Характерные особенности психического развития подростка

Мирзаева Наргиза Асраровна – старший преподаватель Ташкентского педиатрического медицинского института.

Мирзаева Шахло Рузматовна – преподаватель Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В данной статье рассматриваются характерные психологические особенности подросткового возраста. В частности рассмотрены: развитие познавательных процессов, формирование Я-концепции, развитие нового уровня самосознания, формирующегося под влиянием ведущих потребностей данного возраста.

Ключевые слова: Онтогенез, Я-концепция, Я-образ, конформность, деятельность, кризис, самосознание.

Подростковый возраст-этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. данный период охватывает от 10-14 лет. Основная особенность подросткового возраста - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны личности. Как нам известно, подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Данный возраст выражен стремлением противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и эмансипацию. Но в тоже время подростки ожидают от взрослых защиты, поддержки, помощи и очень зависимы от одобрения и оценок.

Ведущая деятельность данного периода – это общение со сверстниками, что является важнейшим фактором психического развития. Подросток отличается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Данный возраст – время бурного развития познавательных процессов. В этот период формируется логическая память, абстрактное мышление, целенаправленность восприятия и произвольность внимания. Возраст 11-14 лет можно рассматривать как сензитивный период для развития творческого мышления. Также этот возраст характерен становлением нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развития.

Также данный возраст характерен становлением нового уровня самосознания, я- концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сравнивает себя с другими взрослыми и сверстниками.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, за всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме. Также отмечается, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и своими собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности [1].

В ходе таких столкновений подросток познает себя и свои возможности, а также удовлетворяет свою потребность в самоутверждении. Если отрочество проходит гладко и бесконфликтно, в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а поэтому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18лет и даже позже. Другой вариант - затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Положительная сторона подросткового кризиса заключается в том, что благодаря борьбе за независимость подросток удовлетворяет потребности в самореализации и в самоутверждении, у него возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на свои силы, а также возникает способы поведения, которые в дальнейшем будут ему помогать справляться с жизненными трудностями [3].

Формы возрастного кризиса могут проявляться в упрямстве, негативизме, своеволие, обесценивание взрослых, критичности, цинизме, ревностное отношение к своему внутреннему миру. Часто эту форму называют - кризисом независимости. Вторая форма противоположная ей – кризис зависимости: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым формам поведения.

С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первая форма т. е. кризис независимости. в силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои взгляды, добиваясь равных прав, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты. Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Также этот возраст важен для развития самосознания подростка и его, его рефлексии, Я-концепции, чувства Я. К 13-14 годам подростки начинают интересоваться литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.

Также наиболее значимым данный период является для развития полноценного общения. Общение в семье с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми и педагогами, все это является фундаментом для полноценного развития личности в дальнейшем.

Основная работа педагогов с подростками данного возраста заключается в формировании нового уровня мышления, развития логической памяти, устойчивости внимания. Также работа заключается в формировании широкого спектра способностей и интересов, что способствует в дальнейшем подростку в выборе профессии. Педагог-психолог при помощи разнообразных психологических тренингов должен помочь подростку развивать формы и навыки личностного общения в группе сверстников, развить навыки взаимопомощи и эмпатии. Для развития самооценки важно сформировать у подростка умение правильно, объективно оценивать свой успех или неудачу [1].

Неврозы, нарушения поведения, разнообразные акцентуации характера, склонность к правонарушениям часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения с ровесниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. Следовательно, полноценное общение с родителями, педагогами и со сверстниками существенно для сохранения психического здоровья личности.

Список литературы

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками.- ООО « Питер Пресс» 2008.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.,1986.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологи и психогигиене общения.-М.,1967.

4. Кле М. Психология подростка.- М.,1991.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М., 1994.

6. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся.- Минск,1998.