УДК 32.019.5

Преодоление административных барьеров в малых городах путём активного внедрения электронного правительства (на примере города Ливны и Ливенского района Орловской области)

Окорокова Олеся Юрьевна – магистрант факультета Государственного и муниципального управления Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации; руководитель Филиала №1 Орловского базового медицинского колледжа.

Аннотация: В данной статье рассматриваются административные барьеры, которые ещё существуют в настоящее время в российском обществе, мнение жителей города и района об административных барьерах и электронном правительстве, внедрение электронного правительства в малых городах, а также дальнейшие пути к внедрению электронного правительства в уездных городах.

Ключевые слова: Административные барьеры, государственные и муниципальные услуги, электронное правительство, электронные услуги.

В последние годы комплекс негативных факторов, таких как бюрократизм, коррупция и административные барьеры не способствует успешному экономическому развитию страны. Качество государственного управления является одним из ключевых факторов успешного экономического развития России. Улучшение взаимоотношений граждан с органами государственной власти является важным направлением проводимой в Российской Федерации административной реформы.

При этом основная задача административной реформы должна заключаться в открытости ее реализации, она должна быть понятна населению, которое должно знать, что решает власть, какие есть ресурсы у субъекта Российской Федерации, за что должны отвечать субъекты Российской Федерации.

Административные барьеры, возникающие в любой сфере деятельности, не только снижают её эффективность, но и повышают коррупционные риски. Данная проблематика привлекла внимание Президента и Правительства Российской Федерации. О необходимости снижения административных барьеров в различны сферах деятельности государства указывалось в одном из выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина. 1

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В условиях становления посткризисной инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится осо¬бенно актуальной. Избыточное администри¬рование, недостаточное качество предостав¬ления государственных услуг, несовершен¬ство контрольно-надзорных и разрешитель¬ных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестици¬онную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие оте¬чественной экономики. [3]

С помощью опросника был проведён опрос жителей города Ливны и Ливенского района Орловской области, с целью выявления существования административных барьеров в городе. Было опрошено 500 жителей города и района. Основной контингент анкетируемых составили жители города (67%), со средним (37%) и средне-профессиональным образованием (39%), и преимущественно с средним доходом (70%). 90% опрошенных жителей города уверенно заявили о существовании административных барьеров, с которыми они столкнулись лично, в той или иной мере.

Основными административными барьерами в г. Ливны и Ливенском районе по мнению жителей города являются:

- временные административные барьеры, связанные с излишними временными потерями: долгое время ожидания в очереди; длительное время ожидания результатов – 35%;

- информационные административные барьеры, связанные с недостаточным информационным обеспечением: отсутствие инфоматов (40% опрашиваемых не знают о существовании таковых) и стендов с подробной информацией; малоинформативность стендов или отсутствие на стендах необходимой информации; отсутствие консультантов, справочных бюро – 20%;

- организационные административные барьеры, связанные с отсутствием необходимых условий для приема граждан: отсутствие оборудованного места для ожидания, столов с образцами заполнения бланков документов; отсутствие копировальных аппаратов на месте, для бесплатного копирования документов; отсутствие буфетов и туалетов; отсутствие кондиционеров и т.д. - 15%;

- служебные административные барьеры, связанные с недоброжелательным отношением сотрудников к гражданам, обратившимся за услугами -20%;

- административные барьеры, связанные с материальными затратами: дополнительные затраты на снятие копий с документов; высокие государственные пошлины; большая комиссия при уплате государственной пошлины; незаконные денежные вознаграждения, уплачиваемые гражданами за получение государственных услуг (материальные)-10%.

Одним из самых актуальных вопросов государственного управления является вопрос формирования электронного правительства. А для организаций и обычных граждан электронное правительство приводит к существенной экономии времени, уменьшению финансовых затрат и повышению качества оказываемых услуг. Экономия времени достигается благодаря отсутствию необходимости ходить по инстанциям и общаться с госслужащими, а также за счёт снижения количества административных ошибок. Уменьшение финансовых затрат достигается следствием снижения стоимости услуг и ликвидации административных барьеров, на преодоление которых при традиционной государственной структуре требуется немало дополнительных ресурсов. Повышение качества услуг происходит за счет автоматизации, при которой интересы клиентов перевешивают интересы ведомств. И все это не просто слова — ряд исследований подтверждает, что внедрение электронного правительства может действительно улучшить результативность работы государственных органов.

Также было проведено исследование среди анкетируемых по поводу внедрения и реализации электронного правительства в городе и районе.

Среди анкетируемых владеют компьютером 79%, имеют подключения к сети Интернет 88%, из которых всего 70% имеют подключения к сети дома. Остальные респонденты могут воспользоваться сетью Интернет на работе, у знакомых, пользуются услугами почты и сотовой связью. Об электронных услугах знают 88% респондентов, однако о Едином портале государственных и муниципальных услуг знают всего лишь 30%. Пользовались электронными услугами 24% опрошенных, из которых 21%- для оплаты жилищно-коммунальных услуг и 3% для получения паспорта.

Об универсальной электронной карте знают 63% опрашиваемых, но никто ею не владеет. Всего 18% жителей готовы постоянно пользоваться электронными услугами, более 50% опрашиваемых не готовы вообще пока рассматривать электронные услуги, в том числе пользоваться универсальной электронной картой. Информацию об электронных услугах 88% респондентов получило по телевидению, остальные от коллег, знакомых и т. п., 58% опрошенных граждан хотели бы получить подробную информацию об электронном правительстве. У граждан, воспользовавшихся электронными услугами проблемы возникали у 30%, произошедшие из-за сбоя сети.

Исходя из проведенного исследования можно сделать выводы, что для того чтобы активнее внедрять электронное правительство в городе Ливны и Ливенском районе необходимо постоянно информировать граждан об электронном правительстве; граждане должны владеть навыками «общения» с компьютером, а также бесперебойно функционировать сотовая и цифровая связь в городе и районе.

Вследствие сделанных выводов можно сделать несколько рекомендаций муниципальным органам власти:

1.проводить рейды, компетентным в вопросах электронных услуг сотрудников, по организациям города и района для проведения бесед;

2.проводить бесплатные обучающие массовые семинары для населения , по пользованию электронными услугами;

3.выпускать регулярно статьи в газетах «Ливенская газета» и «Уездный город» об электронном правительстве и изменениях, связанных с ним;

4.проводить доступные обучающие компьютерные курсы для людей старшего поколения;

5.улучшать все виды связей для бесперебойной работы граждан с электронным правительством.

Только в случае постоянной работы с населением возможно более активное внедрение электронного правительства в малых городах. И как следствие - снижение административных барьеров, за счёт внедрения электронного правительства.

Список литературы

1.Трутнев Д.Р., Уткин В.В., Чугунов А.В. Организационно-правовое обеспечение развитие информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие/СПбГУ ИТМО.-Спб.,2009.-96с.

2.Любимов А.П. Административная реформа в субъектах Российской Федерации//Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 2 (62).с.18-19.

3.Снижение административных барьеров как фактор экономического роста//ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера.2010.Ч.II.№11 [Электронный ресурс] URL:http://www.mcfr.ru/journals/13/805/32279/ (дата обращения 22.01.2015).

4.Административная реформа.[Электронный ресурс]URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/ (дата обращения 27.01.2015).