УДК 378.1

К вопросу о формирования педагогической культуры студентов как основы профессиональной деятельности

Агапова Елена Михайловна – старший преподаватель Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького.

Лесникова Наталья Владимировна – старший преподаватель Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической культуры как основы профессиональной деятельности преподавателя высшего профессионального образования. Понятие «Педагогическая культура» давно отведено в практику педагогической деятельности, но нет особенных работ, посвященных целостному теоретическому исследованию данного феномена. Педагогическую культуру позволено рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, методов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с поддержкой которого передают высокопрофессиональные умения. Раскрывается роль педагога в процессе педагогической деятельности.

Ключевые слова: Педагогическая культура, профессиональная деятельность.

Проблема педагогической культуры как научная проблема впервые в отечественной педагогике была определена А.В. Барабанщиковым. Автор выделяет слагаемые педагогической культуры. К ним он относит педагогическое мастерство, педагогическую эрудицию, интеллигентность, систему профессионально-педагогических качеств, умение совместить педагогическую и научную деятельность, педагогическое общение и поведение, требовательность, самосовершенствование. В данном подходе поставлены перспективные течения изучения педагогической культуры как сложного системного образования. Данная характеристика педагогической культуры послужила основой для дальнейшей разработки теории и практики педагогической культуры преподавателя различных типов учебных заведений.

Исследования последних лет (Т.В. Иванова, Е.Б. Гамаш, А.И. Лобач) построены на концептуальных расположения данного направления. Педагогическую культуру педагога Т.В. Иванова рассматривает через такое личностное образование, как способности: способность общаться с культурой, способность к культурным мнениям и т.д. Е.Б. Гамаш выделяет 3 группы качеств личности педагога как проявление его педагогической культуры: мастерски-этические, личностно-высокопрофессиональные, штатские. [7, 29] Педагогическую культуру позволено рассматривать как общение двух индивидов в разные моменты передачи человеческой культуры: Во-первых, феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение). Во-вторых, создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и умственного становления субъектов педагогического взаимодействия. В-третьих, открытие личности для себя в иной личности.

В процессе педагогической деятельности преподаватель выступает, с одной стороны, как лицо, уполномоченное окружением воспитывать детей и осуществлять заданные обществом цели, используя основные методы и формы воспитания. В данной роли он удачно добивается того, чтобы воспитание было достоверно гуманистическим, идейно устремленным, результативным. С другой стороны, педагог выступает в педагогической деятельности как индивидуальность. Выражая свою индивидуальность, педагог может оказаться на том высоком уровне, которого ожидает от него социум. В связи с этим главное значение приобретает задача психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей к осуществлению их профессиональной деятельности. Особые исследования в данной области относятся к советским ученым Ф.Н. Гоноболлину, Н.В. Кузьминой, В.А. Сласгенину и др. [5, 67]

Мы провели исследование по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности

Целью исследования - установление уровня педагогических способностей студентов высшего образования. Исходя из цели исследования были назначены следующие задачи: 1.Раскрыть связь способностей личности с уровнем профессиональных способностей. 2.Установить начальный уровень способности студентов к профессиональной деятельности. 3.Обусловить точность выбора будущей профессии студентов.

Исследование проводилось в КГПУ им В.П. Астафьева обучающихся студентов по специальности «Педагогическое образование» 1 курс. Выборка составила 12 человек.

Применялись способы педагогического наблюдения, интервью. Педагогическое наблюдение помогает обнаружить заинтересованность студентов в предметах по специализации и всеобщих предметах, а также их отношение к учебе в целом, желание к углубленному изучению своей специальности.

Для двенадцати студентов 1-го курса специальности «Педагогическое образование» были заданы следующие вопросы:

Должен ли преподаватель:

1. Владеть большими профессиональными познаниями?

2. Повышать свою квалификацию?

3. Быть суровым по отношению к учащимся?

4. Пояснять объективность оценки?

5. Совершенствоваться как личности?

6. Быть творческой личностью?

7. Быть внимательным к ученикам?

8. Быть увлекательным для учеников как личности?

9. Владеть адекватным чувством юмора?

10. Рассматривать интересы детей при организации внеклассных мероприятий?

11. Быть отменным организатором?

12. Пропагандировать здоровый образ жизни?

13. Находить всеобщий язык со всеми учащимися?

14. Быть педантичным?

15. Быть опрятным?

16. Быть ответственным?

17. Быть терпимым?

18. Быть коммуникабельным человеком?

19. Быть прогрессивным?

20. Быть информированным?

Проанализировав результаты интервью со студентами, мы получили следующие данные. Все студенты согласны с тем, что они обязаны владеть большими профессиональными знаниями. Также все студенты, независимо от того, хотят они или нет, обязаны повышать свою квалификацию. 90% студентов отмечают, что объяснять объективность оценки нужно, а 10% - нет. Все студенты согласны с тем, что преподаватель должен совершенствоваться как личность. 70% студентов думают, что преподаватель должен быть интересен как личность. 10% студентов считает, что педагог не должен вызывать интерес у учащихся (для 20% студентов это не имеет значения). 100% студентов считают, что учитель должен быть творческой личностью и быть внимательным к студентам, а также владеть чувством юмора, быть хороших организатором. 30% студентов считает, что педагог должен уметь находить общий язык со всеми студентами, а для 70% это не имеет значения. Педагог должен быть человеком. Все студенты считают, что преподаватель должен быть коммуникабельным, информированным, прогрессивным, педантичным, дисциплинированным, добросовестным. 10% учеников думают, что педагогу необязательно быть опрятным. 90% студентов считают, что педагог должен быть терпеливым человеком, а для 10% учеников это не обязательно.

Проведя интервью, мы сделали следующий вывод: способности проявляются в личностных свойствах человека: характере, нраве. Они помогают преподавателю в формировании творческого потенциала, личностного роста и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: излишняя эмоциональность, недоброжелательность, застенчивость, самовлюбленность, агрессивность. Наши исследования показали, что современные студенты в большинстве своем относятся к учебе правильно, особенно наблюдательно относятся к предметам, связанным с их будущей профессией. Впрочем, обнаружилась и проблема, связанная с тем, что студенты в большинстве своем не считают, что необходимо заниматься дополнительно, самостоятельно искать информацию, а также развивать свои навыки и знания. Причиной этому может быть такой фактор, как не серьезный подход к обучению. Можно сделать вывод, у что у многих студентов ВУЗа слабо развиты педагогические способности из-за не правильного выбора своей профессии. Среди студентов педагогических специальностей много тех, кто не владеет педагогическими возможностями и никогда не будет работать преподавателем. Большинство студентов педагогических ВУЗов с пристрастием относятся к своей профессии и не ошиблись в выборе.

Список литературы

1. Абдуллина О.А. Фигура студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С. 23-24.

2. Артунина И.Р. Мотивы и мотивация общественного поведения: Учебное пособие / И.Р. Артунина. - М.: Изд-во Московского психолого-педагогического Института, 2006. - с. 144;

3. Бакшеева Э.П. Педагогическая помощь профессиональной самоактуализации студентов в педвузе / Э.П. Бакшеева // Педагогическое образование и наука. - 2003. - №3. - С. 90-98.

4. Габонова С.А. Особенности приспособления студентов вузов в процессе обучения / С.А. Габонова // Психологический журнал. - 2004. - Т. 15. - №3. - С. 131 - 135.

5. Дьяченко М.И., Кандабович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Мн.: Изд-во БГУ, 2003. - 380 с.

6. Записоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Загвоздки индивидуализации и общественно-культурной интеграции. - М.: Изд-во Московского ун-та: Академия, 2006. - 304 с.

7. Заторова Л.Н. Личностные особенности, жанры поведения и типы, мастерски самоидентификации студентов педагогического вуза/ Л.Н. Заторова // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 2-6.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: