УДК 001:52(575)

Улугбек великий учёный и наставник

Каримова Муяссар Жамолиддиновна - к.и.н., старший преподаватель кафедры Истории Узбекистана, основ духовности и социологии Ташкентского педиатрического медицинского института.

Ахмедова Муборак Ахмедовна - к.ф.н., доцент, зав. кафедрой Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Алимова Мухиба Музаффаровна - старший преподаватель кафедры Теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье освещена деятельность великого ученого, астронома Улугбека, как покровителя науки, ученого энциклопедиста и наставника. Улугбек сам был покровителем науки и великим ученым энциклопедистом, в совершенстве владеющий арабским языком и литературой он писал стихи и занимался музыкой. Обладание Улугбеком широкими и глубокими знаниями по различным сферам науки, способствовало формированию великих ученых повлиявщих на мировую науку, повышению научного потенциала в период правления Улугбека в Самарканде.

Ключевые слова: Мударрис, фикх, логика, астрономия, история, литература, тригонометрия, философия, Альмагест, обсерватория.

Развитие культурной жизни в Средней Азии в эпоху Улугбека (1409-1449), который был внуком великого Амира Темура заслуживает особого внимания. Улугбек родился 22 марта 1394 г. в г. Султания на Западном Иране во время военных походов своего деда Амира Темура. Улугбек был старшим сыном Шахруха и его звали Мухаммад Тарагай. Но с детских лет его почтенно также называли Улугбеком и это имя всю жизнь сопровождало его. Детство Улугбека проходило в военных походах своего деда. В междоусобных войнах, начатых в результате неожиданной смерти Амира Темура перед походом в Китай, победил Шахрух и он выбрал столицей своего государства Герат, а столицу Мавераннахра Самарканд отдал своему сыну Улугбеку. [11, с.172]

Шахрух в 1411 г. назначил своего старшего сына Улугбека правителем Мавераннахра и Туркестана. Улугбек в 17 лет стал правителем (хакимом) и в отличии от своего деда не интересовался военными походами, а был больше склонен к научной деятельности. [11] Улугбек уделял особое внимание на занятия по математике (илми риёзиёт) и астрономии (илми фалакиёт). В 1417-1420 гг. он построил медресе в Самарканде.

Медресе Улугбека стал настоящим центром дискуссий и полемики научных и творческих изысканий мыслителей своей эпохи. Также, Улугбек сам лично преподавал в медресе. Абу Тохирходжа Самарканди в своем труде об этом пишет так: «После того как было завершено строительство здания медресе Улугбек мирза назначил Казизада Руми его мударрисом (основным преподавателем). Он сам лично читал иногда там лекции». [4, с.25] Улугбек хорошо знал геометрию, математику, астрономию, историю, литературу, логику и музыкальное искусство. Также, он обладал хорошими знаниями по Корану, хадисам и фикху (мусульманская теология). Про научную способность Мирзо Улугбека, и о его покровительстве людям искусства и науки дает нам сведение письмо его учителя Гиёсиддина Джамшида Кашани, написанное своему отцу. [1, с.67-68], [8, с.6] В нем он писал так, «...он исламский правитель и пусть Великий Аллах сделает его правление вечным. Он учёный человек. Я хочу сказать в первую очередь, что эта благородная личность наизусть знает большую часть Корана, также может пояснить суры Корана. Каждый день перед собравшимся народом он читает по две суры Корана не делая ни одну ошибку. Он очень хорошо знает арабскую грамматику и синтаксис, владеет изысканным почерком. Вместе с этими качествами, он также является хорошим знатоком исламского права (фикх), логики, литературы и музыки. Кроме того, Улугбек обладает широкими знаниями по всем сферам математической науки. В данной области науки его интересы дошли до того, что даже когда он ездиет верхом иногда начинает спрашивать других например о том, что на какое время года приходят дни с десятого по пятнадцатого числа месяца ражаб 818 года по лунному календарю. (Когда ни кто не отвечает) Он сам не слезая с коня начинает считать степени и минуты длины солнца и находит верный ответ. В этом случае когда делаются устные подсчеты очень важно помнить цифры. (В тот момент) Один из присутсвующих при нем пытался произвести подсчеты цифр устно, но он не обладал хорошой памятью и не смог подсчитать степени и минуты солнца. Из современников ни кто не сможет обойти Улугбека по устным подсчетам когда используются сложные цифры. Я хочу подчеркнуть ещё о том, что нет равных Улугбеку Мирзо в математической науке. Он приводит обоснованные факты о небесных явлениях и в состоянии делать научно обоснованные правильные выводы. Также, его превосходительство отлично читает уроки по произведениям «Тазкира» Насируддина Туси и «Ат-тухфа аш-Шахи» Кутбиддина Махмуда ибн Масъуда Ширази, и это просто невозможно описать... Его величество, защитник государства почти ежедневно участвует на уроках и занятиях в медресе, при этом он очень любит преподавать секреты математической науки. Также, я раб божий и ваш сын постепенно стал участвовать в его занятиях». [1, с.67-68]

В эпоху Улугбека явно наблюдается развитие науки, особенно таких точных наук как астрономия, математика, медицина, география, химия, а также из гуманитарных наук как история, литература и др. [2, с.140] Об этом в своем сочинении Абдураззак Самарканди писал так: «Он хотел распространить свои знания остальному миру подобно как солнце сияет свой луч небе, и яркость разума поднять из глубины земли до самого высшего небесного свода, в частности, эхо наблюдения звездами распространить по самому небесному своду, а дальше установить торжество этого великого дела на поверхности земли». Согласно этому «Платон того времени» Салахуддин Муса Казизада Руми, «Птоломей того времени» воспитанник самого Улугбека Алауддин Али Кушчи, которого он назвал своим «благородным дитя» были постоянными жителями Самарканда. Кроме того, Мирзо Улугбек смог создать «научный коллектив» вместе с Гиясуддином Джамшидом приглашенного им с Кашана и уважаемым мавляна Муиниддином, которые владели секретами всех точных и неточных наук, а также туда включились другие учёные современники, отличающиеся своими великими знаниями по астрономии, математики, тригонометрии и философии на таком уровне в которых они были в состоянии изобретать другой «Альмагест»; и с помощью Великого сотворителя мира они изучали каждое состояние частей неба, и с решительными шагами разума он изучал расстояние между небесными телами, каждую минуту и секунду с астрономической точностью, составляя календарные таблицы и организовал искусные дискуссии, посвященные этим чудесным явлениям». [3, с.379] Особенно важную роль в научной жизни играли медресе Улугбека и его обсерватория. Абу Тахирходжа Самарканди в своем труде «Самария» эти события изложил в следующим образом: «После четыре года как было завершено строительство медресе в 833 (1428 г.)Улугбек вместе с Казизада Руми, мавляна Гиясиддином Джамшид, мавляна Муини Каши, мавляна Салахиддином в местности Кухек у речки Обирахмат начал строить обсерваторию. Вокруг обсерватории были построены келъи. У подножия верховной местности обсерватории располагался красивый сад украшенный цветами и керамическими изделиями”. [4, с.25]

В обсерватории вместе с Улугбеком работали такие ученые как Казизада Руми (умер в феврале в 1435 г.), Гиясиддин Джамшид аль-Каши (не известны годы рождения и смерти) и Алауддин Али Кушчи (умер в 1475 в Стамбуле). Далее там работали Хасан Челеби ибн Муса ибн Махмуд Казизада Руми (сын Салахиддина Муса Казизада Руми), Муиниддин аль Каши, Мансур ибн Муиниддин аль-Каши и другие. В результате проведенных астрономических наблюдений там появилось сочинение «Зидж Улугбека». [5, с.15] Об этом Абу Тохирходжа Самарканди в своем трактате «Самария» писал так: «Улугбек Мирзо в 841 г.х. (1437 й.) написал свое сочинение «Зиджи Курагани», которое пользовалось с большим успехом у астрономов. [4, с.25] Как пишет Абдураззак Самарканди в своем сочинении «Матлаи саадейн ва маджмаи бахрейн» («Сияние двух счастливых звезд и место соединения двух морей»), «... Наблюдая календарь солнца и других планет он увидел полезные стороны и недостатки «Зиджи джадиди Ильхани» составленного господином Насируддином Туси, в частности определил много явных (допушенных там) разниц в календаре солнца и других планет. Он указал и исправил данные недостатки в своем зидже. В этом трудном и тонком деле его помощниками были великие учёные того времени. Слухи об этом великом деле распространились по городам, странам и привели славу его величеству. Принц смог внести коррективы этому зиджи и закончил написание своего произведения, которому дали название «Зиджи Султани Курагани». Данное произведение успешно используется знатоками астрономической и календарной науки». [6, с.380]

Улугбек вместе с точными науками также занимался и гуманитарными науками, в частности он писал стихи и занимался музыкой. Алишер Навои в своем сочинении «Маджалис ан-нафаис» и Абу Тахирходжа (XIX в.) в своем труде «Самария» приводят образцы из его стихов. О сильной склонности Улугбека к музыке есть сведения в сочинении «Мухит ат-таварих» («Море историй»), которое было написано на основе 37 ценных рукописных источников. Согласно этому, Улугбек мирзо написал отдельные произведения, посвещенные таким музыкальным жанрам как булуджи, праздничные, этические, народные и усули равон. [13, с.58]

Также он был активным участником различных состязаний поэтов и дискуссий. Известный историк Хондамир (880/1475-941/1536) пишет о том, что в одной из таких дискуссий Мирзо Улугбек долго и бурно спорил с выдающимся учёным того времени мавляна Мухаммадом Алимом по вопросам классической литературы. Ещё в другом историческом источнике пишется ещё об одной научно литературной полемике, организованной в Мешхеде в 852/1448 г. На этой дискуссии Мирза Улугбек перед присутствующими известными учеными (Садруддин Радос, шейх Ариф Азери и др.) того времени показал себе как ученый, в совершенстве владеющий арабским языком и литературой. [13]

Исходя из вышесказанных фактов можно сказать, что Улугбек сам был покровителем науки и великим ученым энциклопедистом. Одним из дошедших до нас его произведений является «Зиджи жадиди курагани«» («Новая астрономическая таблица Курагани», написано в 1437 г.), которое включает в себе теоретические и практические задачи астрономии. Это совершенное произведение является результатом труда многолетних научных взысканий самаркандских астрономов. Второе произведение Улугбека, дошедшее до нас, посвящено истории и в нем вкратце описана социально-политическая история регионов, входивших в состав Монгольской империи в XIII – XIV вв. Историческое сочинение Улугбека широко известно под названиями «Улуси арбаъ-йи Чингизий» («История четырех Чингизидских владений») или «Тарихи арбаъ улус» («История четырех владений»). Произведение написано в 1425 г и является одним из важных источников по изучении истории Центральной Азии, в частности Узбекистана в XIII – XIV вв. [12, с.178-179]

В академии Улугбека велись научные работы по различным сферам науки. Яркому примеру к этому является комментарии Али Кушчи известному философскому трактату Насируддина Туси (1201-1274) под названием «Тажвиди хаджи» а также его личный труд посвященный философии «Рисола татаълик бикулихи».

Другой представитель академии Улугбека Гиёсиддин Джамшид аль-Каши (Кашани) прибыл в Самарканд в 1417 г. и был одним из учеников Улугбека. Гиёсиддин Джамшид аль-Каши (Кашани) писал о том, что Улугбек обладал широкими и глубокими знаниями по различным сферам науки, в частности он польностью наизусть знал Коран, также фикх (исламское право), шариат, логику, грамматику арабского языка, литературу и теорию музыки, особенно он высоко оценил способности Улугбека в астрономической и математической сферах. До нас дошли два его произведений: «Ключ арифметики» («Мифтах ал-хисоб») и «Трактат о квадрате». [5, с.16] Он признал Казизада Руми «самым талантливым ученым». Аль-Каши дал в своих трудах более подробную инофрмацию о ходе занятий в медресе и методах экзамена знаний студентов в медресе; о научных спорах в дискуссий с участием Улугбека; также об изучении произведений философов Древней Греции и Востока. [8, с.6]

Одним из продолжителей научных традиций академии Улугбека был его «любимое дитя» - Али ибни Мухаммад Кушчи. После того как он получил начальное образование в Самарканде обучался в г. Кирмане усовершенствуя свои знания и вернулся в 1420 г. в Самарканд. В тот момент Улугбек вместе с Казизада Руми, Гиясиддином Джамшидом, Муни Каши, Салахуддином Муса работал над планом строительства обсерватории в Самарканде17. Али Кушчи тоже активно участвовал в этом деле и помогая своим учителям получил возможность познакомиться поближе с их опытом. В результате постепенно он превратился в самостоятельного творческого ученого18. К моменту завершения строения обсерватории другие учёные умерли и Али Кушчи стал основной опорой Улугбека в этом деле. [4, с.25] Али Кушчи начал управлять делами астрономической обсерватории и помогал Улугбеку в составлении его знаменитой астрономической таблицы. Несмотря на то, что труды Али Кушчи [11, с.195-198] не добились такого признания как «Зидж» Улугбека его наследие занимает важное место в истории науки. Он был последним великим представителем развитых точных наук в Мавераннахре и стал первым крупным и выдающимся учёным астрономических наук в Османской империи. [11, с.194] После смерти Улугбека он уходит в г.Кирман в Иране и там начинает служит в качестве придворного ученого, также он преподавал математику и астрономию в медресе. Он сумел создать в Кирмане свою научную школу и там продолжал научные традиции Самаркандской академии. Школа Али Кушчи вела свою деятельность приблизительно десять лет и в это время она вырастила много учеников, среди которых были Али Кушчи Мирим Челеби, Хусейн Бирдженди и др.

Али Кушчи когда он жил в Стамбуле также собрал вокруг себя учёных и внёс свой огромный вклад в развитие различных сфер науки в тогдашней Османской империи. Как подчеркивают современные турецкие историки, до прибытия Али Кушчи в Стамбул «в научной жизни города в то время не было ни одной всесторонне признанной персоны». Благодаря Али Кушчи за краткий срок в этой стране было проделено много дел в сфере астрономии. В результате здесь появились такие знаменитые учёные как Мирим Челеби и другие. [11, с.195]

Ещё одним преемником традиций академии Улугбека был Мухаммад ибн Муса ибн Махмуд Казизада Руми, по псевдониму «Мирим Челеби», который по отцу являлся внуком Салахуддина Казизада Руми, а по матери был внуком Али Кушчи. Он приблизительно в 1430-1435 гг. родился в Самарканде. Он в 1451 г. прибыл вместе с Али Кушчи в г.Керман и начал свою научно-педагогическую деятельность. Вместе с дедом он уезжает в Стамбул и жил там до 1475 г. Он написал комментарии к многим работам своих учителей и дописал многие научные трактаты, начатые ими. После 1475 г. Челеби жил во многих городах Малой Азии. [7, с.22] В конце своей жизни он служил в Анатолии во дворце султана Селиме (1512-1520) в качестве казия. В начале XVI в. по просьбе султана Баязида II (1481-1512) написал свой трактат под названием «Дастур аль-амал ва тасхих аль-джадвал» («Исправление закона действий и таблиц»), который являлся комментарием на «Зиджи джадиди Курагани». Другое произведение Челеби под названием «Трактат о ватаре и синусе» не сохранилось до наших дней в рукописном виде. Также есть сведение о его труде о различных астрономических приборах. Немецкие учёные Герман Ганкель и Брунмюллер высоко оценили его научную деятельность.

Ещё одним продолжителем традиций Самаркандской академии был Мулла Абдуали Наджмиддин ибн Мухаммад ибн Хусейн Бирдженди. Он родился в иранском городе Бирдженде во второй половине XV в. и изучал астрономию и математику у Али Кушчи. Вначале он жил в различных городах и провинциях Ирана, далее служил во дворце гератского визиря Хабибуллахана. Бирдженди являлся автором комментариев на произведения греческих и индийских учёных, а также своих учителей. Кроме того, он сам создал оригинальные произведения по математике и астрономии. Он преподавал в одном из знаменитых медресе Герата и сумел вокруг себя собрать одаренных молодых людей, создавая свою научную школу. Бирдженди написал учебные пособия по математике и астрономии для студентов в медресе. Он умер в 1528 г.

Он написал комментарии на арабский перевод трактата «Алмагест» Птоломея, осуществленного Насируддином Туси, и на «Зидж» Улугбека, а также на трактат Чагмини. [7, с.23]

Подводя итоги вышесказанным фактам можно утверждать, что «Зидж» Улугбека является одним из самых совершенных астрономических произведений своего времени и быстро смог привлечь внимание современников. Прежде всего данный трактат оказал огромное влияние на творчество учёных которые собрались вокруг Улугбека. Изучение «Зиджа» показывает что, данное произведение прежде всего было рассчитано на практическое использование и Улугбек не ставил перед собой задачу разъяснения теоретических задач. Как мы полагаем из за этого комментарии “Зиджу” начали писаться в первую очередь самими самаркандскими учёными, в частности Али Кушчи. Далее комментарии к этому трактату писали Мирим Челеби и Хусейн Бирдженди. [11, с.178]

Также «Зидж» оказал большое влияние на развитие западноевропейской науки. Западная Европа была близко знакома с деятельности Амира Темура и его потомков, особенно Улугбека начиная с XV в. Благодаря учёной деятельности Али Кушчи в Стамбуле вести о научном наследии Улугбека распространились по Европе. [11, с.179] В частности, профессор оксфордского университета Джон Гривс начиная с 1643 г. начал изучать «Зидж» Улугбека и объявил состояние 98 звезд, взятых с каталога звезд в книге. А в 1648 г. отдельно опубликовал географическую часть «Зиджа» Улугбека. [7, с.24] Английский учёный и востоковед Томас Хайд (1636-1703) в 1665 г. издал таблицу постоянных звезд в «Зидже» на персидском и английском языках. [11, с.179]

Европейские ученые также изучали математическое наследие учёных академии. В частности, как утверждали такие учёные как Х.Хуннер и К.Фогель, что греки Константинополя начиная с момента управления в нем турков начали использовать десятичную дробь. Значит данное научное открытие Гиёсиддина аль-Каши распространилось в Стамбуле благодаря именно Али Кушчи.

Учёный Г.Собиров писал о том, что Ян Бидман в своем пособии по арифметике и алгебре, написанной в 1489 г. использовал такие научные термины как «положительное число» и «отрицательное число», введенные в научный оборот Али Кушчи. [7, с.24] Об известности Улугбека и его академии в Европе свидетельствует гравюра, написанная к произведению чешского астронома Яна Гевелия.

Таким образом, научные открытия, притворенные в жизнь Улугбеком и представителями его академии распространились через Османскую империю в Италии и Испании, а также далее в Западной Европе, и внесли огромный вклад в развитие астрономии и математики там. [7]

Одним из выдающихся представителей медицинской науки, прибывших в Самарканд и ведших там свою деятельность, был Бурханиддин Нафис ибн Эваз хаким аль-Кирмани. Он сам был родом из Кирмана и по приглашению Улугбека прибыл в Самарканд. Он написал комментарий на произведение «аль-Асбаб ва-ль-аламат» («Причины и признаки болезни») узбекского лекаря Наджмиддина Самарканди. Другой его трактат «Шарх аль-муджаз» («Краткий комментарий») был посвящен истории Восточной медицины, влиянию наследия Ибн Сины на деятельности других учёных. [14] Также писал много комментариев на труды Ибн Сины, посвященных медицине и логике. Одним из таких сочинений является его комментарий на трактат «Халли муджаз» («Комментарий к сокращению») Джалалиддина Мухаммада ибн Мухаммад аль-Аксараи (жил в XIV в.), посвященный на «Канон» Ибн Сины. [11, с.172]

Миниатюры знаменитого каллиграфа и художника Султан Али Баварди, который был родом из Абиверда, отличались остротой линий и яркостью цветов. По стилю самаркандской школы были нарисованы 18 миниатюр на «Хамса» («Пятерицу») Низами и 49 миниатюр на знаменитое «Шахнаме». Все они на сегодняшний день хранятся в библиотеках Турции. В миниатюрах на произведение «Список постоянных звезд» ас-Суфи, созданных в период Улугбека, карты были обозначены красными и черными кругами, а расположение больших и маленьких звезд дано в виде графика простой чернилой без использования цветов. Тема “жизни простого народа” в Восточной миниатюре возникла с периода Темуридов. К этому жанру можно отнести такие миниатюры как «Строительство самаркандской мечети», «строение стены Искандера», «Быт кочевников», «Обучение ремеслу простого народа Джамшидом» и др. [4, с.25], [1, с.67-68], [8, с.6]

Исходя из вышесказанных фактов можно сказать, что Улугбек сам был покровителем науки и великим ученым энциклопедистом, в совершенстве владеющий арабским языком и литературой он в писал стихи и занимался музыкой. Улугбек заслужил уважение и доверие своих учеников.К этому способствовало его обладание широкими и глубокими знаниями по различным сферам науки, в частности он польностью наизусть знал Коран, также фикх (исламское право), шариат, логику, грамматику арабского языка, литературу и теорию музыки, особенно этому способствовало знание в совершентве астрономии и естествознания В академии Улугбека велись научные работы по различным сферам науки. Академия Улугбека, организованая в Самарканде, способствовала формированию великих ученых повлиявших на мировую науку, повышению научного потенциала в период правления Улугбека в Самарканде.

Список литературы

1. Аҳмедов Б. Амир Темурни ёд этиб. -Т.: “Ўзбекистон”, 1996.

2. Сагдуллаев А.,Аминов Б.,Мавлонов Ў.,Норқулов Н. Ўзбекистон тарихи: давлат ва жамият тараққиёти.-Т.: “Академия”, 2000.

3. Абдураззоқ Самарқандий. Матлаи Саъдайн ва Мажмаи Баҳрайн. -Т.: “O*ZBEKISTON” 2008.

4. Абу Тохирхожа. Самария.Наршахий.Бухоро тарихи. Баёний.Шажараи Хоразмшохий.Ибрат.Фарғона тарихи. Т.: “Камалак” 1991.

5. Абдурахмонов А. Улуғбек академияси. -Т.: “Қомуслар Бош таҳририяти”, 1993.

6. Абдураззоқ Самарқандий.Матлаи Саъдайн ва Мажмаи Баҳрайн.II жилд, биринчи қисм. (1405-1429 йиллар воқеалари).-Т.: “O*ZBEKISTON” 2008.

7. Абдурахмонов А. Улуғбек академияси. -Т.: “Қомуслар Бош таҳририяти”, 1993.

8. Ж.Ибодов, Г.Матвиевская. Улуғбек шогирди –Али Қушчи. Т.: “ФАН”, 1994.

9. ХайруллаевМ.М., Ўринбоев А, Бўриев О. ва бошқалар. Темурийлар бунёдкорлиги давр манбаларида. -Т.:“Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси”, 1997.

10. Пугаченкова Г.А. Среднеазиатские миниатюры.16-18 веков в избранных образцах. Т.: «Главная редакция энциклопедий», 1994.

11. Маънавият юлдузлари. Т.: “Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси” , 2001.

12. Аҳмедов Б. Ўзбекистон тарихи манбалари. (Қадимги замон ва ўрта асрлар).“Ўқитувчи”, -Т.: 2001.

13. Аҳмедов Б. Давлатшоҳ Самарқандий. -Т.: “ФАН” 1967.

14. ХайруллаевМ.М., Ўринбоев А, Бўриев О. ва бошқалар. Темурийлар бунёдкорлиги давр манбаларида. -Т.:“Абдулла Қодирий номидаги халқ мероси”, 1997.

Интересная статья? Поделись ей с другими: