УДК 006.91

Проблемы и решения метрологического обеспечения промышленных предприятий

Алексеева Елена Павловна – студентка Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Мигачева Галина Николаевна - кандидат технических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Аннотация: Объектом является исследование проблем метрологического обеспечения производственной деятельности. Рассмотрение четырех подходов к регулированию отношений в сфере обеспечения единства измерений (ОЕИ), которое является фундаментом МО.

Ключевые слова: Метрологическое обеспечение, промышленное предприятие, метрологическая служба, Ростехрегулирование, единство измерений, метрологическая экспертиза, технологические документы, конструкторские документы, аттестация, калибровка, поверка.

Проблемы метрологического обеспечения (МО) производственной деятельности, в том числе – обусловленные падением российской промышленности в 80-90-е годы прошлого века, многократно обсуждались [1-4], и сегодня они остаются актуальными для многих предприятий [5]. Однако, нынешний этап развития, проходящий под знаком введения нового закона «Об обеспечении единства измерений» [6], требует переосмысления старых и рассмотрении новых проблем МО на промышленном предприятии. Такая необходимость связана с принципиальными новациями Закона, который готовился и принимался Государственной Думой РФ в обстановке открытого столкновения интересов различных субъектов метрологической деятельности.

Можно выделить четыре подхода к регулированию отношений в сфере обеспечения единства измерений (ОЕИ), которое представляет собой фундамент МО.

МО – трактуется традиционным для промышленности образом как деятельность, включающая в себя измерения, осуществляемые в процессе разработки, производственного контроля и испытаний изделий, и работы по обеспечению прослеживаемости, или достоверности результатов, этих измерений.

Первый подход, который можно назвать регрессивным, состоит в стремлении вернуться в той или иной форме к преимущественному (в крайнем проявлении – тотальному) централизованному государственному регулированию.

Второй, противоположный, подход можно определить как либеральный; он состоит в желании освободить (в крайнем проявлении – полностью) производственную деятельность от государственного регулирования.

Третий и четвертый подходы представляют собой сочетания первых двух. Их различие сводится к следующему. Третий подход, юридический, предполагает, что государство устанавливает обязательные правила, включая обязательные метрологические процедуры, после чего с помощью правовых инструментов реагирует на последствия их выполнения или невыполнения. При этом сами правила выполняются добросовестными субъектами экономической деятельности, включая мониторинг ситуации силами саморегулируемых организаций.

Четвертый подход, надзорный, исходит из необходимости, силами государства и уполномоченных им органов, следить за выполнением обязательных правил.

Позиция многих специалистов представляет собой комплекс, содержащий элементы различных подходов. Так, например, некоторые из главных метрологов промышленных предприятий, которые, казалось бы, должны поддерживать умеренно либеральный подход, в действительности ратуют за реализацию регрессивного подхода [1]. Это обусловлено не их личными взглядами, но надеждой на то, что государство сможет заставить руководителей их предприятий кардинально изменить негативное или равнодушное отношение вообще к метрологической деятельности и конкретно – к метрологической службе предприятия. Аналогично этому, позиции сторонников того или иного подхода обусловлены не столько их личными взглядами, сколько их должностными интересами и обязанностями. В частности, сотрудники метрологических институтов [2], личный либерализм которых доходит до сомнения в полезности такого федерального органа как Ростехрегулирование, в силу своего должностного положения в системе организаций, подчиненных Ростехрегулированию, публично занимают позицию поддержки и усиления его функций.

Таким образом, налицо новая, сложная ситуация, которая является внешней по отношению к промышленному предприятию и в которой, тем не менее, предприятие должно действовать повседневно, решая текущие и перспективные задачи МО.

Остановимся на соотношении понятия МО.

Соотношение рассматриваемых понятий ранее выглядело следующим образом (см. Рисунок 1).

В настоящее время единство измерений определяется [6] как «состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности не выходят за установленные границы. Иными словами, понятия ОЕИ и МО совпадают по содержанию, что делает одно из них (скорее всего – МО) излишним. Однако практика свидетельствует, что специалисты промышленных предприятий традиционно включают в понятие МО, кроме ОЕИ (в новой трактовке), также проведение производственных (технологических, рабочих) измерений и, зачастую, испытаний продукции (по крайней мере – измерений, проводимых в процессе испытаний). Таким образом, в настоящее время соотношение рассматриваемых понятий, оставаясь формально тем же самым, базируется на другом их содержании (см. Рисунок 2), из которого будем исходить в дальнейшем рассмотрении.

 

Рисунок 1. Соотношение понятий МО и обеспечения единства измерений (в прошлом).

 

Рисунок 2. Соотношение понятий МО и обеспечения единства измерений (в настоящем).

Очевидно, что единство измерений представляет собой системообразующий фактор для систем измерений [7]. В зависимости от указанных систем, выделяются системные уровни обеспечения единства измерений.

Для производственного предприятия в общем случае имеет смысл говорить о трех уровнях: национальном, отраслевом и внутреннем. Несмотря на развитую структуру и различный характер работ (конструирование, разработка технологии, производство), представляется нецелесообразным «расщеплять» локальный системный уровень предприятия, поскольку это может обернуться на практике либо потерей локального единства, либо необходимость тратить дополнительные ресурсы для его обеспечения.

В настоящее время отраслевой уровень может отсутствовать или заменяться уровнем объединения предприятий, не обязательно отраслевого в строгом смысле, например, уровнем корпорации.

Объектами ОЕИ на предприятии являются все измерения, осуществляемые в процессах конструирования (включая исследовательские и конструкторские испытания), разработки технологии, производства (включая технологический контроль) и приемочных испытаний (всех видов).

Указанная констатация не столь очевидна, как может показаться, поскольку на практике существует тенденция избежать «вмешательства метрологов в работу тех или иных подразделений и специалистов предприятия. Имеются многочисленные примеры потери ресурсов, к которой приводит эта тенденция, которая чаще всего реализуется под лозунгом их экономии.

Субъектами ОЕИ на предприятии, в силу указанного выше расширительного толкования понятия, являются не только и не столько профессиональные метрологи – сотрудники метрологической службы («метрологи по должности» [7]), сколько разработчики и производственники, включая сотрудников инфраструктурных подразделений, в первую очередь, технологов («метрологи по необходимости»[7]). Наименования этих двух групп специалистов отражают различие позиций по отношению к процессу ОЕИ и различные их роли в этом процессе. При общности цели – достоверности данных о продукции и процессе ее производства – специалисты указанных групп выступают оппонентами в отношении методов и средств ее достижения.

Исполнителями функций МО на предприятии практически всех основных работников, за исключением обслуживающего персонала, не связанного непосредственно с производственной деятельностью. Что касается самих функций, то в общем виде они сводятся к следующим:

Метрологическая экспертиза (МЭ), в т.ч.

  • МЭ изделий,
  • МЭ технических документов; управление измерениями, в том числе
  • Управление методиками выполнения измерений,
  • Управление средствами измерений, контроля и испытаний;
  • Осуществление метрологических, арбитражных и особо точных рабочих измерений.

Каждая из общих функций естественным образом распадается на ряд частных функций, выполнение которых должно быть обеспечено специальными механизмами.

МЭ выполняется различным образом в отношении готовых изделий и их составных частей, конструкторских и технологических документов, тех нестандартизованных МВИ, которые в соответствии с ГОСТ Р 8.563 [8], не подлежат аттестации.

Управление МВИ, в свою очередь, предусматривает их создание, аттестацию и МЭ.

Управление средствами измерений, контроля и испытаний структурируется по двум факторам: видам технических устройств и этапам их жизненного цикла. Следовательно, с одной стороны, нужно говорить об управлении СИ, средствами контроля (СКн) и средствами испытаний (СИсп). С другой стороны, управление любым из этих видов устройств включает в себя:

  • Оснащение (определение потребности, приобретение, создание);
  • Учет, хранение и выдачу;
  • Калибровку (СИ, СКн), поверку (СИ) и аттестацию (СИсп);
  • Техническое обслуживание и ремонт;
  • Контроль состояния и применения, включая регистрацию данных о состоянии;
  • Списание и утилизацию.

В общем виде можно представить процедуру процесса МО, в виде карты (Приведена в Таблице 1).

Таблица 1. Карта процесса метрологического обеспечения.

Общая характеристика

процесса

Наименование процесса

Руководитель процесса

 

Метрологическое обеспечение

Главный метролог

 

Основной поставщик

Основной потребитель

1

2

3

 

  • Руководство предприятия;
  • Руководители процессов:
  • РАЗРАБОТКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ, СНАБЖЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЯ, КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ;
  • Сертификационный орган;
  • Заказчики
  • Руководство предприятия;
  • Руководители процессов:
  • РАЗРАБОТКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ, СНАБЖЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЯ, КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ;
  • Сертификационный орган;
  • Заказчики;
  • Государственный региональный центр метрологии;
  • Процесс;
  • КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

 

Вход

Основное требование

 

  • Годовой план МО предприятия;
  • Государственные нормативные документы в области обеспечения единства измерений;
  • Приказы и распоряжения дирекции;
  • Потребность в аккредитации на право проведения метрологических работ;
  • ТЗ и заявки подразделений на проведение метрологических работ

 

  • В соответствии с международными стандартами МОЗМ, Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ, ГОСТ РВ 15.002

Выход

Основное требование

  • СТП (ныне СТО) по МО;
  • Протоколы калибровок СИ и СКн;
  • Акты проверки готовности МО испытаний;
  • Журналы планирования МЭ документов;
  • Заключения по МЭ документов;
  • Планы и приказы о проведении МЭ изделий;
  • Программы проведения МЭ изделий;
  • Заключения по МО изделий;
  • Планы устранения замечаний комиссии по МЭ изделий;
  • Протоколы особо точных и арбитражных измерений

 

  • В соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области обеспечения единства измерений;
  • Нормативные документы СМК предприятия

Управление

  • Международные стандарты МОЗМ;
  • Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ;
  • ГОСТ Р ИСО 9001;
  • ГОСТ РВ 15.002;
  • Государственные стандарты серии 8 (ГСИ);
  • СТП (ныне СТО) по МО

 

Ресурсы

Персонал

Инфраструктура

Финансы

  • Персонал МС;
  • Персонал подразделений, участвующих в измерениях, контроле и испытаниях
  • Производственные помещения подразделений;
  • Компьютерная техника;
  • Средства связи;
  • Оборудование и инструмент
  • Финансирование работ МС по ТЗ;
  • Затраты на содержание МС из накладных расходов

Возможности и действия по улучшению процесса

Показатель оценивания

Критерий соответствия

  • Производительность труда;
  • Полнота функций МО в ОКР;
  • Затраты на поверку сторонними организациями;
  • Соблюдение сроков выполнения графиков поверки и калибровки СИ;
  • Соблюдение сроков закупки новых СИ;
  • Соблюдение сроков аттестации СКн и СИсп;
  • Необходимое количество аттестуемых МВИ;
  • Количество несоответствий, выявленных при аттестации МВИ;
  • Соблюдение сроков аттестации МВИ;
  • Количество несоответствий, выявленных при МЭ;
  • Соблюдение сроков МЭ

 

Выработка на 1 человека:

  • 100%;
  • 30%;
  • % СИ, прошедших проверку и калибровку в срок;
  • % СИ, отремонтированных в срок;
  • % необходимых СИ, закупленных в срок;
  • % СКн и Сисп, аттестованных в срок;
  • 30% работ от необходимого объема;
  • 10% положений МВИ;
  • % работ МВИ, аттестованных в срок;
  • 10% положений методики МЭ;
  • % МЭ, проведенных в срок

 

Возможности и действия по улучшению процесса

Метод мониторинга, контроля и анализа процессов

Внешний аудит (аккредитующие органы, органы по сертификации);

Внутренний аудит (СМК);

Контроль выполнения графиков поверки, калибровки, аттестации, МЭ

Корректирующее действие

Дополнительное обучение персонала МС и персонала подразделений (по вопросам метрологии);

Корректировка СТП;

Корректировка планов метрологических работ;

Дополнительное оснащение МС эталонами и средствами информационных технологий

Предупреждающее действие

Заявка на обучение персонала МС;

Ознакомление персонала предприятия с требованиями нормативно-правовых актов по обеспечению единства измерений и методами их соблюдения;

Вовлечение персонала подразделений в метрологическую деятельность


Рассмотренные в статье цели, функции, задачи, проблемы МО охватывают полномасштабную метрологическую деятельность и, таким образом, относятся в полной мере к предприятию, располагающему ресурсами, достаточными для создания полноценной МС. Следует, однако, признать, что в настоящее время большинство предприятий не относится к указанной группе. По-видимому, в обозримом будущем доля крупных предприятий в промышленности будет сокращаться. Поэтому все более актуальной становится задача организации метрологической работы на средних и малых предприятиях. Таким образом, можно утверждать, что указанная задача, окажется более сложной, чем та, что рассмотрена в данной статье. Однако, по приведенным соображениям она актуальна и требует решения.

Список литературы

1. Проненко В.И., Якирин Р.В. Метрология в промышленности. -.К.: Технiка, 1979. – 223 с.

2. Метрологическое обеспечение производства и контрольно-измерительная техника // Науч.-техн. сб.-Ужгород: Закарпатское обл. правление НТО «Приборпром» им. С. И. Вавилова, 1983. -79 с.

3. Курников И.Б., Рабинович Б.Д. Экономика, организация и планирование метрологического обеспечения народного хозяйства. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 237 с.

4. Земельман М.А. Метрологические основы технических измерений. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 228 с.

5. Бегунов А.А. Метрология в пищевой и перерабатывающей промышленности: - М.: Типография Россельхозакадемии, 2005. – 320 с.

6. Федеральный закон от 02.07.2008 г. № 102-ФЗ. – Российская газета, Федеральный выпуск №4697 от 2 июля 2008 г.

7. Грановский В.А. Системная метрология: метрологические системы и метрология систем. – СПб: Изд-во ГНЦ «ЦНИИ «Электроприбор». – 1999. – 360 с.

8. Грановский В.А. Системная метрология: метрологические системы и метрология систем. – СПб: Изд-во ГНЦ «ЦНИИ «Электроприбор». – 1999. – 360 с.

9. ГОСТ Р 563-96. ГСИ. Методики выполнения измерений.

10. Николаева М.А., Карташова Л.В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия [Текст] : учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2010. – 336с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: