. В частности, Клавихо став участником таких гуляний и представлений, имевших место в Самарканде писал так “Девятое октября, в четверг Амир Темур в связи свадьбой своего внука объявил всему городу свой приказ о том, что все торговцы, бакалейщики, торговцы материями, ювелиры, все ремесленники включая поваров, мясников и портных-сапожников должны собраться на главной площади города и построив палатки и шатры должны организовать большое гулянье, и каждый должен организовать представление или выступление, соответсвующее своей профессии и радовать народ. На это гулянье также были приглашены послы различных стран. Организация гулянья придала особую красоту окрестностям резиденции правителя (орду).

Европейские послы полностью имели возможность почувствовать богатство и величие государства Амира Темура, в частности Клавихо подчеркнул о том, что дом, к которому были приглашены они был украшен полностью дорогим шелком, и доски (хантахта) поставленные в этих комнатах имели четыре ножек, и их длина размером в две с половиной пяди, а широта размером в полтора пядей. На поверхность доски были поставлены семь золотых кувшинчиков. Наружная сторона двух кувшинчиков были украшены крупными камнями из жемчуга, изумруда и бирюзы. На края гравированных линий были прикреплены камни из яхонта, сапфира и рубина. Кроме того, на хантахту также были поставлены шесть круглых золотых чашек (каса) и их внутренняя сторона была украшена круглыми узорчатыми жемчугами. К середине чашек был прикреплен настоящий естественный природный рубин красивого цвета с размером в двух пальцев. На этот пир, организованный самим правителем также были приглашены послы. Это мероприятие глубоко впечатлило приглашенных послов своей зрелещностью, пышностью и привлекательностью, а также чарующими представлениями.

Средневековый автор Арабшах подчеркивает имена таких знаменитых ученых, астрономов и представителей искусства как искусный каллиграф Ибн Багир из Тебриза, Таджуддин ас-Салмани, астроном и медник мавляна Ахмад, ювелиры из Шираза Хадж Али и аль-Хадж Мухаммад, камнерез Хафиз и мастер по орнаменту (наккаш) Алтун, которые были собраны в Самарканде и ведшие свою деятельность там. “У него (у Темура) очень много мастеров по орнаменту, среди них самым талантливым считается Абдулхай аль-Багдади, который искусно владеет своим искусством: а среди садовников Шихабуддин Ахмад аль-Зиркаши, также очень много мастеров рисующих орнаменты на стеклянные и медные сосуды. Каждый из них является мастером и чудотворцем своего века.... В целом, Темур привел всех талантливых людей своего времени в Самарканд . В результате в его столице были собраны мудрецы и великие таланты каждой отрасли поразительных наук и изумительного искусства”.

Среди сведений, которых оставил нам Арабшах, является важной информация о дворцах, которые были построены в Самарканде по приказам Амира Темура и они были украшены настенными миниатюрами. На стенах этих дворцах были зарисованы важные собрания, с участием Амира Темура, а в некоторых из них также был изображен лично сам Амир Темур. “... в одном сюжете Амир Темур был изображен с улыбкой, а в другом в разгневанном виде, также были рисунки с сюжетами боевых действий, официальных церемоний: в том числе и с изображением его беседы с правителями, амирами, религиозными учеными и лидерами: там правители других стран и их представители изображены в покорном виде Амиру Темуру, также есть рисунки с изображением его победаносных сражений в Индии, Дешти Кипчаке и Северном Ираке (Ираки Аджам), где его враги убегают проигрывая бои, в том числе есть и миниатюры с сюжетами его охоты. Также встечаются настенные рисунки с изображением потомков и внуков Амира Темура, различных собраний и пиршеств, бокалов с шербетами, их обладателей, певцов и чтицов восточных газелей, очеровательных гурий, событий к которым подвергся Амир Темур в других странах, все эти миниатюры переплетены с друг другом”. Они были изображены ближе к своим реалиям, без малейшего изменения. Здесь была поставлена цель заочно осведомить народ и окружающих о своих проделанных делах, а также более подробно объяснить их суть некоторым непонимающим людям.

К сожалению эти настенные рисунки не сохранились до наших дней вместе с дворцами и крепостями, на чьи стены они были зарисованы. Сохранились рисунки с изображением Амира Темура, датирующие XV в. и позже. Но до сих пор пока не установлено то, что в какой степени эти рисунки отражают силуэт Амира Темура, его телосложение и черты характера, являются ли они копированием портретов Амира Темура, нарисованных при его жизни, или нет. По этой причине нельзя сказать впечатляющими попыток представителей даже современного изобразительного искусства в этом направлении.

В период правления Амира Темура музыканты и певцы являлись постоянными участниками официально-дипломатических, военных и других торжеств, народные представления и массовые праздники не проходили без них. А в свою очередь это привело к тому, что музыкальное искусство смогло получить особое место в ряде других жанров искусства. Как правильно подчеркивается в источниках, что наряду с узбекской народной музыкой, также развивались военно-официальный жанр музыки, классические макомы, также фольклор не только узбекского народа, но и других народов региона. Самое важное в том, что музыкальные инструменты превратились в символ храбрости, отваги и мужества. “Я прикал, пишет Амиру Темур в своем “Уложении”, - что если какой нибудь амир завоевывает какое либо государство, или победит вражеское войско, пусть наградят его тремя вещами: почетным возгласом, знаменем и литавром, и называть его богатырем (бахадир).

В “Уложении” Амира Темура ярко выражено его отношение к народным музыкальным инструментам. В частности там говориться, что “я приказал дать по одному знамени и литавру двенадцати старшим амирам. А амир-ул умаро (самому старшему амиру) дать знамя и литавр, также знамя десятитысячника и чортуг. Мингбаши (главам тысячников в в войске) дать знамя и трубу (карнай), юзбаши и унбаши дать большой литавр. А амирам аймаков дать по одному бургу (большой горн). Каждого из четырех бекларбеги обеспечить по одному знамени, литавром, чортугом и большим горном (бургу)”.

Самое интересное в том, что по мнению Амира Темура обычные национальные музыкальные инструменты широко распространенные среди народных масс являлись символами, определяющими социальное и военное положение полководцев на законной основе. Духовный подъём, свойственный эпохе Темура, создал благоприятные условия для развития всех сфер музыкального искусства: развивались музыкальное исполнение и пение, музыкальное образование, творчество композиторов, в целом музыкальная наука. Широко распространилась традиционная обучательная система “мастер-ученик” (усто-шогирд), имевшая глубокие многовековые исторические корни. По своей сущности данный процесс, превратившийся в итоге в настоящий Ренессанс протекал не только в Самарканде, который являлся столицей Темуридской империи, а также в Бухаре, Хиве, Балхе, Кабуле и других городах не только в эпоху Амира Темура но и в периоды правления его потомков Шахруха, Улугбека, Хусейна Байкаро, Бабура и др. По традициям средневековье городское население по своей профессии и ремеслу объединялось на отдельные общины в махаллях. Деятели искусства, имевшие славу среди народа по приказу правителей или в целях создания удобств для себя предпочитали жить в одной общине со своими коллегами. В связи с этим, в городах той эпохи можно было встретить “квартала певцов”, “махалли музыкантов”, “улицы композиторов” и т.п. Представители этих профессий пользовались особым почетом у народа, и они в свою очередь создавали специальные творческие школы, в которых преподавали секреты творчества, исполнения и навравлений искусства.

Амир Темур сам хорошо понимал воздействие музыки на душевное состояние человека и стремился умело воспользоваться этим процессом в практике. Как подчеркнули его современники, Амир Темур в торжествах, организованных во дворце внимательно и особым интересом слушал исполнение музыкантов, а также любил обсуждать с ними новые продукты их творчества. Об этих его увлечениях знал весь дворец, начиная с его наследников до полководцев.

Также великий завоеватель не забывал о своем любимом деле и во время своих военных походов. В частности, очень интересным для истории считаются также его нововведения в военной практике. Например он прежде чем начать наступление на какое либо местность отправлял туда с осторожностью своих музыкантов трубачей (карнаистов) и литавристов (ногорачи). В раннее утро звучание этих инструментов приводило в растеранность местное население и это облегчало задачу военных. Особое отношение Амира Темура к музыкальным инструментам также подверждается сюжетами миниатюр, где изображены его военные походы.

Развитие музыкальной практики, или всего творческого процесса, процветание музыкальной науки усовершенствовавшейся от поколения в поколению создали благоприятную почву для появление великих талантов в отдельных жанрах музыки. Во дворце Амира Темура жил и вел свою деятельность великий музыкант Ходжа Абдулкадыр Мараги (1340-1435). Большую часть своей многолетней жизни этот гений провел во дворцах Амира Темура и темуридов. Амир Темур, узнав о великом таланте Мараги в качестве музыканта, привел его в 1393 г. из Багдада в Самарканд. Здесь ему были созданы все условия для изучения музыкального искусства народов Центральной Азии. После смерти Амир Темура Мараги служил во дворцах Шахруха, Халил Султана и других темуридов. Он написал более 200 музыкальных произведений, среди которых важное место занимали новые интерпретации таких глав классического макома, как “Зарб аль-фатх”, “Чахар зарб”, “Майатайн”, а также произведение “Тасниф-и Хўжа” и другие. При Темура все жанры музыкальной науки того периода поднялись на высокий уровень своего развития.

Исходя из вышесказанных фактов можно сказать, что в целом, народы региона добились огромным достижениям в материальной, культурной и духовной жизни в эпоху правления Амира Темура. Соответсвенно, этот период справедливо можно назвать эпохой Второго Ренессанса в истории народов Центральной Азии.

Список литературы

  1. Бобурнома (Бабурнаме). Тошкент: Юлдузча, 1990.
  2. Ибн Арабшоҳ. Ажоиб ал-макдур фи тарихи таймур. (Удивительные вещи судьбы в истории Темура). I книга. – Тошкент: Меҳнат, 1992.
  3. Мусаев Н.У., АзимовҲ.И. Маданиятшунослик. (Ўқув қўлланма). Тошкент: ТДЮИ, 2009.
  4. Мўминов И. Амир Темурнинг Ўрта Осиё тарихида тутган ўрни ва роли ( Место и роль Амира Темура в истории Средней Азии). Тошкент: Фан, 1993.
  5. Раҳмонов М. Темур ва темурийлар даври санъатига бир назар (взгляд на искусство эпохи Амира Темура и Темуридов // Амир Темур ва Темурийлар даврида маданият ва санъат. (Мақолалар). Тошкент: Ғофур Ғулом, 1996.
  6. Руи Гонсалесь де Клавихо. Амир Темур Европа элчилари нигоҳида. Буюк Амир Темур тарихи. (Амир Темур в центре внимание европейских послов. История Великого Амира Темура. Тошкент: Ғофур Ғулом, 2007.
  7. Руи Гонсалес де Клавихо. Самарқандга- Амир Темур саройига саёҳат кундалиги (1403-1406 йиллар) (Дневник путешествия в дворец Амира Темура в Самарканд. Тошкент: Ozbekiston, 2010.
  8. Темур Тузуклари (Уложения Темура. Тошкент: Ғофур Ғулом, 1996.
  9. Умаров А. Мусаввирлик санъати ҳақида (Об искусстве художников) // Амир Темур ва Темурийлар даврида маданият ва санъат. (Мақолалар). Тошкент: Ғафур Ғулом, 1996.
  10. Хайруллаев М.М., А.Ўринбоев, О.Бўриев ва бошқалар.Темурийлар бунёдкорлиги давр манбаларида. (О созидательстве Темуридов в источниках) Тошкент, Абдулла Қодирий, 1997.
  11. Ғофурбеков Т. Мусиқа (Музыка) // Амир Темур ва Темурийлар даврида маданият ва санъат. (Мақолалар). Тошкент: Ғафур Ғулом, 1996.