УДК 338
Галиуллин Динар Рашидович – студент кафедры Электротехнических комплексов и систем Казанского государственного энергетического университета.
Абубакиров Ильяс Ильгизович – студент кафедры Релейной защиты и автоматизации электроэнергетических систем Казанского государственного энергетического университета.
Аннотация: В работе рассмотрена проблема людей с ограниченными физическими возможностями здоровья, а именно тех, кто не может позволить себе приобрести существующие дорогие типы инвалидных кресло-колясок с электроприводом. В связи с этим авторами разработан проект, который позволит значительно снизить затраты на эксплуатацию и разработкукресло-колясок с электроприводом, так как ее исполнение возможно осуществить путем модернизации существующей инвалидной коляски.
Ключевые слова: Инвалиды, кресло-коляски, модернизация, энергоэффективность, автономный электропривод.
По данным Правительства РТ почти 9 % населения Республики Татарстан – это инвалиды. Ежегодно наблюдается увеличение числа инвалидов среди населения республики. За последние 6 лет общая численность инвалидов в РТ увеличилась на 32,7 тыс. человек. В 2010 г. из числа взрослого населения впервые признаны инвалидами 23,83 тыс. человек, из них половина – это граждане трудоспособного возраста, из числа детского населения впервые признаны детьми-инвалидами – 1,7 тыс. человек. В Республике Татарстан проживают 326,03 тыс. инвалидов, из них 13,94 тыс.– дети-инвалиды. По данным территориальных органов социальной защиты, 1,8 % от общей численности инвалидов составляют инвалиды-колясочники (5,8 тыс. человек).
Как правило, если человек с ограниченными возможностями здоровья не может самостоятельно передвигаться на коляске, ему приходится либо просить о помощи других людей, либо пересесть на электроколяску. В любом случае, это неприятно, так как появляется зависимость от кого-то другого или необходимость переоборудовать свой дом под громоздкую электроколяску. Подняться на коляске на пандус, преодолеть бордюр или высокий дверной порог, съехать с крутого спуска – эти задачи окажутся по силам далеко не всем людям с ограниченными физическими возможностями и другим маломобильным группам населения, а для некоторых они и вовсе фантастичны.
Существующие типы инвалидных кресло-колясок с электроприводом или предлагаемые комплекты для модернизации кресло-колясок недоступны многим людям с ограниченными возможностями. Причиной этого является достаточно высокая стоимость. Проведенный анализ рынка предложений данного товара показал, что существующие типы инвалидных кресло-колясок с электроприводом или предлагаемые комплекты для модернизации имеющихся, из-за своей высокой стоимости доступны узкому кругу людей с ограниченными возможностями.Минимальная стоимость кресло-коляски с электроприводом в интернет-магазинах начинается от 55000 руб. Максимальная стоимость не ограничена.Если учесть, что среднемесячная социальная пенсия инвалида первой группы равна 11500руб., то приобретение инвалидной коляски становится пределом мечтаний. Самые популярные коляски с электроприводом на просторах интернета это:
В 2013 г. авторами данной работы во главе с И.З. Гатиятовым – помощником ректора КГЭУ, старшего преподавателя кафедры «Электрический транспорт» -был начат проект «Технологии повышения мобильности людей с ограниченными возможностями». Суть проекта заключается в разработке энергоэффективного автономного электропривода модульного типа (ЭАЭП МТ) с возможностью установки и подключения к стандартной механической инвалидной кресло-коляске.
Проект имеет большие преимущества перед существующими разработками:
Основные этапы модернизации были направлены на повышение эффективности примененияэлектропривода модульного типас использованием минимальных финансовых затрат.
В качестве основных вариантов модернизации рассматривались несколько:
Применение того или иного типа привода обуславливалось различными условиями эксплуатации.
В качестве автономных источников электрической энергиипредполагалось использование современных энергоемких аккумуляторов, имеющих минимальные размеры и вес.
Проект предусматривает возможность быстрой замены разрядившейся аккумуляторной батареи (АКБ) на заряженную. Также предусматривается возможность использования устройства для быстрой зарядки АКБ.
В дальнейшем, для усовершенствования предлагаемого проекта,планируется предусмотреть возможность рекуперации энергии торможения и мышечной силы.
Главное же достоинство проекта заключается в том, что цена одного такого модуля не превышает 20000руб. Экономическая выгода реализации данной идеи имеет низкую стоимость товара для потребителей и хороший спрос для производителей.
Реализация подобного проекта позволила бы людям, использующим стандартные коляски с ручным приводом: выйти за границы своего потенциала; представила бы возможность безопасно и, что для многих более важно, самостоятельно передвигаться по любому типу поверхностей, включая бездорожье, спускаться/подниматься по пандусам и другим видам наклонных поверхностей; снижала боль в мышцах плечевого пояса, предотвращала хроническое растяжение сухожилий и синдрома запястного канала, а также других травм рук и кистей, свойственных активным пользователям колясок; предоставила бы независимость для тех, кому ранее нужна была помощь при передвижении на коляске.
Важно также обратить внимание на психологический эффект от использования кресло-колясок с электроприводом. Повышается самооценка людей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Необходимость в помощи посторонних лиц сведена к минимуму. Перед людьми с ОВЗ открываются широкие возможности самореализации!