УДК 37.036:616-051

Взаимосвязь духовного развития личности студентов медицинских вузов с успешностью их последующей профессиональной деятельности

Умарова Наргиза Холдаровна - ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Каримова Муяссар Жамолиддиновна - к.и.н., старший преподаватель кафедры Истории Узбекистана, основ духовности и социологии Ташкентского педиатрического медицинского института.

Худайбердиев Асомиддин Курбанкулович - ассистент кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье раскрывается необходимость осознания студентами-медиками, одной из важнейших гуманных ценностей в Узбекистане – всемерной поддержки семьи. Показывается, что в основе любой профессиональной деятельности вообще лежат духовно-нравственные ценности. Делается вывод о том, гуманистическая парадигма медицинского образования способствует возникновению душевного контакта с больными и правильному пониманию механизмов и специфики заболеваний.

Ключевые слова: Духовное развитие личности, студенты медики, последующая профессиональная деятельность.

Отличительной чертой настоящего времени являются быстрая смена всё новых и новых технических усовершенствований, оказывающих своё влияние на все области современной жизни и нарастающая интенсивность научных открытий. Применение этих достижений в нашей повседневной деятельности позволяет нам формировать новые социальные отношения, дающие возможность полноценного развития у каждого члена нашего общества его способностей во всех видах как личного, так и коллективного творчества.

Приоритетной задачей формирования гражданского общества в Узбекистане стало именно духовное воспитание личности. Конечной целью развития нашей страны стало построение демократического государства и формирование гражданского общества. В соответствии с этой целью были определены и задачи, которые потребовали участия в достижении этой цели и всего нашего народа в целом, и каждого отдельного гражданина в частности. Каждому гражданину нашего государства дана возможность поиска своего достойного места в текущих преобразовательных процессах в соответствии с ключевым принципом «от сильного государства к сильному гражданскому обществу». В связи с этим, Президент нашего государства Ислам Каримов в своих произведениях особое внимание уделяет роли человеческого фактора в формировании гражданского общества. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что успешность достижения поставленных великих целей и строительства нового общества демократического типа зависят, в первую очередь, от членов этого общества, от составляющих его достойных людей.

Содержание и результаты профессиональной деятельности врача получают своё признание и оценку не только в свете сугубо профессиональных интересов медицинской науки и практики, а также индивидуальных интересов отдельных представителей медицинского сообщества, но и в свете более высоких общих интересов общества в котором он живёт и осуществляет свою профессиональную деятельность. В этих условиях становится абсолютно необходимым наличие нравственных регуляторов, позволяющих избежать обособления интересов каждого отдельного врача или замыкания их сугубо в рамках своей профессии.

Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости своевременного духовного воспитания личности будущего врача и полноценного гражданина своей страны, поскольку основу формирования гражданского общества составляет осознание каждым его гражданином как своего места, так и своей роли в системе общественных отношений. Особенно важным является развитие этого осознания в студенческие годы, когда у молодых людей идёт интенсивный процесс развития и формирования личности. В этом периоде мы должны оказывать им всё необходимое содействие в совершенствовании их политической, правовой и экологической культуры, помогать им вырабатывать нравственные нормы поведения в обществе и активную жизненную позицию, способствовать развитию их творческих способностей и трудовых навыков. Своевременная и всесторонняя помощь педагогических коллективов медицинских вузов способствует воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности, способной внести посильный вклад и в развитие медицины и в формирование гражданского общества в Узбекистане.

Студенты медики должны уже в период своего обучения в вузе чётко осознавать, что одной из важнейших гуманных ценностей в Узбекистане является всемерная поддержка семьи. Это качество присуще не только нашей стране, но и всей восточной цивилизации. Они должны понимать, что полноценное восприятие прав человека и уважение личности обогащают и нашу национальную культуру, и нашу государственность.

Необходимо доносить до сознания каждого студента медицинского вуза чёткое понятие того, что основной закон Республики Узбекистан – её Конституция – включает в себя правовые основы нашего общества в интересах народа и гарантирует права человека, стабильность и достойную жизнь каждой семье, обеспечивает уверенное будущее всем гражданам Узбекистана . Будущим врачам необходимо понимать, что независимость нашего государства даёт ему возможность опираться в своём развитии на ряд важнейших факторов его составляющих. В число этих факторов входят и менталитет нашего народа, и его обычаи, и традиции, и его историческая память, этими факторами являются образ и уклад жизни нашего народа, его национальная идея, избранный им свой путь обновления и прогресса, принципы узбекской модели развития. Именно совокупность всех этих факторов способствует формированию гражданского общества, позволяет развивать свободное творческое мышление граждан во всех областях их жизнедеятельности. А диалектическая взаимосвязь личности и общества, как единичного по отношению к общему, показывает, что совершенствование каждой личности является необходимым условием развития всего общества.

На фоне интенсивного внедрения в практику нашей жизни новых форм компьютерной и мобильной техники и постоянного усовершенствования систем связи идет сложнейшая перестройка сознания современного человека. Он ускоренно осваивает новые навыки работы, у него возникают новые привычки, новые потребности и новые интересы. Происходит изменение социальных функций трудовой деятельности, обогащение её по мере развития науки и культуры, преобразующих её характер и повышающих ценность самого трудового процесса. Это, в свою очередь, приводит к обогащению ценностно-мотивационного ряда побуждений индивидуума к действию, являющегося определенным критерием оценки поступков и результатов деятельности этого индивидуума. В качестве основной движущей силы во всех сферах человеческой деятельности начинают выступать мотивы и побуждения, основанные на нравственных представлениях человека и приобретающие особое значение для будущего врача, поскольку их осуществление является и самостоятельным регулированием его индивидуального поведения, и регулированием его действий в качестве одного из будущих членов медицинского сообщества.

Проводимый нами непрерывный образовательно-воспитательный процесс позволяет нашим студентам свободно ориентироваться в мире информационной цивилизации и использовать достижения современной науки, техники и современные технологии для получения знаний как общеобразовательного, так и профессионального характера. Они успешно пользуются электронными учебниками и сетью Интернет в процессе изучения необходимых им учебных дисциплин. Это создаёт объективные условия, позволяющие личности самосовершенствоваться, и способствует, достижению одной из важнейших среди поставленных нами конечных целей – формированию гражданского общества в Узбекистане.

Однако, главной основой любой профессиональной деятельности вообще и медицинской деятельности в особенности, являются духовно-нравственные ценности. Определяющую роль в воспитании молодого поколения играют наше богатейшее духовное наследие и духовно-исторический опыт нашего народа. Следовательно, духовность является не сводом каких-либо идеологических норм, а главным условием обеспечения возможности реализации человеком своего духовного потенциала, развития его нравственных ценностей.

Разъясняя в процессе преподавания в медицинском вузе понятие духовности, мы говорим о том, что настоящая духовность является тем, что существует в самом человеке и представляет собой его достояние. В это понятие входят и его внутренняя независимость, и его творческие способности, и его труд с радостью и самоотдачей, и его чувство ответственности и цельность его характера.

Высокий уровень духовности, который позволит студентам медицинских вузов добиться максимальной успешности в их будущей врачебной деятельности, станет тем внутреннем стержнем, который поможет им найти правильный подход и к их будущим пациентам, и к будущим коллегам по работе. Значит, обучение в медицинском вузе должно включать в себя все необходимые условия для достижения этого уровня и раскрытия творческого потенциала студентов, что позволит им в дальнейшем находить в процессе работы выход из любой сложной ситуации и не боятся, в случае необходимости, применять для достижения этой цели нестандартные, но наиболее эффективные решения.

Особенностью медицинского вуза является то, что это образовательное учреждение представляет собой симбиозом воспитательного и образовательного институтов, где первостепенное значение уделяется профессиональному медицинскому образованию, но оно проводится в тесной взаимосвязи с формированием нравственности будущих врачей. И, если оптимизация образовательного процесса развивает самостоятельную познавательную активность студента, способствует развитию гармоничной, социально активной личности, развивает ценностно-смысловые установки и коммуникативность, то гуманистическая парадигма этого образования способствует возникновению в дальнейшем душевного контакта с больными в процессе врачевания, правильному пониманию тонких механизмов и специфики заболеваний, а также развитию чувства высокого гражданского долга.

Список литературы

1. Ислам Каримов. Юксак маънавият-енгилмас куч («Высокая духовность –непобедимая сила»). – Тошкент: «Маънавият», 2008. – 173 с.

2. Конституция Республики Узбекистан – Ташкент: «Узбекистан», 2012.– 2 с.