УДК 821.111

Библиотека Джорджа Лилло как источник изучения творчества английского драматурга XVIII века

Галлямова Мария Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию творчества Джорджа Лилло, которое малоизвестно российской публике и практически не рассмотрено в отечественном литературоведении. Этот материал, представляющий факты из жизни драматурга, позволяет понять и оценить его наследие.

Ключевые слова: Эпоха Просвещения, драматург, биография, библиотека, творчество.

Английская эпоха Просвещения подарила читателям немало произведений знаменитых писателей и драматургов, которые жили во времена социальных перемен и революций. Это был период, когда надежды на изменение системы государственного устройства общества соединялись с тревогой о неизбежных переменах в жизни обычных людей. «Критическое умонастроение, свойственное просве¬тителям, сказалось на творчестве драматургов. Благодатная почва для возникновения политически острых, порой обличительных пьес и разви¬тия радикальных демократических традиций в театральном искусстве появилась благодаря историческому развитию» [1, c. 64]. Многим писателям судьба приготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, чья жизнь это подтверждает, был Джордж Лилло.

Череда жизненных событий оставляет лишь воспоминания, веселые или тревожные, грустные или смешные. Вполне естественно, что судьба человека интересна исключительно только лично ему, друзьям, родным, знакомым и поэтому многие моменты биографии не в полном объеме известны. Джордж Лилло при жизни не был особо знаменит, поэтому сведения, опубликованные и приводимые разными авторами, противоречивы и малоправдоподобны.

В биографии английского драматурга «Жизнь мистера Джорджа Лилло», которую написал Томас Дейвис, есть такие строки: «Говорят, что Лилло жил в безвестности и умер в нищете. Множество невероятных историй о нем дошли до наших дней» [3, c. 7]. Эти факты впервые в 1775 году появились о человеке, который оставил след в истории английского театра XVIII столетия.

Его новаторство было неожиданно, непривычно для драматургии эпохи Просвещения. Даже передовой театр Друри Лейн не сразу принял его пьесы. Изначально считали, что произведения лишены привычных чётко изображённых характеров, ясно выраженных конфликтов и незаурядных сюжетов. Только со временем исследователи (А. Николл, Л. Прайс, Л. Фриман и др.) стали отмечать важный вклад драматурга, который он внёс в историю театра и литературы.

Новатор в области тем и художественных средств, Джордж Лилло, как мы считаем, в своем творчестве был устремлен в будущее. В сущности, он остался футуристом в широком смысле слова, если понимать футуризм не как направление в искусстве, а как внутреннее душевное состояние.

Драматургия Джорджа Лилло, прежде всего, отличается своей смысловой, содержательной стороной. В его пьесах в основном имела место форма «мещанской трагедии», в которой либо преобладал показ семейной стороны жизни, либо рассказывалось о переживаниях, поведении и судьбе отдельных героев в тех или иных бытовых условиях. Судьба индивидуальностей, их разногласия, психологические и этические конфликты, личные трагедии - это преобладающие темы произведений автора.

Лилло почти с самого начала своей работы в области театра предъявил к драматургии свои требования. Он расценивал свою деятельность, как высоко ответственное выступление, когда оживлением образов, впечатляющей актерской игрой, всеми сценическими средствами автор воздействует на зрителя и подчиняет его своей образной идеологии. Театр для Джорджа Лилло это - массовая аудитория, в которую должно быть донесено не случайное, а только значительное, веское, нужное слово.

Литературное наследие Джорджа Лилло насчитывает девять пьес:

1. «Silvia, or the Country Burial» - «Сильвия, или деревенские похороны» (1730);

2. «The London Merchant, or the History of George Barnwell» - «Лондонский купец, или история Джорджа Барнвела» (1731);

3. «Britannia and Batavia» - «Британия и Батавия» (1734);

4. «The Christian Hero» - «Герой-христианин» (1735);

5. «Fatal Curiosity» - «Роковое любопытство» (1736);

6. «Marina» - «Марина» (1738);

7. «Elmerick, or Justice Triumphant» - «Эльмерик, или торжество справедливости» (1740, издано посмертно);

8. «Arden of Feversham» - «Арден из Февершама» (1759, издано посмертно);

9. «The Regulators» - «Законодатели» (рукопись была найдена в 1773 году).

Драматург обратился к таким жанрам как, балладная опера, мещанская трагедия, маска, трагикомедия, комедия, трагедия рока. Изучая творчество Джорджа Лилло, многим нынешним критикам кажется очевидным, что он искал славу и популярность, сочиняя свои пьесы в соответствии с требованиями и вкусами публики. Так были написаны произведения: «Сильвия, или деревенские похороны» в период расцвета балладных опер, «Лондонский купец», прославивший мещанскую трагедию и прозаический текст, «Роковое любопытство», которое является столь популярным жанром трагедии рока.

Критика исследователей литературы достаточно справедлива. У пьес Джорджа Лилло есть недостатки. Но, несмотря на это, достижения драматурга значительны. Он полностью разрушил такую форму пьесы, в которой господствовал высший класс, чем и завоевал всеобщую признательность.

Отсутствие документальных сведений о жизни Дж. Лилло вызывает сомнения в достоверности многих фактов. С. Ф. Берджесс отмечает, как «неуловима была информация о рождении Джорджа Лилло» [2, с. 426]. Часто биографы цитируют слова Томаса Дейвиса: «Я думаю, это общеизвестный факт, что Джордж Лилло родился 4 февраля 1693 года где-то около Мургейта. Там он выучился и работал ювелиром» [3, c. 9].

Позже в биографии Дейвис заметит, что в разговоре с джентльменом, который был партнёром по бизнесу мистера Лилло, он узнал достаточное количество фактов из жизни драматурга. «Джордж Лилло был сыном голландского ювелира, который женился на англичанке. В то время ювелирное дело в Лондоне было полностью в руках эмигрантов из Нидерландов. Драматург родился около Мургейта и позже продолжил дело отца. Лилло завещал своё состояние племяннику, мистеру Джону Андервуду» [3, с. 10]. Это единственная информация, которая передавалась от одного биографа к другому. Хотя иногда она повторялась в несколько изменённом виде.

Джордж Лилло был человеком огромных способностей. Друзья и знакомые хорошо отзывались о нём. Выразительнее всех о драматурге высказался Генри Филдинг в своей хвалебной речи таланту Лилло. Она была опубликована в журнале «Чемпион» спустя несколько месяцев после его смерти. «Он обладал самыми кроткими и искренними манерами, и, в то же время, самыми дружелюбными и любезными. Он в совершенстве владел знаниями о природе человека, но круг его общения был ограничен. Джордж Лилло по характеру походил на античного римлянина. Он довольствовался своим положением в жизни, в которой сила характера позволяла ему быть счастливым без наличия большого богатства. Короче говоря, он был прекрасным человеком, и те, кто знал его, будут очень сожалеть о потере» [4, c. 18]. Искренний панегирик от Филдинга – это достаточное доказательство замечательных человеческих качеств Джорджа Лилло.

Драматург был образованным и начитанным человеком с собственными философскими взглядами и идеями. Он имел большую библиотеку и рассматривал каждую книгу как важное средство духовного общения. Книжный фонд Лилло насчитывал 1100 экземпляров.

Эта информация стала известна благодаря каталогу букиниста Джона Освальда. Им было подготовлено описание всех книг Джорджа Лилло. Через три месяца после смерти драматурга библиотека была выставлена на аукцион, который начался 4 декабря 1739 года и продолжался 10 дней. Данный исторический факт дает обширный материал для выяснения пристрастий чтения английского писателя в период формирования его эстетических, исторических и философских взглядов.

Работая над изучением библиотеки, Джон Освальд разделил все книги на три группы, которые назвал «Октава», «Фолиант» и «Кварта». В первом разделе книжной коллекции, вошедшей в список «Октавы», содержались драматургические пьесы многих известных классиков и современников.

По мере того, как Лилло осознавал свое литературное призвание, его взгляд на книги и чтение становился более профессиональным. «Фолиант» составили все рукописи и печатные издания самого автора.

Обзор был бы неполным, если бы мы не упомянули такие разделы библиотеки Лилло, как книги по религии, истории, юриспруденции, политике, коммерции. Нелитературные увлечения драматурга - музыка, путешествия, медицина, сельское хозяйство, пчеловодство и рыболовство - также нашли свое место в его коллекции. Книги по перечисленным выше темам входили в третью часть каталога Освальда под названием «Кварта».

Библиотека английского драматурга Джорджа Лилло предстает перед современным исследователем неисчерпаемым источником для изучения его взглядов и особенностей творчества. Новизна фактов заключается в том, что они впервые в отечественном литературоведении раскрыты в контексте биографии Лилло.

В процессе исследования отдельных авторов и экземпляров, входящих в состав собрания книг Джорджа Лилло, мы сочли необходимым обратить внимание на ряд имен, прежде не рассматриваемых литературоведами, вместе с биографией и творчеством английского драматурга.

На наш взгляд, уместно привести ряд фамилий из списка первой части каталога - У. Шекспир, Т. Отвей, Т. Соутерн, Т. Сиббер, У. Конгрив, Ж. Б. Мольер, Ж. Б. Расин и многие другие. Их произведения представлены полными собраниями сочинений в библиотеке, а книги французских авторов были в переводах.

Лилло всегда с пониманием относился к национальным культурам разных стран и народов. Характерен в этом смысле интерес драматурга не только к работам европейских авторов, но и к трудам античных философов - Теренция, Софокла и Еврипида. Их трактаты Джордж Лилло хранил в своей библиотеке и особенно высоко ценил не только авторитет теоретических доктрин, но и художественное творчество мыслителей.

У истоков творчества Лилло стояли труды известных английских философов - Томаса Гоббса и Джона Локка. Драматург искал мотивы сходства и различия между их теориями, ставя своей задачей сформулировать собственное понимание философии на основе синтеза взглядов своих соотечественников. «Мысли о воспитании» (1691) и «Что изучать джентльмену» (1703) Джона Локка стали практически настольными книгами драматурга. Листая их, можно было обнаружить множество записей на полях.

Любопытна для анализа творчества Лилло и структурно-содержательная модель, представленная журналом «Зритель», который также был найден в книжной коллекции драматурга. Стержнем многих номеров являлись проблемные статьи, посвященные торговле на бирже, образованию и досугу. Авторы публикаций Джозеф Аддисон и Ричард Стил изобразили галерею образов-масок: помещик, торговец, судья, военный, священник, светский щёголь и т. д. Вероятно, что Джордж Лилло видел в них прототипы многих своих персонажей, таких как Джордж Барнвел, Уильмот, Арден, Эльмерик.

Таким образом, любая книга, которую читатель хранит в своей библиотеке, меняет мировоззрение или укрепляет его первоначальные взгляды. Книжное собрание Джорджа Лилло, несомненно, повлияло на творческое развитие и позволило расширить горизонты сознания английского драматурга XVIII столетия. С особой тщательностью в поисках истины он выбирал драматургические произведения и философские труды многих известных авторов, которые позволили ему создать свои пьесы на основе сложившихся традиций в литературе и философии.

Список литературы

1. Галлямова М. С. Проблема специфики жанра «мещанская трагедия» в английской литературе начала XVIII века // Язык. Словесность. Культура. - Ногинск, 2012. - Вып. 2-3. - С. 57-75.

2. Burgess С. F. Further Notes for a Biography of George Lillo // PQ. - 1967. - P. 426-428.

3. Davies T. The works of Mr. George Lillo with some account of his life/Russell-Street, Covent Garden, 1775. - Pp. 5 - 41.

4. Fielding H. The Champion / London: R. Griffiths, 1739. - Pp. 18-20.