Анализ традиционной системы обучения медицинского образования Республики Узбекистан

Уста-Азизова Дильноза Ахраровна – кандидат педагогических наук, доцент Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье рассмотрены принципы организации подготовки будущего врача использующиеся в настоящее время. Сделан анализ традиционной системы обучения, даны схемы построения учебного плана,где указаны преимущества и недостаткитрадиционной модели медицинского образования.

Ключевые слова: Традиционная система, принципы, медицинское образование.

Основополагающие принципы организации подготовки будущего врачаи всего медперсонала использующиеся в настоящее время, включают большое количество дисциплин, как теоретических, так и клинических, преподавание которых осуществляется на различных кафедрах.

Принципы обучения имеют значение и для определения содержания, форм, методов и организации профессионального медицинского обучения. Благодаря специфике процесса обучения в медицинских учебных заведениях наряду собщеизвестными появляются принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в медвузах. В труде П.И. Пидкасистого принципы характеризуются как «...общие нормы организации учебного процесса, которые являются общими ориентирами для планирования, организации и анализа практики обучения». Принципы же воспитания представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей [4].

Объем и содержание необходимого учебного материала образовательной программы, количество аудиторных и внеаудиторных часов, формы контроля по дисциплинам определяется государственным образовательным стандартом высшего и среднего профессионального образования Республики Узбекистан.

Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на освоение студентом-медиком соответствующего содержания обучения в рамках государственного образовательного стандарта, а также на достижение целей обучения, которые сформулированы в квалификационной характеристике специалиста.

Как и любая другая, традиционная модель построения учебного плана имеет свои преимущества и недостатки. К числу несомненных достоинств традиционной модели медицинского образования, следует отнести (Схема 1.1).

Схема 1.1. Достоинства традиционной модели медицинского образования.

Существенным достоинством традиционной высшей медицинской школы всегда являлась направленность на углубленную подготовку студентов как по теоретическим, так и по клиническим дисциплинам. Много времени традиционно уделялось и в настоящее время уделяется на обучение студентов так называемой «постели больного», на демонстрацию и разбор клинических наблюдений, на освоение практических навыков, что способствует формированию у студента основ клинического мышления.

Однако, несмотря на глубокие теоретические и клинические познания, имеются небольшие недостатки высшего медицинского образования, но требующие оптимального решения (Схема 1.2).

Схема 1.2. Недостатки высшего медицинского образования.

Несмотря на трудности в процессе получения медицинского образования, для дальнейшей плодотворной научно-клинической деятельности в стране созданы все необходимые условия. Это непременно должно привести к тому, что наша медицинская наука будет в ногу со временем и даже опережать его, будет достойно служить великому делу процветания нашей независимой Родины.

Список литературы

1. Каримов И.А.Избранный нами путь – это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. – Т.: Узбекистан, 2003. Собр. соч. Т.11. – 296 с.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О реформировании системы здравоохранения» от 10.10.98.

3. Адриенко А.В. Профессиональная педагогика: учебное пособие. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – 168с.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г. - 378с.

5. Уста-Азизова Д.А. Методика профессионального обучения. Учебное пособие. – Ташкент. 2015.- 120с.